Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
г. Иркутск
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«Имена прилагательные: синонимы и антонимы»
(Канакина В.П., Горецкий В.Г.-русский язык)
подготовила
учитель начальных классов
Погодаева Эльвира Витальевна
МБОУ СОШ №77, г. Иркутск
2011
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1.
| Организационный момент.
|
| Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.
|
| 1 мин
| 2.
| Объявление темы урока и постановка цели.
| http://www.o-prirode.com/photo/
xrest.ru xrest.ru
| - Ребята, сегодня на уроке я желаю вам хорошо потрудиться, работать с усердием, старательно, с большим интересом, ведь мы продолжаем наше удивительное знакомство с такой необычной частью речи, как «Имя прилагательное». Оказывается, имена прилагательные бывают близкие по смыслу, это синонимы и противоположные - антонимы. А какие это прилагательные, мы узнаем чуть позже, а пока давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число.
| Дети работают в тетрадях
| 1мин
| 3.
| Каллиграфическая минутка.
| (Слайд1) демонстрация
| -Давайте посмотрим на доску и прочитаем хором, выразительно стихотворение:
Пусть будет солнце ясным
И речка голубой;
А Родина – красивой
И вечно молодой!
| Читают хором
| 2мин.
|
|
| (Слайд2)
http://www.o-prirode.com/photo/
xrest.ru xrest.ru
| - Ребята, вам понравилось это стихотворение? Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? А что для вас Родина? (Это место, где человек родился, наша страна, город, село...) А когда Родина может быть молодой? (Когда все живут в мире, согласии, помогают друг другу…Когда не загрязняют природу, берегут её…) Вам бы хотелось жить в такой стране?
| Ответы детей
| 3мин.
|
|
| (Слайд 3- демонстрация)
Словарь синонимов и антонимов
http://www.moiinternetinstrumenti.com/
office@internet-school.ru
| - Ребята, назовите все прилагательные из этого стихотворения (ясным, голубой, красивой, молодой). Спишите так же красиво, как дано на доске слово красивый.
- Подберите слова синонимы к этому слову. Заглянем в словарь синонимов. (прекрасный, превосходный, великолепный, отличный) и противоположные (безобразный, уродливый, отвратительный). Запишем их.
|
| 4мин.
| 4.
| Изучение новой темы.
|
| - Давайте откроем учебники на странице 181 и прочитаем сведения о таких непростых прилагательных. Выполним устно упражнение 475 (Сравним по цвету, по вкусу, по ширине…).
| (Дети читают, анализируют вместе с учителем).
Дети отвечают устно).
| 5мин.
|
|
|
| - Теперь выполним упражнение 483 письменно. Каждое прилагательное заменим синонимым. Напишем словосочетания. («Преданный друг» - это какой друг? Вспомните пословицы о дружбе. «Известный писатель» - каких писателей вы знаете? «Старательный ученик» - какой это ученик? а вы старательные? Почему?
7мин.
| 5.
| Физкультминутка.
| (Слайд 4)
| Если вы увидите имя существительное – присед, если имя прилагательное – выпрыгивание (огромный, ласковый, животное, большой, насекомое, широкий, гостиная, веселый, длинный, носорог, золотистый).
|
| 3мин.
| 6
| Работа по развитию речи.
|
| Прочитаем, что такое текст - описание. Выполним упражнение 486 письменно. Озаглавим текст, обозначим имена прилагательные.
|
| 5мин.
|
| 7.Закрепление пройденного.
| (Слайд 5)
| Ребята, посмотрите на доску. Назовите имя прилагательное, устно подберите к нему противоположное–антоним или близкое - синоним. Объясните смысл высказываний (Доброе слово лечит, а злое – калечит. Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. - Маленькое дело лучше большого безделья. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Платье хорошо новое, а друг старый).
| Работа в группах
| 7мин.
| 8.
| Обобщение пройденного. Игра «Волшебный магнит».
|
| На магнитной доске помещён рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей половине – небо с чёрными тучами, та же поляна, но идёт дождь. Левая часть «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. У каждого ученика карточка с именем прилагательным.
| Дети по очереди
прикрепляют к магнитной доске свои карточки со словами: добрый, злой, грубый, деликатный, отзывчивый, нежный, ласковый, красивый, смелый, трусливый…
| 5мин.
| 9.
| Подведение итогов урока.
|
| - Вот и подходит к концу наш необычный урок. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Давайте ещё раз посмотрим на наш «Волшебный магнит». На какой поляне вы бы хотели жить? (на яркой, солнечной). И я бы хотела, чтобы вы были всегда добрыми, отзывчивыми, смелыми и всегда знали, что имена прилагательные бывают Молодцы!
| …(дети заканчивают предложение).
| 4 мин.
| 10.
| Домашнее задание. (интегрированное)
|
| Упражнение 485. Объяснение учителем.
Задание повышенной сложности: найти в учебнике по литературному чтению по 5 пар слов антонимов и синонимов и выписать их в тетрадь
|
| 4мин.
| 11.
| Оценить работу детей
|
|
| Выставление оценок
| 1мин.
| Приложение к плану-конспекту урока
Имена прилагательные: синонимы и антонимы.
Таблица 2.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР №
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации презентация
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
|
|
| (Слайд1) демонстрация
|
| 2
|
|
| (Слайд2)
демонстрация
| http://www.o-prirode.com/photo/
xrest.ru xrest.ru
| 3
|
|
| (Слайд 3-демонстрация)
|
| 4
| ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
| Словарь синонимов и
антонимов
| (Слайд 4-демонстрация)
| http://www.moiinternetinstrumenti.com/
office@internet-school.ru
| 5
|
|
| (Слайд 5-демонстрация)
|
| 6
|
|
| (Слайд 7-демонстрация)
|
| 7
|
|
| (Слайд 6-демонстрация)
|
| Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:
Картинки: http://go.mail.ru/search_images
бабочка http:// http://www.research-in-germany.de/?mc=adwords.E_Russia_R.russian
цветы http://www.mylira.ru/wp-content/uploads/2011/02/cvety.jpg,
тигр http://www.o-prirode.com/photo/proxvost.info proxvost.info proxvost.info proxvost.info proxvost.info proxvost.info |