Скачать 87.34 Kb.
|
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Учебник «Мир вокруг нас» под редакцией А. А. Плешакова Автор – составитель: Киселева Гашура Каликамаловна. Тема. В царстве грибов. Цель. Ознакомить с грибами как с живыми существами отдельного царства и их значением в круговороте жизни на Земле. Задачи: - обучающие 1) познакомить с грибами как с живыми существами, заселяющими нашу планету; 2) формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы; 3) дать понятие о строении гриба; 4) показать значение грибов для человека и всей живой природы; - развивающие 1) развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся; 2) развивать умение работать с информацией и представлять её в виде схемы, рисунков, таблиц; 3) развивать коммуникативные способности учащихся; 4) развивать умение работать в сотрудничестве; - воспитывающие 1) воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели; 2) способствовать формированию основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с природой, обществом и окружающими людьми. Базовые понятия урока: 1. Грибы – отдельное царство. 2. Съедобные и несъедобные грибы. 3. Строение гриба. 4. Грибы в жизни человека. 5. Правильный сбор грибов. Тип урока. Комбинированный. Используется деятельностный метод обучения и элементы всех ведущих технологий, используемых в образовательном процессе в начальной школе (информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие, оценивания, личностно – ориентированного подхода, игровых.) Время реализации урока: 45 минут. Необходимое техническое оборудование:
Межпредметные связи: русский язык, литература. Медиаматериалы: - авторские медиапродукты Презентация Царство грибов.pptx , созданная в среде POVER POINT; Интерактивный тест по окруж. миру Живая и неживая природа.mtf Физминутка.pptx http://narod.ru/disk/6216346001/tanc_razminka.rar - Интернет – ресурсы: 1) http://vsyako-razno.ru/2434-kak-rastut-gribi.html 2) Чайковский 1.00.mp3 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f686af63-bfd3-3e68-19b9-bdabae897409/Chaikovskii.Miniatura_Vremena_goda.10.Oktyabr.Osennyaya_pesnya.mp3 3) http://flash-yes.ru/griby/ 4) http://www.youtube.com/watch?v=mODDxZrflRw 5) Приложение 1. Кроссворд «Угадай названия грибов» http://pochemu4ka.ru/load/krossvord_zagadka_pro_griby/21-1-0-3752 Формы работы: Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися: 1) Воспринимать грибы как живые существа, заселяющие нашу планету. 2) Знать строение гриба, называть и различать съедобные и несъедобные грибы. 3) Знать значение грибов для человека и всей живой природы. 4) Уметь правильно собирать грибы. Структура урока: 1. Организационный момент. 1 мин 2. Постановка темы и цели урока (самоопределение к деятельности). 4 мин 3. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика). 5 мин 4. Работа над новым материалом. 29 мин 5. Итог урока. 4 мин 6. Домашнее задание. 1 мин 7. Рефлексия. 1 мин Ход урока. I. Организационный момент. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне, а я вам. Спасибо! Все улыбаемся и желаем себе и всем успешной работы! Всем тепло, радостно, уютно… II. Определение темы и цели урока (самоопределение к деятельности). Презентация 2. Слайды 1 – 7. - Первую загадку «Гриб »загадывает учитель, а ученики отгадывают. Остальные загадки загадываете вы. Дети загадывают заранее выученные загадки по – одному. Учитель показывает слайды с изображением гриба и её отгадкой. - Какая же будет тема урока? - Что вы хотите узнать о грибах? Дети высказываются, а учитель корректирует и дополняет высказывания детей. Предполагаемые высказывания: - Где растут грибы? - Как растут грибы? - Как грибы связаны с деревьями? - Съедобные и несъедобные грибы. - Из каких частей состоит гриб? Показывает на слайде план урока, который отдельно вывешивается на доске в виде плаката. Распечатать 7 слайд в цветном варианте. - Как вы думаете, что мы будем делать для реализации плана урока? (Использовать собственные знания, находить информацию в учебнике, делать зарисовки, заполнять таблицы, исследовать строение гриба, анализировать и делать выводы). III. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика). Интерактивный тест по окруж. миру Живая и неживая природа.mtf Учитель даёт инструктаж по выполнению теста, наблюдает за работой учащихся и оказывает индивидуальную помощь. Каждый ученик работает за персональным компьютером. После окончания работы проходит самопроверка. Если в выполнении теста допущены ошибки, то тест выполняется на АРМ учителя. - Какой же вывод мы сделаем о почве? Вывод: почва считается частью живой и неживой природы. IV.Изучение нового материала. 1. Видео – ролик «Как растут грибы». http://vsyako-razno.ru/2434-kak-rastut-gribi.html Просмотр – путешествие. Интерес к познанию. - Тест мы завершили тем, что почву считаем частью живой и неживой природы. Сейчас вы увидите, как растут грибы на почве. Будьте внимательны, подумайте, что вам кажется особо интересным при просмотре видео – ролика. После просмотра: - Что особенно вам понравилось? - Какое чувство вас охватило? (Кажется, что всё дышит). - Какой вывод можно сделать после просмотренного видео – ролика о грибах? Вывод: грибы – живые существа. 2. Рассказ учителя о грибах. - Учёные долгое время не могли решить, что же такое грибы. К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время биологи выделили их в отдельное царство – ЦАРСТВО ГРИБОВ. Существует целая наука – микология, а изучают грибы – микологи. Учитель продолжает свой рассказ о грибах с опорой на презентацию (слайды 8 – 19), опираясь на знания детей. Учащиеся слушают, вступают в диалог с учителем и смотрят презентацию с информацией на слайдах.
(слайд 13). - Какие съедобные грибы вы знаете? Какие грибы вы сами собирали? - Какие несъедобные грибы вы знаете? Какие из них вы можете узнать?
- Грибы имеют для человека очень большое значение. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Их сушат, варят, солят, маринуют, чтобы употреблять в пищу в любое время года.
- Мы с вами говорили о дрожжевых грибках, которые рассматриваются только под микроскопом (слайд 16). - Совпали ли ваши предположения? Информацию о дрожжевых грибах, добытую в интернете по заданию учителя сообщает заранее подготовившийся ученик (дифференциация). Дрожжи – это грибы. Очень быстро размножаются в природе. Наделены процессом брожения. Определенные виды дрожжей издревле используются человеком при изготовлении кефира, хлеба, кваса и т. д. Пенициллин тоже получен из дрожжевых грибов.
Некоторые грибы дружат с определённым деревом. Приведите свои примеры.
Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни и получает от дерева готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он получает из почвы. - Что же происходит при этом? Круговорот веществ в природе.
3. Самостоятельная работа по учебнику (с. 118 - 119). Учитель даёт задание: грибы имеют разные названия, но строением они похожи. - Из каких частей состоит гриб? Высказывания детей. - Прочитайте информацию в учебнике. Электронная физминутка для глаз (слайд 21). Презентация 1. 4. Выполнение заданий в рабочей тетради. - С. 55 № 2. Подпишите названия частей гриба. Работа в парах. Оказывается индивидуальная помощь. Проверка (слайд 20). Презентация 1. - с. 55 № 2. Раскрасьте названия грибов. Рассматривание изображений грибов в Красной книге России по учебнику (с. 119). Физминутка. Презентация 2. Физминутка.pptx 5. Работа по учебнику. Самостоятельная работа. С. 120 – 121. Учащиеся работают с информацией в учебнике под чудесный классический шедевр П. И. Чайковского (тихая музыка). Аудиофрагмент рассчитан на время самостоятельной работы. Чайковский 1.00.mp3 Проверка самостоятельной работы включается итог урока. V. Итог урока. - Все ли вопросы плана мы с вами рассмотрели на уроке? - О чём вы хотите узнать подробнее? - Сейчас игра на внимание! В этой детской флеш игре вы будете искать в лесу грибы. Ваша задача: собрать все десять грибов. Грибы могут быть под листьями, около деревьев или даже прозрачными! Управление: компьютерная мышь. http://flash-yes.ru/griby/ - Молодцы! Вы действительно очень внимательны! - Сейчас мы с вами посмотрим видео – ролик «По грибы». Что вы почувствуете? http://www.youtube.com/watch?v=mODDxZrflRw V. Рефлексия. - Интересно ли было на уроке? Высказывания детей. - Какое у вас настроение? Почему? Оценка работы учащихся. Она может проводиться и в течение урока, после выполнения заданий. VI. Домашнее задание. - Учебник с. 118 – 122, задание 4 в рабочей тетради. -Индивидуальный кроссворд на листочках на каждого ученика. - Можно дать сильному ученику подготовить информацию по «заказу» (если кто – то захочет узнать о чём – то подробнее). Задание для учащихся высокого уровня. Используемая литература. Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс, - М.: «ВАКО», 2011. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса начальной школы часть 1, -М.: Просвещение, 2011. Рабочие тетради к учебникам. Википедия. |