Скачать 78.91 Kb.
|
В этот вьюжный неласковый вечер, Когда снежная мгла вдоль дорог, Ты накинь, дорогая, на плечи Оренбургский пуховый платок! В. Ф. Боков, «Оренбургский пуховый платок» Урок-лекция: «Оренбургский пуховый платок» Цель урока: знакомство с историей оренбургского пухового платка; Задачи урока: воспитывать гордость за родной край; развивать интерес к этому виду рукоделия; совершенствовать умения участвовать в коллективных формах общения. Третье столетие женщины Оренбуржья вяжут теплые платки, легкие паутинки, палантины и другие замечательные пуховые изделия. 4 слайд Оренбургский пуховый платок — это вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в XVIII веке. Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. Село Спасское Бугульминского уезда Оренбургской губернии... Усадьба Петра Ивановича Рычкова, члена-корреспондента Российской академии наук, первооткрывателя земли Оренбургской. Сам Рычков здесь бывал нечасто - работа ученого-географа связана с многочисленными разъездами. Хозяйка в доме - его жена Алена Денисьевна, урожденная Чирикова, дочь капитана-поручика Преображенского полка. В течение многих лет Рычкова собирала у себя в доме крестьянок, приучая их к ажурному вязанию из пуха коз. Тогда женщина, наверное, и не подозревала, какой вклад она вносит в отечественную культуру. «В низенькой светелке огонек горит, молодая пряха у окна сидит...» - напевно звучат голоса женщин-крепостных. У каждой крестьянки руки заняты: одна расчесывает козий пух на специальных щетках-чесалках; другая вытягивает из чесаной кудельки тонкую нить, спряденную на веретене; третья перематывает готовую пряжу с четырехгранного вращающегося приспособления в клубок; четвертая уже сноровисто управляется блестящими спицами, вывязывая ажурный узор на кайме для будущего пухового платка. 5 слайд Весь пуховязальный промысел в Оренбуржье связан с именами супругов Рычковых. Сначала интерес к вязанным из пуха вещам проявил сам Петр Иванович. Суровый климат оренбургских степей с постоянно дующим резким ветром привлек внимание Рычкова и участников его научных экспедиций к одеянию кочующих скотоводов: под легкой верхней одеждой они носили теплые, но очень тонкие поддевки-телогрейки и шарфы, связанные из пуха коз. Изделия эти служили владельцам много лет и обладали лечебными свойствами: помогали справиться с головными и поясничными болями. Но, исследуя историю этносов, Рычков обнаружил, что исполнение вязаных изделий может быть другим: тоньше и легче. А удерживать тепло они будут так же. В 1766 году исследователь в статье «О козьей шерсти» упомянул о промысле, существующем на Южном Урале. Рычков сетовал, что необычный по своим свойствам козий пух в хозяйстве крестьян используется неразумно - идет на носки. Однако в то время к его голосу не хотели прислушиваться. Ученый попросил крестьянок начесать коз, напрясть пряжу с хлопчатобумажными нитками для крепости и дал жене связать из нее вещи. Алена Денисьевна владела секретами узорного вязания и связала первую паутинку. С этого времени вязание платков, шалей, шарфов обернулось для оренбургских казачек первостепенным делом. Мировую славу изделия оренбургских пуховниц приобрели в середине 19 в. После демонстрации на Всемирной выставке в Лондоне в 1851г. А в 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней. В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей. На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия, в том числе и пуховые платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут». 6 слайд С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках , в Париже (1857г. и 1900г.), в Вене (1873 г.), в Филадельфии (1876 г.), Чикаго (1893 г.). Продолжают восхищать и сегодня. Представляет интерес содержание пояснительной надписи к оренбургским платкам, экспонированным на лондонской выставке: 7 слайд «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае. Платков поступает в продажу в продолжение года до трех тысяч штук». Три тысячи платков в год — это достаточная цифра, чтобы судить о размерах пуховязального производства в Оренбургской губернии в середине XIX века. Под влиянием высоких цен и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов. 8 слайд Благодаря русским казачкам платок обрел главные свои свойства: легкость и тонкость. За счет же усилий вязальщиц татарских районов Оренбургской области изделие вознеслось до еще больших высот, обретая новые очертания. Так, казалось бы недавно, всего полвека назад, связанные зубчики стали уже обязательным атрибутом для всех изделий ручной работы. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов. 9 слайд Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха. 10 слайд Оренбургские изделия - фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Orenburg Lace Shawl - платок пробуют вязать и в Австралии, и в США, и во многих других странах. Это классика. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка. И иной раз совершенно удивительно увидеть где-нибудь в Мельбурне связанный платок с до боли знакомым узором. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена. Что говорить, если в Англии выпускали платки с пометкой "Имитация под Оренбург". 11 слайд Оренбургские платки бывают нескольких видов: Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки. Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шушма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. 12 слайд Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка. 13=14 слайды Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Это признак класса. Более 70 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Их изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Фабричные изделия покупают и знаменитости, и администрация Оренбурга для подарков высоким гостям. Машинные изделия красивые и менее доргие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше. 15 слайд Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго. Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц. 16 слайд Композиционно платок можно условно разделить на три части – середину, решетку и кайму. В середине обычно вывязывается большой ромб, центральная часть обычно насыщена узором. Между серединой и каймой вывязывают «решетку» - это орнаментальная полоса. Кайма в платке выполняет функцию, аналогичную функции рамы для картины – обрамляющую. Индивидуальность и качество Оренбургского платка определяется по четырем основным элементам: ярковыраженные зубчики, кайма, обвязка или решетка, сложновывязанный центр. 17 слайд Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками», «мышиный след»,»снежинки», «решеточки», «зубчики» и другие. Различия в узорах, в тонкости изделий, в используемом пухе каждое село может иметь свои традиции: желтинские платки неизменно покоряют выставки узорами, а, скажем, никитинские по толщине и ажурности по праву считаются "исключением из всех пуховязальных правил". 18.10 2011г. Юденко И.В. |