Скачать 79.48 Kb.
|
Как провести тематический контроль знанийпо географии Неотъемлемой частью современного урока является хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся. Один из видов такой проверки- это тематический контроль ( срез) знаний, который можно проводить после изучения каждой темы программы. На уроке ТКЗ проверяются сразу несколько компонентов:
Вопросы по теме письменные задания вывешиваются заранее в процессе изучения темы, чтобы уч-ся имели возможность корректировать те или иные элементы знаний и готовиться к ТУЗ. К уроку ТКЗ готовится листок учета знаний
По этому листку и учителю и учащимся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. Это дает возможность целенаправленно и своевременно устранить недоработки. За каждый элемент знаний ученик получает отметку. За урок их накапливается 4-5, а в результате выставляется итоговая оценка в журнал. Если ученик хоть за одно задание получил двойку, он может сразу ликвидировать этот пробел дополнительным заданием.
Для каждого варианта ( их два) учитель называет термины, понятия, а уч-ся на листочках пишут определения. На выполнение задания 5-6 минут. Листки с выполненным заданием кладутся на край стола. ( дети слабоуспевающие могут писать только ассоциации или ключевые слова к понятию, а также им можно давать карточки- помощницы с рисунками, схемами и др).
Выполняется на отдельных листках и кладется на край стола. ( сильным учащимся нужно указать ГП объекта).
4. Устный ответ должен быть кратким, четким. Ученики выходят к доске и тихо отвечают на вопрос, используя таблицы, карты. Учитель сразу выставляет отметку в листок учета. Письменное задание каждый ученик выполняет индивидуально и сдает его в конце урока. 5. Ответив на устный вопрос, ученик сдает номенклатуру по карте , согласно программным требованиям по данной теме. 6. Учащиеся, быстро справившиеся со всеми заданиями, могут выполнить задание повышенной сложности. На уроках ТКЗ учителю помогают ассистенты- уч-ся, успешно изучающие материал темы, которых учитель освобождает от ТКЗ. Они собирают листки с выполненными заданиями. Проверяют их и выставляют отметки в листках учета. Такой необычный по форме урок делает контроль знаний интересным для уч-ся и позволяет за урок проверить ЗУН всех уч-ся с помощью нескольких дифференцированных заданий разного типа, выявить типичные ошибки, допущенные учениками и наметить пути их коррекции. Критерии проверки знаний в листке учета могут варьировать в зависимости от объема и сложности материала, решения задач или практических работ, работы с картой и др. Урок - тематический контроль ( срез) знаний по теме « План и карта» ( география 6 класс). Цель урока: Через ряд методических приемов, заданий разного уровня сложности, систему параметров отследить качество усвоения учащимися основных базовых понятий, практических умений и навыков работы с картой, с планом местности по теме « План и карта». Основной ход урокаУчитель:
( На доске висит большое маршрутное полотно в виде таблицы, состоящей из разных разделов. К ним прикреплены кармашки с заданиями). По ходу урока учащиеся должны выполнить задания из каждого раздела.
1. Устный понятийный диктант. ( Ученики по – очереди выходят к маршрутному полотну и вытягивают по 2 вопроса – понятия из темы « План и карта»: План местности; масштаб плана; численный масштаб; именованный; линейный масштаб; азимут; относительная высота; абсолютная высота; географическая карта; рельеф; нивелир; горизонтали; компас; горизонт; экватор; параллели; меридианы; географическая широта; географическая долгота; географические координаты. Ответив понятие, ученик сразу же выполняет устное задание из кармашка под №2 – определение азимута объекта по карте. Выполнив устные задания, ученики работают письменно по заданиям из кармашков под № 3,4. № 3. Задания по типу « Лестница» 1 – ая ступенька: Тест. 1. Какой из численных масштабов: 1. Мелкий. 2. Средний. 3. Крупный. А. 1: 600 000 Б. 1: 20 000 В. 1: 75 000. 2. Установить соответствие: понятие – формулировка. 1. Географическая карта. 2. План местности. А. Чертеж, масштаб которого меньше 1: 1 000 000. Б. Чертеж, масштаб которого в 1 см – 100 м и крупнее. В. Чертеж, который отображает на плоскости условными знаками местность, предметы, сооружения др. Г. Уменьшенное изображение земной поверхности, ее частей или отдельных стран на плоскости. 3. Во сколько раз уменьшено расстояние при масштабе: в 1 см 100 м? А. в 10 000, Б. в 1000, В. в 10, Г. в 100 раз. 4. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 градусов? А. Север. Б. Юг. В. Запад. Г. Восток.
А. 45, Б. 135, В. 225, Г. 315.
А. 40 000 км. Б. 6371 км. В. 12 500 км. Г. 6 000 км.
А. Балтийское. Б. Баренцево. В. Черное. Г. Средиземное.
А. 6000 кв.км. Б. 40 000 кв. км. В. 510 млн.кв км.
1. Болота. 2. Леса. 3. Города. 4. Озера. 5. Дороги. 6. Реки. 10. Санкт – Петербург от Уральских гор находится к: А. северу. Б. югу. В. западу. Г. востоку. 11. Какую абсолютную высоту имеют точки с координатами: А. 30 с.ш. и 40 в.д. Б. 5 ю.ш. и 65 з.д. В. 35 с.ш. и 85 в.д. 2 –ая ступенька. По заданным координатам установить объект. У известного объекта установить географические координаты. 1. 0 ш. И 115 в.д. 2. 5 ю.ш. и 140 в.д. 3. 20 ю.ш. и 45 в.д. 2. 9 с.ш. и 80 з.д. 2. 30 с.ш. и 33 в.д. 3. 19 с.ш. и 70 з.д. 3. Остров Пасхи. Остров Огненная Земля. 4. Вулкан Гекла ( о –ов Иссландия). Вулкан Ключевская Сопка ( п –ов Камчатка). 3 ступенька. Задания по индивидуальным карточкам. Задания из кармашка № 4. Топографическое задание. Топографический рассказ показать условными знаками. ( От озера, берега которого были заболочены, к нашей школе мы шли лугом, с севера- востока от которого находился вырубленный лес. Луг постепенно переходил в заросли кустарников, которые пересекала полевая дорога. Дорога довела нас до деревянного моста через реку с северным направлением течения. Отдохнув, мы перешли мост и двинулись по шоссе, вдоль которого проходила линия эл. передач и подошли к фруктовому саду нашей школы). № 5. * Задания повышенной сложности. ( По желанию можно выполнить одно из двух заданий).
Задание: Определить, какой масштаб крупнее: В 1 дюйме 150 миль или в 1 вершке 200 верст. Для справки: 1 верста = 1, 066 км. 1 вершок = 4, 45 см. 1 дюйм = 2, 54 см. 1 миля = 1, 609 км. По мере выполнения работ, ученики сдают их комиссии, которая проверяет и выставляет отметки в маршрутное полотно ( т.е. лист учета). В конце урока учитель подводит итог и выводит общую отметку ученику. |