Скачать 68.29 Kb.
|
Конспект открытого урока по географии Тема урока: Земная поверхность на плане и карте. Предмет: география Класс: 6 «а» Цель урока: Выяснить, для чего человеку необходим план местности, условные знаки и масштаб. Задачи урока: 1. Образовательные: - познакомить учащихся со значением плана местности как модели земной поверхности в жизни человека; - раскрыть роль условных знаков; - сформировать знание о масштабе и его видах; 2. Развивающие: - развивать умение определять объекты местности с помощью условных знаков; - развивать мышление, воображение, способности к самостоятельному решению задач;
- воспитывать любовь к Родине; - познавательный интерес к предмету; Тип урока: комбинированный. Оборудование: атлас, топографический план, раздаточные наборы «Условные знаки» и таблицы сравнения аэрофотоснимка и топографической карты, космический снимок, аэрофотоснимок, линейка, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока 1. Организационный момент Приветствие. Настрой на работу. 2. Проверка домашнего задания. 1.Вызываются 2 ученика к откидным доскам, где заранее подготовлены задания (нарисованы компасы и предметы: дерево, дом, река, горы, школа) Задание: Определить азимут по отношению к предметам и подписать градусы. Дать устно определение азимута. Пока ребята выполняют задания, задаются вопросы остальным учащимся. 2. Что такое ориентирование? Что значит ориентироваться в пространстве? 3. Что такое компас и как с ним работать? 4. Собрать и проверить тетради с заданием 9,10. 3. Изучение новой темы -Ребята, как вы считаете, для чего необходим план местности? + - Людям, каких профессий не обойтись без плана местности? + - Где вы или ваши родители уже не раз использовали план местности? + При ремонте квартиры, в саду, на приусадебном участке и т. д. - Совершенно верно. Слайд 1 - Сегодня на уроке вы узнаете: 1. Для чего человеку необходим план местности; 2. Для чего нужны условные знаки; 3. Что такое масштаб и для чего он нужен; Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока Слайд 2 Земная поверхность на плане и карте. Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Представьте, что вы идёте в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно – подготовиться к переходу реки, оврага и т. д. И самое главное, для похода куда-либо необходимо знать план местности. Предлагаю записать определение: Слайд 3 План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками. Работа по учебнику. На странице 38 найдите рисунок 24 Внимательно его рассмотрите, и дайте ответы на вопросы: - Какие объекты нанесены на плане? + - Как вы об этом узнали? + Предметы на местности изображены значками. - Верно. Эти знаки называются условными. Условные знаки – это своеобразная азбука, по которой можно прочитать и узнать местность, изображённую на плане. Для решения сложных хозяйственных проблем больших территорий созданы топографические карты и аэрофотоснимки. В учебнике на странице 39 посмотрите на рисунок 25. Верхний снимок сделан из космоса и называется он аэрофотоснимок, а на нижнем показана абсолютно та же местность, но только условными знаками. Работа с таблицей. На ваших партах есть таблицы «Сравнения аэрофотоснимка с топографической картой», возьмите их и, пользуясь, рис. 25 заполните, ставя «+» в ту колонку, к которой относится признак.
- Проверяем, исправляем, если ответы не верные и вклеиваем или вкладываем в тетрадь. Таблицы ребята оставляют у себя. Делаем вывод: - откройте учебник на стр.40, найдите верхний красный прямоугольник. Читаем вывод вслух. 4. Физкультминутка. 5. Знакомство с условными знаками. - На стр.39 с правой стороны от рисунков изображены условные знаки, прочитайте, что они обозначают, и найдите их на рис.25 «План местности» На ваших партах есть наборы «Условные знаки» Рассмотрите их и любые 6 зарисуйте в тетрадь. Слайд 4. Условные знаки. Делаем вывод: - Для чего необходимы условные знаки? + Условные знаки необходимы, чтобы правильно читать план и карту и представлять изображённую на них местность. 6. Формирование понятия «масштаб» Учитель предлагает детям выполнить невыполнимое проблемное задание – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину. - Почему вы не можете начертить карту? + Она большая, а тетрадь маленькая. - Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? + Уменьшить карту или увеличить тетрадь. - Для того чтобы на плане изобразить местность необходимо её уменьшить в несколько раз. Для этого существует масштаб. Он показывает размер уменьшения. - Пролистайте учебник со стр. 184 по 190. Внизу каждой карты есть цифры, которые говорят нам, во сколько раз уменьшена данная карта. Стр. 184 – в 1 см-1060 км, стр.186 – в 1 см-1060 км., стр. 188 – в 1 см-1250 км, стр.190-в 1 см-900 км. Слайд 5 Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности. - Масштаб записывается в виде отношения чисел. Учитель пишет на доске, дети в тетради. Например: 1:10 000 – это означает, что 1 см на карте соответствует 10 000 см или 100 м на местности. Виды масштаба. Откройте учебник на стр.41, найдите рис. 26. Масштаб может быть 3 видов: численный, именованный и линейный. Учитель показывает на слайдах, учащиеся кратко записывают в тетрадь. Слайд 6. 1. Численный масштаб. Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель- число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, - это численный масштаб. Например: 1:50 – 1 см на карте соответствует 50 см на местности. 1:100 – 1 см на карте равен 100 см на местности. Задание: Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 100 см в масштабе 1:50. Слайд 6 2. Именованный масштаб. Показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане. Например: В 1 см – 1 м Задание: Начертите в этом масштабе (в 1 см – 1 м) квадрат со сторонами 3 метра. Слайд 6 3. Линейный масштаб. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб не заменяет численный и именованный, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки. - Как правило, на картах с большим масштабом пишутся все три вида масштаба. Один вид масштаба можно легко перевести в другой. Смотрим рис. 27 на стр. 41. «Перевод численного масштаба в именованный» Делаем вывод: - Для чего нужен масштаб? Читаем вслух вывод на стр.41 в розовом прямоугольнике. И, наконец, последний вопрос, изучаемый на уроке. Как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте? - Для того чтобы на плане или карте изобразить овраг, холм, гору необходимо знать их высоту. Существует две высоты: относительная и абсолютная. - Откройте стр. 42 рис. 28. 1. Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой. 2. Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана) В России абсолютную высоту принято исчислять от уровня Балтийского моря. Центр Санкт-Петербурга находится выше уровня Балтийского моря на 3 метра, а Москва – на 120 метров. Горизонтали. Неровности земной поверхности изображают с помощью плавных линий – горизонталей. Горизонтали – линии на плане (карте) соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Работа с рис. 29, стр. 42. 7. Домашнее задание. Запись домашнего задания в дневники. Слайд 7.
Выставляем оценки за урок. 8. Рефлексия. Вопросы: -С какими новыми словами вы познакомились на уроке? -Чему вы научились на уроке? -Все ли цели урока мы выполнили? Можно вернуться к первому слайду. Приложение (презентация) |