Модульный урок «Границы России» Аннотация: Данный урок является вторым в разделе «Пространства России» и предназначен для самостоятельного изучения учащимися границ России после наглядного (с использованием презентации) урока «Россия на карте мира». Модульная технология используется в данном случае для разнообразия видов деятельности на уроках географии, что, на мой взгляд, активизирует школьников. Урок дает возможность учащимся работать в удобном для каждого ритме. Уровень образования школьников: 8 класс. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: модульный урок Цель: Сформировать представление о государственной границе России.
Задачи:
Образовательные: определить морские и сухопутные границы России, запомнить соседей первого порядка и моря, омывающие Россию.
Развивающие: развивать внимание, память и самостоятельность; закрепить умение находить географические объекты на карте и наносить их на контурную карту.
Воспитательные: воспитание умения работать в паре, используя технологическую карту урока, а также самостоятельно и аккуратно в контурной карте.
Оборудование: физическая карта России, политическая карта мира, атласы для 8 класса, индивидуальные контурные карты, технологические карты на каждую парту. Ход урока:
Организационный момент
Проверка знаний уч-ся
Показать крупнейшие по площади страны мира (по порядку первую 10-ку), назвав их столицы
Показать все крайние точки России
В чем уникальность географического положения России?
Какие крайние точки России одновременно являются и крайними точками Евразии?
Как вы считаете, Россия больше европейская или азиатская страна?
Изучение нового материала
Технологическая карта «Границы России»
Вид самостоятельной работы
(Ответь на вопросы)
| Что делать
(Обсуди)
| Контроль (Взаимоконтроль)
|
|
|
|
Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте
Объясните значение цифр:
4400 км
9000 км
17,1 млн. км
60 тыс. км
14 + 2 = 16
Прочитайте и подумайте, Россия является больше морской или континентальной страной? :
«Границы России: 1/3 – сухопутные (22 125 км), 2/3 – морские (38 807 км)»
Закончите предложения:
Наиболее протяжённая граница России – с … , а наименее – с …
Река, вдоль которой проходит граница России с Китаем - …
Озера на границе России с:
Китаем – оз. …
Эстонией – оз. …
Азербайджаном и Казахстаном – оз. …
Ответьте на вопросы:
Где проходит самая протяженная морская граница России?
Почему она не имеет существенного значения для международных связей?
Назовите начальный и конечный пункты Северного морского пути.
Вдоль каких морей проходит вторая по протяженности морская граница России? Назовите главные порты этих морей.
Как вы думаете, почему наиболее активно используется только южная часть «тихоокеанского фасада»?
Почему порты Черного моря имеют большее значение, чем порты Азовского моря?
Как вы считаете, какую приморскую территорию следует использовать в перспективе наиболее активно?
«Границы России: 1/3 – сухопутные (22 125 км), 2/3 – морские (38 807 км)»
Россия является больше морской или континентальной страной?
Выполните работу в контурной карте:
Выделить красным цветом государственную границу России
Подписать соседние государства и их столицы, выделить их границы черным цветом
Нанести моря, омывающие берега России.
Дополнительно:
Приведите все возможные на ваш взгляд доводы в пользу утверждения: «Россия является больше океанической страной » и все доводы в пользу «Россия является больше континентальной страной»
Сравните границы запада и юга, севера и востока, юга и севера по протяженности и хозяйственному использованию.
| Запишите тему в тетрадь
См. учебник, с. 19- 22
Оцени работу товарища Работайте в паре с соседом по парте
Прочитайте и запишите предложение в тетрадь. Сделайте вывод
Запишите в тетрадь
См. табл. №1 (стр. 20)
Работайте по физической карте России
Прочитайте «Каковы морские границы России» (учебник, с. 22 – 23), затем ответьте на вопросы.
Работайте в паре с соседом по парте, поочередно отвечая на вопросы и дополняя при необходимости их
Сделайте дополнения к вашему выводу.
Работайте в к/к
Если вы успели выполнить всю работу, то подумайте над этими вопросами
|
Взаимоконтроль
(статичная пара) Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Учитель
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Самоконтроль
| Закрепление
Вывод и итоги
Д/З:
Параграф 2; завершить работу в к/к + отметить все порты, выделенные курсивом в тексте учебника.
Номенклатура
Задание для желающих: Заполните таблицу (не менее 7 морей)
Моря, омывающие Россию
| Глубина
| Ресурсы
| Значение, использование моря
| |