№
урока
| Название раздела
| Тема урока
| Кол-во уроков
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Элементы дополнительного содержания
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
П
Л
А
н
| Ф
А
К
т
|
1
| Тема 1. Современная политическая карта мира
(3 часа)
| Политическая
карта мира. Изменения на политической карте
мира в новейшее
время .
| 1
| Вводная
лекция
| Политическая
карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные
группы. Государственный строй,
формы правления и административно-территориального устройства
стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и
место России в
современном мире
| Знать/понимать
основные географические понятия и термины
Знать/понимать
основные географические понятия и термины
Знать/понимать
основные географические понятия и термины
| Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
| Составление
систематизирующей таблицы «Государственный строй
стран мира»,
характеристика
политико-географического положения страны, его изменений во
времени
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа,
работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
2
|
| Многообразие
стран современного мира и их
основные группы.
Государственный
строй, формы
правления и административно-
территориального
устройства стран
мира. Геополитика и политическая география
| 1
| Лекция
с элементами
беседы
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа,
работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
3
|
| Экономическая
дифференциация
мира. Роль и место России в современном мире
| 1
| практикум
| Групповая работа,
исследование по
картам, работа по
заполнению контурных карт, составление таблицы
по результатам
сравнения карт
|
|
|
|
4
| Тема 2. Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) (5 часов)
| Общая характеристика Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы
| 1
| Вводная лекция
| Комплексная географическая характеристика при-
родных ресурсов,
населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные
проблемы развития наиболее
крупных стран мира. Внутренние
географические
различия стран
| Оценивать и
объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их
демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
составлять комплексную географическую характеристику
|
| Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. Создание экономико-
географического обоснования
размещения
двух-трех отраслей промышленности в
одной из стран.
Составление
сравнительной
экономико-
географической
характеристики
двух стран
«большой семерки»
| Работа по заполнению контурных
карт, составление
таблицы по результатам сравнения
карт
|
|
|
|
5
|
| Хозяйство. Международные экономические связи
| 1
| семинар
| Определение международной специализации крупнейших стран и Зарубежной Европы. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями.
| Частично-
поисковая беседа.
Сопоставление
карт атласа, составление таблицы
|
|
|
|
6
|
| Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа
| 1
| практикум
| Частично-
поисковая беседа.
Сопоставление
карт атласа
|
|
|
|
7
|
| Европейские
страны «большой
семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия
| 1
| практикум
| Учебное исследование по картам,
Решение географических задач
|
|
|
|
8
|
| Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа»
| 1
| практикум
|
|
|
|
| тестирование
|
|
|
|
9
| Тема 3. Зарубежная Азия (10 часов)
| Общая характеристика Зарубежной Азии
| 1
| Вводная лекция
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности
географического
положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира. Внутренние
географические
различия стран
| Оценивать и
объяснять ресурсообеспеченность отдельных
стран Азии, их
демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
составлять комплексную географическую характеристику
стран Азии;
| Определение международной специализации крупнейших стран и Зарубежной Азии. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями
| Характеристика
специализации
основных сельскохозяйственных районов
Китая, объяснение причин.
Отражение на
картосхеме международных экономических
связей Японии.
| Учебное исследование по картам,
решение географических задач
|
|
|
|
10
|
| Субрегионы
Зарубежной Азии.
Китай
| 1
| лекция
| Анализ карт, составление таблицы
по результатам
сравнения карт,
индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
11
|
| Япония
| 1
| семинар
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
|
|
|
|
12
|
| Индия
| 1
| семинар
| Оценка при-
родных пред-
посылок для
развития промышленности и
сельского хозяйства Индии
| Анализ карт, составление таблицы
по результатам
сравнения карт,
индивидуальная
работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
13
|
| Практическая работа. Зачет по теме «Зарубежная
Азия»
| 1
| практикум
| Учебное исследование по картам,
составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
14
| Тема 4. Африка (4 часа)
| «Визитная
карточка» региона
| 1
| лекция
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства Африки.
Региональные
различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные
проблемы развития наиболее
крупных стран мира. Внутренние
географические
различия стран
| Оценивать и
объяснять ресурсообеспеченность отдельных
стран Африки, их
демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
составлять комплексную географическую характеристику
стран Африки;
| Определение международной специализации крупнейших стран и Африки. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями
| Составление
прогноза экономического
развития стран
Африки на базе
эффективного и
рационального
использования их природных
ресурсов.
Страны, которые имеют
наибольшие
перспективы
успешного раз-
вития
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
|
|
15
|
| Деление Африки
на субрегионы
| 1
| семинар
| Учебное исследование по картам,
составление таблицы по результатам
сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
16
|
| ЮАР
| 1
| практикум
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
|
|
|
|
17
|
| Обобщающее повторение по теме
| 1
| практикум
|
|
| тестирование
|
|
|
|
18
| Тема 5. Северная Америка (4 часа)
| «Визитная карточка» региона
| 1
| лекция
| Комплексная географическая характеристика при-
родных ресурсов,
населения и хозяйства Северной
Америки. Региональные различия. Особенности
географического
положения, при-
родно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран
мира. Внутренние
географические
различия стран
| Оценивать и
объяснять ре-
сурсообеспеченность отдельных
стран Северной
Америки, их демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и
территориальной
концентрации
населения и производства, степень природных,
антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
составлять комплексную географическую характеристику
стран Северной
Америки;
| Определение международной специализации крупнейших стран Северной Америки. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями
| Составление
картосхемы
районов загрязнения окружающей среды в США, вы-
явление источников загрязнения. Объяснение влияния
природных факторов на развитие их хозяйства, особенности
жизни и быта
населения
| Учебное исследование по картам,
составление таблицы по результатам сравнения
карт, работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
19
|
| США. Хозяйство. Макрорегионы
| 1
| семинар
| Групповая работа,
исследование по
картам, работа по
заполнению контурных карт, составление таблицы
по результатам
сравнения карт
|
|
|
|
20
|
| Канада
| 1
| семинар
| Групповая работа,
исследование по
картам, работа по
заполнению контурных карт
|
|
|
|
21
|
| Итоговый урок по
теме «Северная Америка»
| 1
| практикум
| Тестирование, исследование по кар-
там, работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
22
| Тема 6. Латинская Америка (4 часа)
| «Визитная карточка» региона
| 1
| Лекция
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства Латинской
Америки. Региональные различия.
| Оценивать и
объяснять ресурсообеспеченность отдельных
стран Латинской
Америки, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной
концентрации
населения и про-
изводства, сте-
пень природных,
антропогенных факт.
| Определение международной специализации крупнейших стран Латинской Америки. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями
| Определение
международной специализации
крупнейших
стран и Латинской Америки. Установление
взаимосвязей между размещением
населения
хозяйства
и природными
условиями
| Индивидуальный,
фронтальный оп-
рос, работа с картами
|
|
|
|
23
|
| Бразилия
| 1
| Семинар
| Групповая работа.
Составление по
карте маршрута
путешествия. Беседа по результатам анализа карт
|
|
|
|
24
|
| Аргентина, Мексика
| 1
| Семинар
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
| Итоговый урок по
теме «Латинская Америка»
| 1
| практикум
|
|
|
|
| Тестирование,
исследование по картам, работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
|
|
|
26
| Тема 7. Австралия и Океания (1 час)
| Комплексная
характеристика
региона
| 1
| лекция
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства Австралии и Океании.
Региональные
различия. Особенности географического положения
| Оценивать и
объяснять ре-
сурсообеспеченность Австралии
и Океании их демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень
природных
антропогенных и
техногенных из-
менений отдельных
территорий
|
| Составление
картосхемы,
отражающей международные экономические связи Австралийского
Союза, объяснение полученного результата
| Групповая работа,
исследование по
картам, работа по
заполнению контурных карт, составление таблицы
по результатам
сравнения карт
|
|
|
|
27
| Тема 8. Россия в современном мире (5 часов)
| Россия на
политической карте мира
| 1
| семинар
| Россия на политической карте мира. Изменение
географического
положения России
во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом
хозяйстве и международном географическом разделении труда;
| Оценивать и
объяснять ре-
сурсообеспечен-
ность России,
демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий.
Применять разнообразные источники географической информации. Сопоставлять
географические
карты различной
тематики
| Анализ и
объяснение
особеннотей совре-
менного гео-
политического и геоэкономического
положения России, определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира
| Анализ и
объяснение
особеннотей современного геополитического и геоэкономического положения России тенденций их
развития. Определение роли России в
производстве важнейших видов мировой
промышленной и сельскохозяйственной продукции
| Индивидуальный,
фронтальный опрос,
работа с картами
|
|
|
|
28
|
| Россия в мировом
хозяйстве и
международном
географическом разделении труда;
география отраслей
её международной
специализации
| 1
| практикум
| Учебное исследование, составление таблицы по результатам
сравнения карт, работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
29
|
| Характеристика современно-
го этапа преобразований закрытой
экономики прошлого в открытую
экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических
отношений.
| 1
| семинар
| Учебное исследование, составление таблицы по результатам
сравнения карт, работа по заполнению контурных карт
|
|
|
|
30
|
| Особенности географии и структуры международной торговли.
Крупнейшие торговые партнеры России. Структура
внешнеторгового
баланса. Основные формы внешних экономических связей
| 1
| практикум
| Характери-
стика современно-
го этапа преобразований закрытой
экономики прошлого в открытую
экономику будущего. Россия в
системе международных финансово-экономических и политических
отношений. Особенности географии и структуры
международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в
международных
отраслевых и региональных организациях. Россия и
страны Содружества Независимых
Государств . (СНГ). Участие России в
Международных
Социально экономических и геоэкологических
проектах
|
|
|
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по
результатам сравнения карт, работа по
заполнению контурных карт
|
|
|
|
31
|
| Участие России в
международных
отраслевых и региональных организациях. Россия и
страны Содружества Независимых
Государств (СНГ).
| 1
| семинар
|
| Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению
контурных карт
|
|
|
|
32
| Тема 9
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа
| Понятие о
глобальных проблемах
| 1
| лекция
| Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая сырьевая, демографическая продовольственная проблемы
и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
| Сопоставлять
географические
карты различной
тематики; уметь
находить применение географической информации, включая
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета
| Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
| Разработка проекта решения одной из проблем
| Эвристическая беседа
с использованием
карт атласа, составление таблицы
|
|
|
|
33
|
| Взаимосвязь глобальных проблем. Практическая работа
| 1
| практикум
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по
результатам групповой работы
|
|
|
|
34
| Заключение. Мир в XXI в. (1 час)
| Итоговый урок.
Мир на пороге XXI века.
Зачет.
| 1
| практикум
|
|
|
|
| Тестирование.
Собеседование
|
|
|
|