Скачать 47.56 Kb.
|
Тема: Размещение населения и его миграции Цели и задачи:
Основные понятия и термины:
Методы, виды и формы деятельности: проблемно-поисковый метод, эвристический метод; индивидуально-групповая, фронтальная работа; работа с различными источниками; выделение информации из текста; тестовый контроль. Оборудование: настенная карта «Плотность населения мира», учебник, атлас, тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация. Ход урока План изучения темы:
I. Организационный момент (сообщение темы и цели урока) Слайд 1. Тема урока (запись даты и темы в тетрадь) Слайд 2. Эпиграф 1 (на доске): «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая среда человека, сколько сам человек» А.И. Воейков Поясните смысл слов А.И. Воейкова. Что имел в виду известный русский географ? II. Слайд 3. Карта «Плотности населения России». Повторение (из курса «Экономической и социальной географии России» 9 класс)
III. Изучение нового материала: Размещение населения Слайд 4. Карта «Расселение человека». Выделение основных причин, влияющих на размещение населения.
Работа с табл. 12 стр. 55 учебника и ответить на вопрос к тесту параграфа: вопрос 1 стр. 60 «Объясните различия в размещении населения по высотным поясам и разным материкам». Что такое плотность населения? Средняя плотность населения мира составляет 45 чел./км2. Анализ настенной карты «Плотность населения мира» и карта атласа. Слайд 5, 6. Ночные снимки из космоса мира, Европы и Азии. Сгустки населения Земли (работа с текстом учебника стр. 56 и картой атласа «Плотность населения мира») по рядам:
Что такое миграция населения? Миграция – это перемещение населения. Слайд 7. Эпиграф 2 (на доске): «Люди не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами» Н.Н. Баранский Слайд 8. Виды миграций (рис. 23 стр. 57) Рассмотрим более подробно миграции по масштабу: 1. Внутренние миграции – перемещение жителей внутри страны (на примере России и США). Перемещение населения из сельской местности в город, этот процесс в настоящее время идёт высокими темпами в развивающихся странах. 2. Внешние миграции – перемещение населения из одной страны в другую. Миграция иммиграция эмиграция Сальдо миграции – разность между иммиграцией и эмиграцией Слайд 9. Первая глобальная волна миграции (работа с текстом учебника стр. 58) – I вариант. Слайд 10. Вторая глобальная волна миграции (работа с текстом учебника стр. 58) – II вариант. Каковы побудительные причины миграций? Причины миграций (на доске). Внешние миграции привели к образованию этнических диаспор во многих странах мира. Диаспора – часть народа, живущая за приделами страны его происхождения. Что вам известно о миграциях, связанных с «утечкой умов» (интеллектуальная миграция»)? Сообщение. Слайд 11. Внешние миграции Знаете ли вы о других причинах внешних миграций? Политические миграции. Сообщение. Ещё одно новое явление последних десятилетий, прямо или косвенно связанное с миграциями населения, - это нарастающее с каждым годом число беженцев. Беженцы. Сообщение. Какие регионы и страны притягивают людей в наши дни? Почему? IV. Закрепление: Слайд 12. Тест 1) Средняя плотность населения мира составляет: А) 15 чел./км2; Б) 20 чел./км2; В) 45 чел./км2. 2) Крупнейшие сгустки населения сформировались на низменностях: А) Восточной Европы; Б) Латинской Америки; В) Восточной Азии. 3) Главной причиной высокой плотности населения в странах Южной и Юго-Восточной Азии являются: А) исключительно благоприятные природные условия; Б) занятия трудоёмким сельским хозяйством; В) высокий уровень развития промышленности. 4) Главная причина миграций населения в современном мире: А) политическая; Б) религиозная; В) экономическая. 5) Выберите неверное утверждение: А) В начале XXI века основной поток трудовых миграций направлен из развитых стран в развивающиеся; Б) Внутренние миграции сохраняют своё значение в странах, где наблюдаются значительные различия в плотности населения, например, в Австралии, Канаде, России; В) Основной причиной сохранения вынужденных миграций будет оставаться разница в оплате труда в развивающихся и экономически развитых странах. Слайд 13. Ответы на тест: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – а. Вывод: Миграционные процессы, начавшиеся в глубоком прошлом, будут существовать и в будущем. Ведь человек всегда будет искать, где лучше живётся и есть работа. Верна старая поговорка: «Хорошо там, где нас нет». V. Домашнее задание: параграф 7, в. 7, 8 письменно в тетради. |