Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 158.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.02.2014
Размер158.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок »Минеральные удобрения» 9класс

Цель урока: формирование компетенций уч-ся путём решения проблемы использования минеральных удобрений в народном хозяйстве.

Задачи:

  • о.- сформировать понятие об удобрениях, их классификации, питательной ценности, правилах использования, влиянии на рост и развитие растений; сформировать понятие о мелиорации;

  • Р. – развитие общепредметных компетенций уч-ся, развитие навыка рационального решения проблем, навыка решения задач;

  • В.- научного мировоззрения, бережного отношения к природным ресурсам, экологическое воспитание

Оборудование: мультимедиа, образцы удобрений, комнатные растения с признаками недостатка минеральных удобрений

Литература: умк О.С.Габриэлян «химия-9»

План урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ деятельности

время

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Анализ текста, постановка проблемы, выявление путей её решения

Умение выявить проблему и найти пути её решения

5 мин


Изучение нового материала

  1. Удобрения

  2. Классификация

  3. Влияние на рост растений

  4. Питательная ценность

  5. Способы распознавания

  6. Правила применения

Анализ информации

Работа с инструкт. картой

Обсуждение результатов с помощью презентации



Умение находить и использовать информацию

7мин-15мин


Решение поставленной проблемы

Рациональное применение удобрений

Ответы на вопросы


Умение применить полученные знания

5мин


закрепление

Решение задач на расчет питательной ценности

Определение недостатка удобрения в питании растения

тест

Решение задачи
Анализ питания растения
Выполнение теста

Усвоение материала

7мин


Дом. задание

Вывод по уроку

Подготовить порядок определения удобрения

Предложить проекты на тему »Минеральные удобрения и питание растений»

Подготовиться к практ. работе по определению удобрений





3мин

Технологическая карта урока

Прочтите внимательно тексты

  1. В 1990 году наша семья стала обладательницей дачного участка. Место сказочное – водоём, белые лебеди, родники. Всё бы хорошо, но боюсь, что из-за нашей неразумной деятельности загубим этот райский уголок. Как-то мой знакомый рассказывал, как лихо удобрил свой картофель каким-то средством без названия и инструкции по применению. Но задумался ли мой знакомый о том, куда стекают талые воды с участка, что останется в его картошечке? Вот так и травим мы нашу несчастную землю, кто по неразумению, кто из жадности, из-за лишнего мешка картошки. Нас надо заново учить обращению с землёй, чем так хорошо владели наши предки, чтобы вообще не пользоваться минеральными удобрениями.

  2. Говорят, что садовый участок как в зеркале отражает особенности личности своего хозяина, его отношение к жизни, к природе, самому себе. Представим себе сад, где регулярно применяются минеральные удобрения. Ясно, что его хозяин хочет чувствовать себя «царём природы». И другой сад, владелец которого отказался от всякой химии на своём участке. Эти два подхода определяют 2 вида земледелия: химическое и органическое. Задача первого – получить как можно больше продукции, не очень заботясь о её качестве. Задача второго – получить овощи и фрукты экологически чистые, высокой питательной ценности. Важнейшей составляющей сада является живая почва – биогумус. Из неё растение берет то, что ему нужно, не больше и не меньше. Внесение минеральных удобрений создает в почве избыток элементов минерального питания. И растение вынуждено потреблять больше, чем нужно. Это вызывает усиленный рост и стимулирует образование плодов с повышенным содержанием нитратов.

  3. Парадоксально, но факт: люди добросовестно, из года в год, не покладая рук «пашут» свой надел, а урожай получается так себе. Почему? Будем восстанавливать плодородие. Первым делом забудем все минеральные удобрения. Я не сразу понял, что всякая химия не только опустошает кошелек, но и ведет к оскудению почвы, т.к. уничтожает полезных обитателей почвы – червей. Они обладают замечательной способностью перерабатывать органические остатки в доступные для растений формы, рыхлить и удобрять почву. Свежий навоз, внесенный в почву, вызывает избыточный рост растений и делает их неустойчивыми к повреждениям. А так как без органических удобрений нам не обойтись, советую делать компост.

(из писем читателей журнала «Приусадебное хозяйство»)

Вопросы

  1. Каким образом растения и удобрения связаны между собой?

  2. Можно ли заниматься земледелием не используя минеральные удобрения?

  3. Какое отношение к природе выражают авторы писем?

Какую проблему нам предстоит решить на уроке?

Можно ли заниматься земледелием не используя минеральные удобрения?

Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

  • Что такое удобрение?

  • Классификация удобрений

  • Питательная ценность удобрения

  • Влияние удобрений на рост и развитие растений

  • Правила внесения удобрений

  • Способы распознавания

Используя материал учебника стр204-219, справочные материалы выполните задания инструктивной карты (работа по группам)

Задание 1. Какие вещества называются удобрениями? Сформулируйте определение и заполните схему

Удобрения – это вещества, содержащие в своём составе необходимые для растений хим. элементы.

Классификация удобрений



Органические органоминеральные

бактериальные минеральные

азотные калийные фосфорные

комплексные

Какие признаки легли в основу классификации удобрений?

Происхождение и содержание основного элемента.

Задание 2. Какой показатель называют питательной ценностью удобрения? Для чего необходимо уметь рассчитывать питательную ценность?

Питательная ценность – это массовая доля (процентное содержание) азота(N2), оксида фосфора (Р2О5), оксида калия (К2О) в удобрении. Её нужно знать для расчета дозы удобрения.

  )= 

Задание 3. Какими свойствами должны обладать удобрения, чтобы не вызывать загрязнения водоёмов? Выберите из предложенного (нерастворимые в воде, нерастворимые в почвенных растворах, усваимые растениями, растворимые в воде, с низким содержанием пит. элементов, с высокой пит. ценностью, несовместимые, сочетаемые друг с другом)

Задание 4. Заполните таблицу

Элемент

азот

калий

фосфор

Влияние на растение

главная составная часть растительных белковых соединений. необходим для роста листьев и побегов, а также для образования зеленых клеток листа (хлорофилла).

.


Развитие корневой системы
поддержание водного баланса растения, способствует удерживанию воды в клетках. повышает сопротивляемость растений вредителям и способность переносить неблагоприятные условия

влияет на рост корней, почек и бутонов. необходим для созревания и окрашивания цветов, плодов и семян.


Недостаток в питании

мало новых побегов. Листья бледнеют, становятся светло-зеленого цвета, возможны также красноватые оттенки листьев, листья преждевременно опадают.

становится вялым, особенно в теплые и солнечные дни. Оно остается маленьким и приземистым, часто листья словно обожженные, серо-коричневые по краям

цветы не образуются или бледно окрашены Молодые листья остаются маленькими, и кончики их загибаются вверх.


Избыток в питании

Поникающие листья приостановка роста
слабые вытянутые стебли Сухие коричневые пятна; сухие края листьев

Повышается кислотность почвы

Не наблюдается из-за невысокой усваимости

Сделайте вывод о влиянии минеральных удобрений на рост и развитие растений.

Минеральные удобрения оказывают большое влияние на рост и развитие растений, являясь источником макро- и микро - элементов.

Задание 5. Как правильно вносить удобрения? Нужно ли учитывать тип почвы и биологические особенности растений?

Удобрения вносят в зависимости от:

  • Структуры почвы

  • Кислотности почвы (на кислых почвах не вносят калийные, известкование не совмещают с азотными и фосфорными удобрениями)

  • Совместимости компонентов

  • Биологических особенностей растения

  • Стадии развития растения (в период роста побегов – азотные; в период цветения и плодоношения – калийные и фосфорные, калийные в любое время, фосфорные до посева)

  • Доступности и усвоения удобрения растением

  • Частая и малыми дозами подкормка лучше, чем редкая и большими концентрациями

Задание 6. Предложите рациональные способы распознавания удобрений.

Удобрения распознают:

  • по внешнему виду,

  • цвету,

  • запаху,

  • растворимости в воде,

  • окрашиванию пламени,

  • действием специальных реактивов

Вы многое узнали о минеральных удобрениях. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Какое из удобрений богаче калием – КСL или К2SO4?

  2. Можно ли смешивать аммиачную селитру с известью?

  3. Почему фосфорные удобрения сохраняют свои свойства несколько лет, а калийные нужно вносить каждый год?

  4. Можно ли обойтись без всякой химии, если органические удобрения распадаются на минеральные?

Можно ли заниматься земледелием не используя минеральные удобрения?

И минеральные и органические удобрения необходимы растениям. В избыточном количестве они наносят вред, загрязняя водоёмы и попадая в наш организм. Пользоваться удобрениями нужно разумно, зная свойства почвы и агротехнику растений. Нужно понять, что человек находится не над природой, а внутри неё, подобно любому другому живому существу и несёт ответственность за своё отношение к природе.

Лабораторная работа

Цель:

  1. Попробуйте себя в роли агронома.

Определите, в каком удобрении нуждается растение? (комнатный цветок)

  1. Попробуйте распознать удобрение.

  2. На следующем уроке мы будем распознавать удобрения с помощью воды, огня и угля.

В заключение урока проверим свои знания. Выполните тест.

  1. Раздел химии, изучающий влияние минеральных веществ на растения называется:

А) неорганическая химия В) мелиорация

Б) агрохимия Г) органическая химия

  1. Для улучшения роста побегов растений применяют удобрения:

А) фосфорные В) комплексные

Б) азотные Г) калийные

  1. Установите соотношение между названием и формулой удобрения

А) калийная соль 1.NH4NO3

Б) аммиачная селитра 2.Ca(H2PO4)2

B) двойной суперфосфат 3. КСL

  1. Питательной ценностью называют:

А) % содержание удобрения В) массовую долю удобрения

Б) массовую долю вносимых элементов Г) норма на 1 га

  1. питательная ценность аммиачной селитры

А) 55% В) 45%

Б) 35% Г) 25%

Д. задание - подготовить порядок определения удобрения Предложить проекты на тему »Минеральные удобрения и питание растений»

Справочные материалы

. В то время уже не было недостатка в попытках повышения плодородия почвы. Первые успехи вскоре сменились разочарованием. Оказалось, что при внесении в почву только навоза или компоста урожайность удавалась повысить лишь до некоторого предела. Регулярное удобрение почвы зеленой массой растений требовало трехпольной системы ведения хозяйства, от которой стремились отказаться. Так называемое известкование почвы, удобрение ее глинистым или песчанистым известняком вначале повышало урожаи. Однако в дальнейшем урожайность быстро снижалась. Недаром стали говорить, что "известь обогащает отца, но разоряет сына". Таким образом, одна только известь тоже не годилась в качестве удобрения. Почве не хватало каких-то других веществ. Чего только не предлагали в качестве удобрения! Тут были и всевозможные отходы животного и растительного происхождения, и измельченная ветошь, и остатки кожи, и размолотые перья. При анализе любого растения в нем удавалось обнаружить углерод, водород, кислород и азот. В золе, которая оставалась после сжигания растений, Либих нашел соединения других элементов, в том числе калия, кальция, магния, фосфора, серы, железа и кремния. Растения могли получить их только из почвы. При анализе почв присутствие этих элементов подтвердилось. Так шаг за шагом Либих раскрыл существующую в природе закономерную связь явлений: растения постоянно извлекают из почвы минеральные вещества - человек убирает растения с поля - почва обедняется минеральными веществами - урожаи снижаются. "Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает и само поле", - говорил Либих.

Меню для огурцов

Огурцам подкормки просто необходимы. На 10 л раствора берут стакан древесной золы, 0,5 г борной кислоты, 0,3 г сернокислого марганца, 10-15 г аммиачной селитры, 15 – 20 г суперфосфата на 15 – 20 растений.

Листья на кустах черной смородины какие-то светлые, а ягоды мелкие. В чем причина?

Черная смородина очень отзывчива на любые удобрения. Азотные удобрения способствуют росту побегов, завязей и увеличению размера ягод. Но более всего смородина любит калий, особенно на щелочных и нейтральных почвах. Лучшим является сернокислый калий, но можно внести золу. Калийную селитру вносят рано весной и в период наливания ягод.

Удобрения вырастим сами. Растения – сидераты – наилучший заменитель перегноя.

Дождевые черви при выращивании различных культур часто оказываются намного эффективнее многих удобрений.

Инструктивная карта

. Прочтите внимательно тексты

1.В 1990 году наша семья стала обладательницей дачного участка. Место сказочное – водоём, белые лебеди, родники. Всё бы хорошо, но боюсь, что из-за нашей неразумной деятельности загубим этот райский уголок. Как-то мой знакомый рассказывал, как лихо удобрил свой картофель каким-то средством без названия и инструкции по применению. Но задумался ли мой знакомый о том, куда стекают талые воды с участка, что останется в его картошечке? Вот так и травим мы нашу несчастную землю, кто по неразумению, кто из жадности, из-за лишнего мешка картошки. Нас надо заново учить обращению с землёй, чем так хорошо владели наши предки, чтобы вообще не пользоваться минеральными удобрениями.

2.Говорят, что садовый участок как в зеркале отражает особенности личности своего хозяина, его отношение к жизни, к природе, самому себе. Представим себе сад, где регулярно применяются минеральные удобрения. Ясно, что его хозяин хочет чувствовать себя «царём природы». И другой сад, владелец которого отказался от всякой химии на своём участке. Эти два подхода определяют 2 вида земледелия: химическое и органическое. Задача первого – получить как можно больше продукции, не очень заботясь о её качестве. Задача второго – получить овощи и фрукты экологически чистые, высокой питательной ценности. Важнейшей составляющей сада является живая почва – биогумус. Из неё растение берет то, что ему нужно, не больше и не меньше. Внесение минеральных удобрений создает в почве избыток элементов минерального питания. И растение вынуждено потреблять больше, чем нужно. Это вызывает усиленный рост и стимулирует образование плодов с повышенным содержанием нитратов.

3. Парадоксально, но факт: люди добросовестно, из года в год, не покладая рук «пашут» свой надел, а урожай получается так себе. Почему? Будем восстанавливать плодородие. Первым делом забудем все минеральные удобрения. Я не сразу понял, что всякая химия не только опустошает кошелек, но и ведет к оскудению почвы, т.к. уничтожает полезных обитателей почвы – червей. Они обладают замечательной способностью перерабатывать органические остатки в доступные для растений формы, рыхлить и удобрять почву. Свежий навоз, внесенный в почву, вызывает избыточный рост растений и делает их неустойчивыми к повреждениям. А так как без органических удобрений нам не обойтись, советую делать компост (из писем читателей журнала «Приусадебное хозяйство»)

Вопросы

  1. Каким образом растения и удобрения связаны между собой?

  2. Можно ли заниматься земледелием не используя минеральные удобрения?

  3. Какое отношение к природе выражают авторы писем?

Используя материал учебника стр204-219, справочные материалы выполните задания инструктивной карты

Задание 1. Какие вещества называются удобрениями? Сформулируйте определение и заполните схему

Удобрения –…..

Классификация удобрений



Органические





комплексные

Какие признаки легли в основу классификации удобрений?

Задание 2. Какой показатель называют питательной ценностью удобрения? Для чего необходимо уметь рассчитывать питательную ценность?

Задание 3. Какими свойствами должны обладать удобрения, чтобы не вызывать загрязнения водоёмов? Выберите из предложенного (нерастворимые в воде, нерастворимые в почвенных растворах, усваимые растениями, растворимые в воде, с низким содержанием пит. элементов, с высокой пит. ценностью, несовместимые, сочетаемые друг с другом) Задание 4. Заполните таблицу

Элемент

азот

калий

фосфор

Влияние на растение

.


Развитие корневой системы



влияет на рост корней, почек и бутонов. необходим для созревания и окрашивания цветов, плодов и семян.


Недостаток в питании










Избыток в питании

приостановка роста
слабые вытянутые стебли Сухие коричневые пятна; сухие края листьев

Повышается кислотность почвы

Не наблюдается из-за невысокой усваимости

Сделайте вывод о влиянии минеральных удобрений на рост и развитие растений.

Задание 5. Как правильно вносить удобрения? Нужно ли учитывать тип почвы и биологические особенности растений?

Задание 6. Предложите рациональные способы распознавания удобрений.

Выполните тест.

  1. Раздел химии, изучающий влияние минеральных веществ на растения называется:

А) неорганическая химия В) мелиорация

Б) агрохимия Г) органическая химия

  1. Для улучшения роста побегов растений применяют удобрения:

А) фосфорные В) комплексные

Б) азотные Г) калийные

  1. Установите соотношение между названием и формулой удобрения

А) калийная соль 1.NH4NO3

Б) аммиачная селитра 2.Ca(H2PO4)2

B) двойной суперфосфат 3. КСL

  1. Питательной ценностью называют:

А) % содержание удобрения В) массовую долю удобрения

Б) массовую долю вносимых элементов Г) норма на 1 га

  1. питательная ценность аммиачной селитры

А) 55% В) 45%

Б) 35% Г) 25%



Выполните тест.

  1. Раздел химии, изучающий влияние минеральных веществ на растения называется:

А) неорганическая химия В) мелиорация

Б) агрохимия Г) органическая химия

  1. Для улучшения роста побегов растений применяют удобрения:

А) фосфорные В) комплексные

Б) азотные Г) калийные

  1. Установите соотношение между названием и формулой удобрения

А) калийная соль 1.NH4NO3

Б) аммиачная селитра 2.Ca(H2PO4)2

B) двойной суперфосфат 3. КСL

  1. Питательной ценностью называют:

А) % содержание удобрения В) массовую долю удобрения

Б) массовую долю вносимых элементов Г) норма на 1 га

  1. питательная ценность аммиачной селитры

А) 55% В) 45%

Б) 35% Г) 25%

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск