Скачать 318.55 Kb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр развития образования» Отдел информатизации образования Как провести урок с использованием телекоммуникационных средств Интернет Мечева О.П. 2010 год В данной брошюре проведена классификация телекоммуникационных средств Интернет-ресурсов, предложены различные формы организации работы учащихся на уроке с использованием сервисов сети Интернет. Приведены модели построения различных типов урока. Предложенные материалы предназначены для педагогов общеобразовательных учреждений. Данное пособие может быть использовано при подготовке и проведении уроков в период актированных дней, организации обучения учащихся, которые временно не могут посещать школу, проведении дистанционных внеклассных мероприятий. Составитель: Мечева О.П., заведующий отделом информатизации образования МБУ ЦРО, методист высшей квалификационной категории. Контактный телефон: (3466) 45-95-80 При подготовке семинара использованы методические материалы, разработанные на дистанционных курсах Центра дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru. E-mail: info@eidos.ru Оглавление Пояснительная записка Должностными обязанностями методистов по ИКТ образовательных учреждений предусмотрена функция оказания методической помощи педагогическим работникам по вопросам подготовки уроков с использование ресурсов сети Интернет. Анализ работы сайтов образовательных учреждений в период актированных дней показал, что ресурсы Интернет используются только для размещения информации о номерах в учебнике и параграфах, которые необходимо самостоятельно изучить в период актированных дней. Данный подход нельзя считать верным, так как телекоммуникационные средства Интернет позволяют проводить полноценные дистанционные уроки при условии наличия доступа к Интернет на рабочем месте учителя и учащихся. Достоинством данной брошюры является наличие схем подготовки уроков с использованием телекоммуникаций, форм обучения с учётом типа урока, рассмотрены различные формы организации деятельности учащихся на уроке. Предложенные рекомендации помогут педагогам ОУ при разработке уроков с телекоммуникационными средствами. Структура категории "информационная компетентность Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. В структуре категории "информационная компетентность" мы выделяем компоненты:
Интеграция форм очного и дистанционного образования Если проследить общую тенденцию в обычной средней школе, то можно увидеть, что система образования построена так, что большинство школьников при переходе из начальной школы в среднее звено постепенно теряют интерес к учёбе. Причинами этого могут служить:
Одним из эффективных средств изменения традиционного урока является интеграция форм очного и дистанционного образования. Телекоммуникационные технологии, которые быстро осваивают современные школьники, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объём разнообразных образовательных ресурсов, позволяют давать более объективную независимую оценку деятельности школьника. Использование телекоммуникационных средств в очном учебном процессе возможно в различных педагогических формах деятельности:
Услуги сети Интернет На базе сети Интернет существуют различные услуги, содержание которых постоянно обновляется. Ниже приведена одна из возможных классификаций услуг сети Интернет:
Количество и качество услуг постоянно растут; с развитием мобильной связи появляются аналоги. Интернет – это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. По режиму доступа к услуге телекоммуникации можно разделить на 2 категории: в первую войдут те, использование которых позволяет работать в режиме off-line, то есть не предполагает обязательного общения собеседников в «прямом эфире», а вторую категорию составят те услуги, в основе которых как раз и лежит общение в реальном времени (on-line). - on-line (работа в реальном времени)
- off-line
Чат Чат - это общение в Интернете, когда разговор ведётся в реальном времени. Содержание чата существует только "здесь и сейчас" - чат выглядит как окно, в котором идёт поток сообщений от всех участников чата. Для того, чтобы общаться в чате, нужно просто выбрать себе имя, под которым вы "появитесь" в нём, и послать в чат сообщение, которое сразу же появится в общем потоке. Архивы чатов в чистом виде, как правило, не имеют смысла, поскольку текст выглядит сплошной мешаниной, в которой очень трудно понять, кто, кому и какое сообщение посылал. Поскольку в чате, в отличие от форума, нельзя оставить сообщение "впрок", чат фактически существует, только если в нём в некоторый момент времени встретились хотя бы два человека. Довольно часто чат - это молодёжная тусовка, а не инструмент для дискуссии. Есть общие, тематические и персональные чаты на многих сайтах. Удобно, если предусмотрена возможность сохранения стенограммы чата. Это необходимо, например, для анализа дистанционного урока. Персональный чат можно создать, например, на сайте Narod.ru. Есть чаты с иерархией участников - постоянный, опытный участник - "эксперт", поддерживающий порядок, удаляющий из чата нежелательных лиц - "killer", новый участник - "user". Telnet Telnet - это режим работы, при котором ваш компьютер становится терминалом другого компьютера через сеть Интернет. Программа, которая обеспечивает этот режим, также называется Telnet. Она входит в состав Windows. После запуска и настройки подключения программы Telnet, можно подключиться к удалённому компьютеру и получить право доступа к его ресурсам в режиме удалённого терминала. После установления соединения с удалённым компьютером появляется командная строка. Управление удалённым компьютером происходит с вашего компьютера путём задания команд DOS в командную строку. Например, команда dir выводит список директорий удалённого компьютера. Если ввести команду mc-b, то запустится оболочка типа Norton Commander и можно будет просматривать файлы, например, архивные zip, запускать программы и т.д., т.е. делать всё то, что даёт право доступа. Интернет-телефония (IP-телефония) Интернет-телефония (IP-телефония) позволяет организовать связь двух компьютеров как напрямую (PPP), так и через сервер. Особенно выгодна Интернет-телефония при международных разговорах ввиду значительной финансовой экономии. Но при использовании Интернет-телефонии необходимо использовать на всех компьютерах одинаковое программное обеспечение. Можно также использовать программу MS NetMeeting Телеконференция NetMeeting (видео, аудио) При проведении телеконференций NetMeeting широко используется программа MicroSoft NetMeeting. Она входит в состав Windows. После подключения программы MS NetMeeting к серверу, осуществляется вызов собеседника, поддерживается общение с помощью клавиатуры (Chat). После настройки NetMeeting для лучшего качества изображения и звука обеспечивается звуковая связь и видеосвязь. Можно произвести организацию встречи, передачу файлов, совместную работу с графикой, совместную работу с приложениями. MS Netmeeting 3.01 позволяет переговариваться голосом только двум собеседникам, а текстовым чатом - скольким угодно. Для передачи звука необходим микрофон и звуковая карта, а для передачи изображения нужна портативная видеокамера, которая подключается к USB порту компьютера Web-TV (интерактивное телевидение) Телевещание уже занимает место одной из услуг сети Интернет. Фирма Microsoft видит и здесь нишу для своего участия - предложить провайдеру новое интеллектуальное программное обеспечение, комплектующее персонифицированное содержание телепрограмм и передающее его подписчикам и обеспечивающее "обратную" интерактивную связь. Называется это решение Microsoft TV Server. На данном этапе можно пока использовать программу WebTV, входящую в Windows последних версий. Абонентский комплект интерактивного ТВ состоит из трёх компонентов: телеприёмника, телеприставки и абонентского канала доступа в Интернет. Телеприставка должна работать под управлением ОС Windows CE, которая поддерживает все мультимедиа-форматы Форум Форум - это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чём-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить ("запостить", от англ. to post) сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте. Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нём объединены в треды (от англ. thread - "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чьё-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создаёт тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов. Хозяин форума определяет правила поведения в нём и при необходимости модерирует его. Сообщения, отправленные в форум, в отличие от чатов, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос. Частный случай форума - пресс-конференция в Интернете, когда форум организуется как общение пользователей сайта с приглашёнными гостями. Гостевая книга Разновидностью обратной связи на сайте является так называемая "гостевая книга" (guestbook, гестбук). Когда пользователь заполняет форму в гостевой книге, его отзыв сразу же публикуется на сайте. Это весьма демократичный вариант сбора отзывов, но гостевая книга требует модерации - например, удаления нецензурных сообщений, если таковые в ней появятся. Списки рассылки и группы новостей. Группа новостей - сетевой форум пользователей, организованный для ведения дискуссий и обмена новостями. Чтение и отправка сообщений осуществляются программой, запускающейся на компьютере пользователя и соединяющейся с сервером новостей. Для подключения к серверу новостей, для подписки на группы новостей и получения новостей, а также для участия в телеконференциях Usenet и в группе новостей, служат программы Outlook Express, Netscape Messenger и Internet News. Система телеконференций Usenet - система, организующая коллективные обсуждения (телеконференции) в Usenet по различным направлениям. В каждой телеконференции проводится ряд дискуссий по конкретным темам. Телеконференции разбиты на несколько категорий: - news: вопросы, касающиеся системы телеконференций; - comp: компьютеры и программное обеспечение; - rec: развлечения, хобби и искусства; - sci: научно-исследовательская деятельность и приложения; - soc: социальные вопросы; - talk: дебаты по различным спорным вопросам; - misc: прочее. Практическая работа № 1 «Телекоммуникационные услуги сети Интернет» Составить свой рейтинг распространённых сегодня коммуникационных услуг сети Интернет.
Предлагается следующая оценочная шкала: 0 – впервые слышу (совершенно бесполезно, совершенно недоступно) 1 – очень слабо представляю себе (что это такое, необходимость, как найти средства) 2 – имею определённое представление (использование вполне возможно, можно себе позволить) 3 – ориентируюсь достаточно свободно (вижу целесообразность использования, постараюсь найти средства) 4 – уверенно пользуюсь (регулярно использую, стараюсь выделять средства) 5 – пользуюсь и легко консультирую других (жизненно необходимо, обеспечиваю в первую очередь) Проведение дистанционных чат-занятий Сhat-занятие – это занятие в реальном времени, когда педагог и учащиеся встречаются с помощью "Всемирной паутины" WWW в специальной "комнате" и имеют возможность оперативно обмениваться текстовой и иной информацией. В зависимости от вида образовательного продукта деятельности разрабатываемая нами модель образовательной среды чат-занятия может быть направлена на реализацию следующих дидактических задач:
Деятельность учителя при проведении чат-занятия:
Готовясь к чат-занятию, педагог может предложить участникам подготовить документ с заранее написанными вопросами и суждениями по заявленным темам. Педагог также готовит документ со своими вопросами участникам чат-занятия. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогут педагогу оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от учителя требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников чат-занятия. Педагогу необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить занятия, педагог через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на занятии, для вновь подключающихся участников. Учитель и учащиеся чат-занятия заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.
Формы деятельности учителя и учащегося при проведении чат-занятия:
Схема подготовки к уроку в форме чат-занятия:
Практическая работа № 2 «Проведение чат-занятия по теме» I. Инструктаж.
Произведём настройку чата, задав в имени пользователя ваше Имя и Отчество.
Чтобы отправить сообщение:
II. Выполнение задания. Задание. Тема чат-занятия: Внедрение технологии дистанционного обучения в практику школ города. Цели чат-занятия: выяснить перспективы внедрения технологий дистанционного обучения, проблемы, которые должны быть решены для успешной реализации указанного направления. Тип чат-занятия: ролевая игра. |