Скачать 92.37 Kb.
|
Открытый урок. 8 класс. Тема: «Миграции населения». Цели: 1. Сформулировать у учащихся понятие «миграция», познакомить с типами классификаций миграций населения. 2. Выявить причины появления миграций. 3. Рассказать о воздействии переселения на жизнь общества и миграционных проблемах. 4. На основе текста учебника, литературных источников и данных периодической печати раскрыть тему «Насильственные переселения». 5. Развивать способности учащихся слушать сообщения одноклассников и давать краткий отзыв о них; умение отстаивать свою точку зрения; навыки самостоятельности и оперативности; чувство партнерства и умение работать в коллективе; навыки сбора информации и анализа; творческие способности учащихся. 6. Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство любви к своему родному краю, потребность изучать его. 7. Воспитывать глубокое уважение и интерес к судьбам односельчан. Оборудование: карта плотности населения; атласы, контурные карты; учебник; географическая справочная и художественная литература; газеты «География» (приложения к газете «Первое сентября») № 39 за 1996 г., № 32 за 1996 г., №21 – 22 за 1993 г., № 25 за 1996 г., №44 за 1998 г., № 29 за 1997 г., для информационного стенда « Миграции в зеркале прессы»; альбом для тестирования « Мой край в судьбе России»; опрос – анкеты социологического исследования населения с. Манино, проведенного учащимися; магнитофон, звукозаписи. Подготовка к уроку.
Ребятам были предложены следующие вопросы, которые они могли по желанию дополнить:
Ход урокаВводное слово учителя: Ребята, мы продолжаем знакомиться с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, её героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. А главное, любить свой край, знать его прошлое, изучать настоящее и строить будущее. На фоне мелодии песни «Уголок России - отчий дом» учитель читает: У каждого есть Родина своя, У каждого есть маленькое солнце. На родине заботы не томят, На родине и радостней поётся. У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился, А где родился, там и пригодился Вот так у нас в народе говорят. У каждого есть Родина своя, А Родина солгать не позволяет, И если я встречаюсь с негодяем, То Родина мне силы умножает У каждого есть Родина своя, А Родина для каждого святая. Николай Дружков Именно после этого стихотворения мне хочется узнать, насколько хорошо вы изучили население родного края. А для этого, я проведу небольшой тест. Все вопросы мы разбирали с вами в ходе предыдущих уроков, поэтому они хорошо вам знакомы. Возьмите листочки (ребята их готовят заранее, подписав фамилию, класс, вариант), приготовились, начинаем: Тест:
I- Вариант А 3215 чел. Г II- Вариант Б 3335 чел. ВВ* 3265 чел. Б* Г 3365 чел. А
I-Вариант А* 1979 г. Г* II- Вариант Б 1950 г. В В* 1989 г. Б* Г 1941 г. А
I- Вариант А. Естественный прирост. Б. II-Вариант Б.* Естественная убыль. А.*
I-Вариант А. 1995 г. Г. II-Вариант Б. 1997 г. В. В. 1998 г. Б. Г. 1999 г. А.
I-Вариант А. 1998 г. * Б. 1999 г. В. 1997 г. Г. 1995 г. 2-Вариант А. 1995 г. Б. 1997 г. *В. 1999 г. Г. 1998 г.
1-Вариант. *А. Зона сплошного заселения. *Б. 2-Вариант. Б. Зона очагового заселения. А.
1-Вариант. А. Имеющие 1-го ребенка. В. 2-Вариант. *Б. Имеющие 2-х детей. *Б. В. Имеющие 3-х детей А. Как вы видите, ребята, в нашем альбоме есть восьмая страница, на которой нет вопроса. Именно вам я предоставляю такую возможность заполнить эту страницу, придумав свой тестовый вопрос (с вариантами ответов), а лучший из них я помещу на этот лист нашего альбома. Задание понятно? Приступайте к выполнению! У вас есть одна минута. (После выполнения задания учащиеся сдают листочки) Учитель: Давайте успокоимся и вспомним то стихотворение, которое я прочитала в начале урока. Помните, там есть такие строки: “У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился…” Вспомнили?!.. А теперь я прошу поднять руки тех, кто родился в селе Манино. (Дети поднимают руки) Спасибо. А теперь, тех – чья Родина далеко отсюда. Вот видите ребята, сколько ваших однокласcников приехало в наше село, т.е. изменило своё место проживания. Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, тема которого “Миграции населения” !Указать цели урока. Изучение нового материала. Велика Россия, но россияне уже почти тысячу лет стремятся увидеть весь свет, кто-то остаётся на Родине, кто-то уезжает из России, кто-то возвращается, т.е. постоянно происходит перемещение населения или миграции. Миграция - латинское слово (Migratio)-означает переселение, перемещение. В географической литературе нет единого взгляда на содержание этого понятия. Некоторые зарубежные авторы к миграциям относят любые перемещения населения. В русском языке это слово употребляется в основном применительно к собственно переселениям - перемещениям населения из одного населенного пункта в другой со сменой постоянного места жительства (смена квартиры в пределах одного города или села миграцией не является). Сушествует несколько классификаций видов миграций населения. Одна из них дана у вас в учебниках на стр.18(Работа со схемой учебника) В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им, человек заселил земной шар, осваивал новые территории. Но в последние десятилетия большую роль стала играть территориальная подвижность населения, не связанная с изменением постоянного места жительства. Вот ещё одна классификация миграций. Учитель рисует схематично на доске, а уч-ся в тетрадях. Миграции внутренние внешние (в пределах (из одной страны одной страны) в другую) село - город один эконом. р-он - другой эмиграция иммиграциямалый город - большой город (выезд из (въезд в страны) страну) Различают много видов внутренних миграций. В Советском Союзе наиболее многочисленны и постоянны были миграции населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн. чел. , т.е. 44% от общего числа горожан! Особенно велик оказался миграционный прирост городского населения при оттоке сельского в предвоенные и послевоенные годы. В 90-е годы в современной России началася процесс обратного переселения - из города в село, правда несравнимого по масштабам. Существуют также миграции между сельскими населенными пунктами. Значительны миграции из малых городов в крупные. Наиболее “географичны” дальные ( межрайонные ) миграции. Миграции населения бывают добровольными и вынужденными. Добровольные (причины): 1.Стремление найти лучшие условия для жизни. 2.Вопрос к уч-ся? Ответ: возвращение на Родину. Ребята перед вами пословицы, поговорки, высказывания (учитель показывает на выставку) выдающихся личностей, которые отражают их отношения к Родине. Выберите из предложенных пословиц одну, отражающую вашу позицию и запишите ее в тетрадь. (После того, как уч-ся записали, небольшое обсуждение) Давайте послушаем сообщение Гончаровой Светланы о миграциях в Воронежской области. (Сообщение) Спасибо, Света! А теперь я обращаюсь к вам, ребята. За 2 недели до нашего сегодняшнего урока вы разделились на группы (по месту проживания) и получили задание провести социологическое исследование по оценке населением привлекательности своего места проживания. Сейчас мы проверим выполнение вами задания. Пожалуйста, руководители групп, отчитайтесь о проделанной работе. (Ребята проводят небольшой анализ социологического исследования. Затем идет небольшая дискуссия). Настало время поговорить о вынужденных миграциях. Послушаем сообщение Кущева Дмитрия. Дима, пожалуйста! Сообщение. Спасибо, Дима. Итак, основными причинами вынужденных миграций были и есть:
Так, не приняв социальную революцию в России, с 1917 по 1930 гг. из страны эмигрировали Бунин, Куприн, Набоков, Цветаева и многие другие. Будучи за границей, эти люди сохраняли любовь к родине, были настоящими патриотами своей страны. Сергей Есенин, оказавшись за границей в качестве путешественника, ощутил на себе силу чувства тоски по родине и выразил его в строчках стихотворения: /ученик читает стихотворение/ “Я покинул родимый дом…”Но миграции вынужденные были характерны не только для 17 – 30 –х годов, но и для 60 – х и для 90 – х. В связи с распадом СССР русские были вынуждены покидать территории бывших союзных республик (Казахстана, Средней Азии, стран Закавказья и др.), т. к. их всячески притесняли на территориях этих государств. Эти люди явились беженцами, либо вынужденными переселенцами Беженцы – лица, покинувшие места постоянного проживания, мигрировавшие в Россию и не имеющие российского гражданства. Вынужденные переселенцы – лица, покинувшие места своего жительства по национальным или политическим мотивам, имеющие российское гражданство. В настоящее время очень большое количество беженцев проживает на территории Северо – Кавказского экономического района и мигрировавшие с территории Чечни, Дагестана. А вот, что представляет собой география вынужденных миграций на территории Воронежской области, мы узнаем из сообщения Никитенко Марины. Сообщение. Спасибо, Марина. Вот мы с вами и познакомились с классификациями видов миграций, их причинами и проявлениями не только в общем на территории России, но и конкретно в нашем Воронежском крае. На дом запишите параграф - 11 А сейчас давайте выполним последнее задание в контурных картах. Задание: на контурной карте России отметьте (стр. 30 учебника) условными знаками города, где бы вы хотели:
/Ребята отмечают у себя в контурных картах, затем показывают на карте у доски и объясняют свой выбор/ Вот наш урок и подошел к концу. Спасибо всем за помощь и участие. Я ставлю сегодня оценки… А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось словами поэта М. Пляцковского. Стихотворение “Родина”Сергей Есенин Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. 1918. |