Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 207.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер207.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Программа рассмотрена на заседании

Педагогического Совета

Протокол № _____

от «_____» ________________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОД

«Детская школа искусств»

_________ Н. А. Кондратенко

«_____» ____________20___ г.

Образовательная программа

Композиция

Возраст детей: 11 – 14 лет

Срок реализации: 4 года

Баширова Эльвира Искандаровна,

педагог дополнительного образования,

I квалификационная категория

Заинск 2012 г.

Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Композиция» разработана в соответствии с Законами РФ и РТ «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12 2006 № 06 – 1844

Чрезвычайно важным учебным предметом (где любая творческая личность сталкивается с потребностью самовыражения и решает, что она хочет выразить) является «Композиция», она связывает воедино и использует для воплощения идеи произведения, знания графической и живописной культуры, пластических свойств материалов, цветоведения, полученные на занятиях рисунка, живописи, истории искусства.

Предмет «Композиция» призван научить обучающегося видеть взаимосвязь элементов, переходящую в гармонию целого окружающего нас мира и природы, воплощение единства и соподчиненности форм, цвета для реализации своего творческого замысла.

Теоретические основы обучения базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.

В основу программы «Композиция» положен принцип: от простого к сложному, от элементарного упражнения к сложной композиции. Создана методика по формированию композиционных умений, которая включает в себя активизацию внимания, умение видеть и воспринимать художественные образы в искусстве и жизни, способствующие всестороннему развитию способностей обучающегося, расширению его образного восприятия и логического мышления. Учебный процесс осуществляется путем индивидуальных методик, постоянного участия в творческих проектах, конкурсах и выставках.

На уроках «Композиции» учитывается возраст учащихся, их интересы и увлечения. Работы выполняются с использованием различных материалов (акварель, тушь, гуашь, бумага белая и цветная, картон), материалов, необходимых для создания аппликаций, коллажа.

Цель программы: развитие у учащихся художественного вкуса, творческого потенциала.

Основные задачи программы:

  1. дать знания о законах и правилах и приёмах композиции;

  2. научить в работе над практическими заданиями: последовательно работать над композицией, собирать изобразительный материал процессе работы, применять полученные теоретические знания;

3) воспитывать у учащихся высокие эстетические критерии;

4) развивать учащихся интеллектуально, расширять их кругозор на базе широкого охвата тем;

5)Развивать творческие способности, фантазию, зрительную память;

6) научить осмысливать язык станковой картины, его особенности и условности;

Знакомство с предметом начинается с основных правил, приемов и средств композиции для того, чтобы с первых занятий обучающиеся могли грамотно выполнять свои работы. На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное чувство ритма, движения, силуэта. За время обучения учащиеся осваивают некоторые сведения из области цветоведения, психологии цвета, его влияние на форму, на человека и применения этих навыков в практической деятельности.

Задачи первого года обучения нацелены на развитие фантазии, образного мышления, художественного видения и тонкого чувства окружающего мира. Обучающиеся осваивают картинную плоскость, учатся видеть и решать лист как единое целое, находить и выделять главное в композиции. Параллельно развиваются другие важные качества: трудолюбие и любовь к искусству, воображение и наблюдательность. Задача преподавателя - пробудить у учащегося активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. При общей теме задания и общих требованиях работа с детьми должна быть строго индивидуализирована. Выявление и развитие особенностей каждого учащегося, его максимальное творческое развитие – задача каждой темы.

Работы на сказочные и фантастические темы в первые годы обучения наиболее полно развивают воображение и творческое мышление, развивают индивидуальность. Работа над композицией строится следующим образом: тема, задачи композиции определяются педагогом, затем учащиеся собирают материал, ведут поиски композиционного решения, цветовой гаммы.

Во второй год обучения продолжается более углубленное изучение средств художественной выразительности, совершенствуются умения и навыки, приобретенные в 1 классе. Работа ведётся в следующем порядке: педагог озвучивает тему, определяет задачи работы, сроки и порядок выполнения. Затем следует непродолжительная работа над эскизом для того, чтобы учащиеся утвердились в своём решении темы, выполняются зарисовки фигур людей и животных, отдельных предметов. Необходимо предоставить справочный материал. После этого ведётся работа на формате.

В задания по предмету включаются работы над тематическими композициями, пейзажами, что помогает видеть прекрасное в обыденном, развивает эмоциональное восприятие жизни. Большое место в композиционной работе занимают иллюстрации к литературным произведениям. Произведения должны быть доступны пониманию детей, быть для них интересными, нести высокий нравственный смысл. Работа над композицией является средством воспитательной работы педагога, развивает гражданскую позицию учащегося. В 3–4-х классах «Композиция» максимально ориентирована на познание и отражение окружающего мира с использованием знаний воздушно-линейной перспективы, выявления композиционного центра, объема, пространства.

К выпускному классу у обучающихся происходит накопление определенной суммы профессиональных навыков, закладываются основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретается умение ставить неординарную задачу и решать её на соответствующем профессиональном уровне.

мира и природы, воплощение единства и соподчиненности форм, цвета для реализации своего творческого замысла.

Теоретические основы обучения базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.
Учащиеся к концу обучения должны:

а) знать:

  • технические возможности материалов, инструментов;

  • ключевые понятия: «Композиционный центр», «целостность», “статика и динамика”, “линейная и световоздушная перспектива”, “контраст и нюанс", “локальный цвет”, “выразительность ”, “творческий замысел”

б) уметь:

  • работать различными материалами и инструментами;

  • вести последовательно работу над композицией;

  • компоновать изображения на листе с учетом цветовых масс;

  • освоить основные композиционные приемы: композиционный центр, статика, динамика;

  • видеть большими цветовыми отношениями; выявлять главное, подчиняя ему второстепенное;

  • проявлять цветом и тоном форму и фактуру предметов,

  • выполнять предварительные поиски к композиции;

  • последовательно насыщая цветом, выявлять форму и фактуру предметов;

  • уметь выявлять главное в композиции;

  • выявлять глубину пространства в живописных произведениях с помощью средств световоздушной перспективы;

  • прорабатывать детали, обобщать, длительно вести постановку и заканчивать ее в определенные сроки,

  • демонстрировать определенный уровень живописной культуры и технических навыков,

  • создавать выразительный образ с помощью композиционных и живописных средств.

Организация деятельности

Способами проверки результатов выполнения программы являются контрольные просмотры выполненных работ по окончанию каждой четверти и полугодия, зачёты и просмотры работ в конце каждого учебного года, а также участие ребят с их работами в выставках и конкурсах.

Программа работы по предмету рассчитана на четырёхлетнее обучение.

Программа первого года обучения комплектуется из учащихся 4-го класса, второго года обучения – учащихся 5-го класса и т. д.

Режим работы по предмету – 3 часа в неделю;

Оптимальное количество обучающихся в группе – 8 – 10 человек.
Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения



Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

теор

практ

всего




1

Пейзаж «Мой город», «Осень».

1

8

9




2

Иллюстрация к сказке. Гризайль.

1

5

6




3

Композиция «Человек и животное».

1

11

12




4

Композиция интерьера жилого помещения (коллаж).

1

11

12




5

Композиция на тему «Новый год»

1

8

9




6

«Праздник зимы», «Зимние забавы».

1

11

12




7

Композиция на фантастическую тему «Город будущего»

1

8

9




8

Сельский пейзаж.

1

8

9




9

Композиция на тему национального праздника «Сабантуй».

1

11

12




10

Иллюстрация к сказке.

1

8

9




11

Весенний пейзаж.

1

2

3







Итого







102





Содержание программы

Тема 1. Пейзаж на тему «Осень».

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Повторить полученные ранее знания о цветовом круге, тёплых и холодных цветах, выполнить пейзаж в тёплой гамме.

Закрепить полученные ранее знания о цветовом круге, тёплых и холодных цветах.

Практическая работа: Изображение пейзажа в теплой гамме.

Материалы: кисти, гуашь, акварель, вода, бумага А-3.

Зрительный ряд: пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, работы детей.

Тема 2. Иллюстрация к сказке. Гризайль. Знакомство понятиями «тон», «ахроматические цвета». Тоновая растяжка. Дать понятия о пятне, линии, штрихе и научить применять их в композиции.

Практическая работа: Изображение пейзажа в технике «гризайль» с использованием чёрной краски и оттенков серого. Работа «по-сырому» с использованием пятен и «по-сухому» с использованием штрихов, линий, точек различной конфигурации.

Материалы: кисти, акварель, вода, акварельная бумага А-3.

Зрительный ряд: работы в данной технике различных художников, работы детей, применение интернет-ресурсов.

Тема 3. Композиция «Человек и животное».

Знакомство с композиционными схемами (круг, квадрат, прямоугольник), поиск решения крупнофигурной композиции. Дать знания о центре композиции, главном и второстепенном, целостности.

Практическая работа: Изображение двухфигурной композиции.

Материалы: кисти, гуашь, акварель, вода, бумага А-3.

Зрительный ряд: фотографии животных, наброски, работы детей.

Тема 4. Композиция интерьера жилого помещения (коллаж).

Закрепление понятия о линейной перспективе, применение её законов в интерьере, знакомство с техникой «коллажа». Дать знания о линейной перспективе и научить применять её законы в интерьере.

Практическая работа: выполнение интерьера в данной технике.

Материалы: кисти, акварель, вода, акварельная бумага А-3, вырезки из журналов, ткани и др.

Зрительный ряд: работы в данной технике различных художников, работы детей, применение интернет-ресурсов.

Тема 5. Композиция на тему «Новый год».

Закрепление понятия о линейной перспективе, закрепление умения работать в технике «коллаж». Закрепить полученные ранее знания. Дать знания о понятиях «статика» и «динамика», научить применять их на практике.

Практическая работа: выполнение плаката с применением различных материалов.

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага А-3, ёлочные украшения, ткани и др.

Зрительный ряд: открытки на новогоднюю тему, работы детей, применение интернет-ресурсов.

Тема 6. «Праздник зимы», «Зимние забавы». Дать знания о понятиях «статика» и «динамика», научить применять их на практике.

Практическая работа: выполнение интерьера в данной технике.

Материалы: кисти, акварель, вода, акварельная бумага А-3, и др.

Зрительный ряд: работы в данной технике различных художников, работы детей, применение интернет-ресурсов.

Тема 7. Композиция на фантастическую тему «Город будущего». Развивать фантазию, воображение, научить творчески подходить к решению поставленной задачи.

Практическая работа: Изображение пейзажа с сельскими домами.

Зрительный ряд: пейзажи различных художников, работы детей.

Тема 8. Сельский пейзаж. Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Работа по памяти и представлению.

Закрепить понятия о линейной и световоздушной перспективе, научить применять их в многоплановой композиции.

Практическая работа: Изображение пейзажа с сельскими домами.

Зрительный ряд: пейзажи различных художников, работы детей.

Тема 9. Композиция на тему национального праздника «Сабантуй».

Беседа об особенностях национального праздника «Сабантуй».

Научить выбирать сюжет и составлять многофигурную композицию, воспитывать любовь и уважение к национальным традициям.

Практическая работа: выполнение многофигурной композиции на тему национального праздника.

Материалы: кисти, акварель, вода, акварельная бумага А-3, и др.

Зрительный ряд: работы в данной технике различных художников, работы детей.

Тема 10. Иллюстрация к сказке. Беседа о сказках зарубежных писателей.

Научить самостоятельно выбирать сюжет, грамотно компоновать на формате, развивать воображение.

Практическая работа: выполнение иллюстрации к сказке.

Материалы: кисти, акварель, вода, акварельная бумага А-3 и др.

Зрительный ряд: книги с иллюстрациями, работы детей, применение интернет-ресурсов.

Тема 11. Весенний пейзаж.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

Закрепить полученные знания.

Практическая работа: Изображение пейзажа в холодной гамме.

Материалы: кисти, гуашь, акварель, вода, бумага А-3.

Зрительный ряд: пейзажи И. Левитана, Саврасова, И. Шишкина, работы учащихся.

Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения



Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

теор

практ

всего

1

Композиция на тему «Как я провёл лето»

1

8

9




2

Иллюстрация сказке.

1

11

12




3

Фигура человека в движении.

1

5

6




4

Декоративная композиция «Животные».

1

11

12




5

Передача характера слова через шрифт.

1

8

9




6

Китайская традиционная живопись.

1

8

9




7

Иллюстрация к произведениям литературных классиков.

1

11

12




8

Декоративное модульное рисование. Натюрморт.

1

8

9




9

Многофигурная композиция «Моя семья».

1

11

12




10

Фигура человека в пейзаже.

1

8

9




11

Зарисовки с натуры цветов.

1

2

3




Итого 102 часа


Содержание программы

Тема 1. Композиция на тему «Как я провёл лето». Восстановить полученные ранее знания - беседа об основных законах и правилах композиции, научить выбирать сюжет композиции.

Практическая работа: Изображение пейзажа с фигурами людей.

Материалы: кисти, гуашь, акварель, вода, бумага А-3.

Тема 1. Иллюстрация сказке. Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс. Научить выбирать сюжет, грамотно компоновать на формате, развивать воображение.

Практическая работа: выполнение иллюстрации.

Тема 1. Фигура человека в движении. Изучить пропорции фигуры и головы человека, научить передать особенности фигуры в движении.

Практическая работа: выполнение фигуры человека в пейзаже.

Тема 1. Декоративная композиция «Животные». Развивать фантазию,

зрительную память.

Практическая работа: заполнить формат листа фигурами животных, используя всю поверхность листа.

Тема 1. Передача характера слова через шрифт. Выявить характерные особенности слова и передать их через изображение шрифта.

Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции из 3-4 слов.

Тема 1. Китайская традиционная живопись. Изучить особенности живописи и научить работать в технике «а ля прима», «по-сырому».

Практическая работа: выполнение копии работы китайских мастеров живописи.

Тема 1. Иллюстрация к произведениям литературных классиков. Научить выбирать сюжет, выявить композиционный центр.

Практическая работа: выполнение иллюстрации к литературному произведению.

Тема 1. Декоративное модульное рисование. Натюрморт. Ознакомить с приёмами декоративного рисования

Практическая работа: выполнение натюрморта с использованием модульной сетки.

Тема 1. Многофигурная композиция «Моя семья». Многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). Закрепить умение компоновать правильно на формате.

Практическая работа: изображение многофигурной композиции.

Тема 1. Фигура человека в пейзаже. Закрепить полученные знания.

Практическая работа: выполнение однофигурной композиции в сложном ракурсе.

Тема 1. Зарисовки с натуры цветов. Работа в технике а ля прима.

Практическая работа: выполнение краткосрочных этюдов живых цветов.
Учебно-тематическое планирование

3-й год обучения



Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

теор

практ

всего

1

Композиция «Мой город».

1

11

12




2

Композиция на историческую тему.

1

14

15




3

Групповой портрет.

1

11

12




4

Зимний пейзаж.

1

8

9




5

Многофигурная композиция на тему: «Спорт».

1

14

15




6

Фигура человека в национальном костюме.

1

14

15




7

Статика и динамика. Декоративная композиция с геометрическими и растительными мотивами.

1

14

15




8

Пленэрные зарисовки фигуры человека.

1

8

9




Итого 102 часа




Содержание программы

1.Композиция «Мой город». Закрепить полученные знания о линейной и воздушной перспективе.

Практическая работа: выполнение архитектурного пейзажа.

2. Композиция на историческую тему. Научить вести поисковую работу, компоновать собранный материал, прививать любовь к отечественной истории.

Практическая работа: выполнение сюжета исторического события.

3. Групповой портрет. Закрепить полученные знания о пропорциях лица человека, научить передавать характерные черты.

Практическая работа: выполнение портрета по фотографии или с натуры.

4. Зимний пейзаж. Передать световоздушную среду зимнего пейзажа, характерные особенности погоды.

Практическая работа: выполнение пейзажа.

5. Многофигурная композиция на тему: «Спорт». Закрепить полученные знания о пропорциях лица человека, научить передавать характерные черты.

Практическая работа: изображение фигур людей в движении.

6. Фигура человека в национальном костюме. Изучить особенности национального костюма, прививать любовь к национальным традициям.

Практическая работа: изображение фигуры человека.

7. Статика и динамика. Декоративная композиция с геометрическими и растительными мотивами. Научить передавать покой и движение в композиции.

Практическая работа: выполнение статической и динамической композиции.

8. Пленэрные зарисовки фигуры человека.

Закрепить полученные ранее знания.

Практическая работа: выполнение этюдов на пленэре.
Учебно-тематическое планирование

4-й год обучения



Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

теор

практ

всего

1

Общественный интерьер с элементами дизайна.

1

14

15




2

Композиция по мотивам татарских народных сказок.

1

11

12




3

Эскиз росписи стены с применением национальных мотивов.

1

14

15




4

Зарисовки с натуры человека в движении.

1

5

6




5

Композиция на оптическое смешение пятен в мозаичной технике «Времена года», «Праздник».

1

14

15




6

Книжная иллюстрация.

1

14

15




7

Композиция из различных видов шрифтов.

1

11

12




8

Зарисовки с натуры садово-парковой архитектуры.

1

8

12




Итого 102 часа



Содержание программы

1. Общественный интерьер с элементами дизайна. Закрепить умение передавать перспективу в интерьере.

Практическая работа: выполнение проекта интерьера.

2. Композиция по мотивам татарских народных сказок. Прививать интерес к фольклорным произведениям.

Практическая работа: выполнение иллюстрации к произведения м татарских классиков.

3. Эскиз росписи стены с применением национальных мотивов. Научить выполнять эскиз декоративной росписи стены, соблюдая выбранные тему и колорит.

Практическая работа: выполнение эскиза росписи стены.

4. Зарисовки с натуры человека в движении. Закрепить знания о пропорциях фигуры и лица человека, передать его характерные особенности.

Практическая работа: выполнение набросков фигуры человека.

5. Композиция на оптическое смешение пятен в мозаичной технике «Времена года», «Праздник». Дать знания об оптическом смешении, освоить мозаичную технику рисования.

Практическая работа: выполнение пейзажа.

6. Книжная иллюстрация. Дать знания об элементах книжной иллюстрации и научить применять их на практике.

Практическая работа: выполнение обложки, эрзаца, форзаца, буквицы и др..

7. Композиция из различных видов шрифтов. Знакомство с начертанием различных шрифтов.

Практическая работа: составление композиции (фигуры людей и животных, архитектура и т. д.) из шрифтов.

8. Зарисовки с натуры садово-парковой архитектуры. Ознакомить с основными элементами садово-паркового дизайна, закрепить умение изображать объекты с натуры.

Практическая работа: работа на пленэре.

Условия реализации программы

Реализация данной программы предполагает специфические условия:

просторное (4 кв. м. на обучающегося), тёплое, светлое (300-500 люкс) помещение с естественным и искусственным освещением; соответствующее санитарно-гигиеническим нормам оборудование: мольберты, ученические парты и стулья, табуреты, учительский стол и стул, тумбочки для постановок, софиты, стеллажи и шкафы для хранения наглядных материалов, натурного фонда и работ обучающихся; уголок сантехники;

наглядные пособия, репродукции, методическая литература, в том числе и на электронных носителях;

для обучающихся следующие материалы: акварельная и чертёжная бумага форматов А-3 и А-4, акварель, гуашь, кисти беличьи различных номеров(№№ 2-9), простые и цветные карандаши, палитра, баночка для воды, ветошь для удаления излишков влаги. Графитный карандаш, ластик, малярный скотч.

Литература:

  1. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М., - 1998.

  2. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. М., - 1982.

  3. Шорохов Е. В. Композиция. М., - 1986.

  4. Бушкока Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. М. «Вако». 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск