Скачать 56.85 Kb.
|
Образовательные программы МБОУ ДОД Детский экологический центр для обучающихся образовательных учреждений по новым ФГОС Образовательная программа «Лесная школа» Автор программы: Торгашова Н.Н - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Отличник образования РБ. Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок обучения: 1 год Цель: сформировать понятие о том, что природа и люди – одно целое. Задачи: - сформировать представления о природе в целом; - познакомиться с отличительными особенностями лесных экосистем; - дать элементарное представление о взаимосвязях между обитателями леса; - выработать навыки определения основных лесообразующих пород своего региона; - познакомить с особенностями хвойных и лиственных лесов и их обитателями; - показать значимость леса в природе и жизни человека и сформировать бережное отношение к природе. Формы и методы работы: теоретическая часть (урок, урок – игра, круглый стол), практическая часть (работа с коллекционным материалом, постановка опытов по экологии, экскурсии в парк, на водоем, наблюдения в природе, обучающие игры). Краткое содержание программы: Природа и мы (что такое природа, природа Башкортостана, неживая и живая природа, общие представления о растениях, животных и их разнообразии). Культура общения с природой. Охрана природы в РБ. Что такое лес? ( экологические особенности лесной экосистемы). Ориентирование на местности (природные ориентиры, компас). В гостях у широколиственного леса (дуб - главное дерево широколиственных лесов, дуб в жизни животных и человека, кто живет в дубраве?). В гостях у хвойного леса (где растут хвойные леса? Почему листья хвойных превратились в иголки? Растения и животные хвойных лесов). Как помочь лесу? (правила посадки саженцев, кто охраняет леса? Сбор макулатуры спасает деревья). По окончании изучения программного материала дети должны знать и уметь: различать 10 видов основных лесообразующих пород; 5 растений, характерных для лиственных и хвойных лесов Башкортостана; обитателей этих лесов. Обучающиеся получат навыки простейшего ориентирования, экологически грамотного поведения в природе. Образовательная программа «Муравьишка» Автор программы: Сладкова И.В - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Возраст обучающихся: 8- 11 лет. Срок обучения: 1год. Цель: пробуждение интереса детей к изучению природы родного края. Задачи: - знакомство с многообразием растительного и животного мира; - развитие экологического сознания; - воспитание любви к родному краю; - развитие познавательного интереса и общего кругозора; - привитие навыков экологически грамотного поведения в природе. Формы и методы работы: этические беседы, занятия на экологических тропах, экологические игры, постановка экологических сказок, участие в экологических акциях. Краткое содержание программы: Обитатели уголка живой природы, экологическая тропа, мир комнатных растений, Красная книга - сигнал опасности, правила поведения в природе, явления в мире животных и растений, будьте с ними осторожны, особо охраняемые территории района, воздушная среда обитания, чтобы быть здоровым, человек и окружающая среда, дом в котором мы живём, биологическое разнообразие живой природы. По окончании изучения программного материала обучающиеся должны знать и уметь: - оперировать понятиями «экология», «биологическое разнообразие», «экологическое равновесие», «заповедник», «национальный парк» и др.; - знать ООПТ республики Башкортостан; - понимать какое воздействие на здоровье человека оказывает шум, загрязненность атмосферы, почему необходимо экономить воду и заботиться о чистоте нашей планеты; - вести здоровый образ жизни; - правильно вести себя при встрече с ядовитыми и опасными животными. Образовательная программа «Юные экологи» Автор программы: Немкова Н.А - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Возраст обучающихся: 6 -10 лет Срок обучения: 1год Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Задачи: - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единства неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; - формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их соблюдение в своей жизнедеятельности; - формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей; - воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; - становление осознания уникальности любого природного объекта; - развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; - развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Формы и методы работы: занятия проводятся в форме бесед, практических занятий, лабораторных работ, тематических игр. Краткое содержание программы: Неживая природа – среда жизни растений, животных и человека (вода, воздух, почва и камни, сезоны); многообразие растений и их связь со средой обитания (комнатные растения, растения на пришкольном участке); многообразие животных и их связь со средой обитания (аквариумные рыбки, домашние животные, перелётные и зимующие птицы); рост и развитие растений (растения, животные, птицы); жизнь растений и животных в сообществе (лес как экосистема, водные экосистемы); взаимодействие человека с природой (человек-живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу). По окончании изучения программного материала, обучающиеся должны знать и уметь: - живое и неживое в природе; -основные группы растительных и животных организмов, их приспособленность к условиям существования; - условия, влияющие на сохранение здоровья, жизни человека в природе. Образовательная программа «Лесовичок» Автор программы: Игначкова Т.Н - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Возраст обучающихся: 6 – 7 лет Срок обучения: 1год Цель: воспитание нового экологического сознания на основе изучения родного края. Задачи: - познакомить детей с жизнью в лесной экосистеме; - привить навыки исследования конкретных объектов природы (животных и растений); - воспитать у детей чувство ответственности за все живое на планете, бережное отношение к растениям и животным; - привить практические навыки по уходу за растениями и животными уголка «Живой природы». Формы и методы работы: теоретическая часть программы дается в форме урока-беседы, урока-игры; практическая часть предусматривает задания в рабочих тетрадях, работу с коллекционным материалом; экскурсии в природу, проведение исследований, природоохранных акций; игры на свежем воздухе, посильный труд в зимнем саду по уходу за комнатными растениями, общение с животными живого уголка. Краткое содержание программы: Знакомство с окружающим миром (живая и неживая природа, человек - часть природы, сезонные изменения в природе), растения (растения и их роль в жизни человека и животных, разнообразие растений), животные (разнообразие животных, животные леса, сезонные явления в жизни животных), охрана природы ("Красная книга", особо охраняемые природные территории) По окончании изучения программного материала, обучающиеся должны знать и уметь: - узнавать деревья, кустарники, травы, животных, обитающих на территории района; - иметь навыки экологически грамотного поведения в природе. |