Скачать 92.26 Kb.
|
Жизненное самоопределение учащихся в процессе преподавания географии и биологии Батищев А. А. -учитель географии и биологии Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и другой). Как учитель биологии и география свою деятельность в отношении учащихся, я осуществляю с точки зрения принципов самоопределения, которые признают наличие определенных задатков и способностей, составляющих основу индивидуальности человека, закладывают основания для понимания ребенком своей индивидуальности, для его личностного роста, указывают на необходимость развития базовых универсальных способностей в процессе самоопределения. Исходя из этого принципа, следует вывод: самоопределение – это процесс, который начинается с осознания человеком себя, как личности и проходит практически через всю его сознательную жизнь, то есть является непрерывным. Экспериментальная работа по проблеме «Жизненное самоопределение учащихся сельской малокомплектной школы (акмеологический аспект)» является для меня серьезной школой для теоретического и практического осознания этой наиважнейшей проблемы. Идеи личностно-деятельного обучения, индивидуальный подход к учащимся все более глубоко проникают в школу, при этом все большее распространение получает предметная дифференциация, ориентированная на развитие познавательного, ценностного, творческого потенциалов. Результатом педагогического сопровождения является овладение учениками различными умениями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения:
Смысл своей деятельности, как учителя биологии и географии, вижу, прежде всего, в осознании мысли: «Что может мой предмет в осознании школьником мира, в осознании сущности самоопределения». Предметы биология и география позволяют расширять кругозор учащихся, объяснять происхождение материального мира с научной точки зрения, прививать навыки работы с живыми объектами и готовить к выбору будущей профессии. Задача эта сложная и решается в процессе обучения и воспитания в широких временных рамках. Успешность овладения учащимися предметов биологии и географии напря- мую зависит от педагогических технологий, форм и методов, используемых учителем на уроке. И, конечно же, прежде чем внедрять и использовать педагогические технологии и новации, необходимо иметь целостный взгляд на личность ученика, а не только на его отношение к учебе, поведению. Здесь я использую различные формы сотрудничества: ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-родитель. Предмет биологии основной школы, по моему мнению, позволяет развивать личность школьников, формировать научную картину мира как компонента общечеловеческой культуры, формировать здоровый образ жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Содержание предмета биологии готовит ученика к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения; учит принимать экологически правильные решения в области природопользования. Не менее значимо, на мой взгляд, содержание предмета географии для учащихся по жизненному самоопределению, так как он развивает:
Иными словами содержание предметов географии и биологии служит благодатным материалом для осознания учащимися важнейших человеческих ценностей. Так как именно они устанавливают гармоничные отношения учащегося с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, формируют понятие об ответственности человека за жизнь на планете, развивают географическое мышление и создают целостное представление о географической оболочке. Наглядным примером такого проявления и формирования мнения на жизнь на Земле, является урок географии в 7 классе «Происхождение материков и океанов». Учащиеся сами выбирают теорию происхождения, исходя из собственных интересов и потребностей в информации, ищут доказательства и учатся отстаивать свою точку зрения. На своих уроках я руководствуюсь приемами развития самоопределения учащихся, выработанными педагогическим коллективом в процессе работы над проблемой школы «Жизненное самоопределение учащихся сельской малокомплектной школы (акмеологический аспект)». Обращаю внимание ребят на ценностные смыслы жизни, учу их прогнозировать и определять перспективы собственного развития. Это помогает детям видеть свой рост от урока к уроку, совершенствовать свое развитие. Смысл предметов биология и география прямо направлен на формирование всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использо-вать в соответствии с законами природы и нравственными общечеловеческими ценностями. Содержание предметов работает на формирование целостного представления о плане, Земле, континентах и странах мира, о месте России в современном мире, а также способствует выработке умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском и мировом пространстве. Для стимулирования учащихся к жизненному самоопределению на уроках географии и биологии, я использую наиболее эффективные приемы:
Педагогически целесообразно для развития самопознания и самоопределения на уроках использовать задания для учащихся. Они направлены на анализ и самооценку участия каждого в различных этапах занятия, когда ребята сами определяют: умеют ли они самостоятельно ставить учебные задачи урока, планировать их реализацию, организовывать, оценивать и корректировать свои действия. Они сами определяют степень своей активности, изобретательности, взаимодействия с одноклассниками. Все это дает мне возможность направленно воздействовать на личность учащихся, их жизненное самоопределение: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Современная развитая личность должна, на мой взгляд, обладать определенной суммой умений и навыков. Одним из умений, имеющих большое значение, является умение самостоятельной работы. В своей практике я применяю разнообразные виды самостоятельной работы, исходя из сложности изучаемого материала. Самым распространенным методом является работа с текстом учебника по выделению главной мысли в тексте, умению ответить на вопросы. Перед началом работы на доске вывешиваю вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти в тексте. На данную работу отвожу 5-10 минут. Затем провожу обсуждение каждого вопроса вместе с учащимися, подвожу их к наиболее правильному и полному ответу. В процессе объяснения нового материала ставлю проблемные задания, требующие рассуждений, подтверждений, анализа, то есть работаю на развитие интеллектуального уровня учащихся. Предлагаю им дополнить мой рассказ, используя текст учебника и другие информационные источники. Часто применяю самостоятельное изучение некоторых вопросов темы по учебнику в том случае, когда материал несложен. Начиная с 5 класса, учу ребят составлять план темы, а слабым учащимся позволяю отвечать по нему. В географии, в отличие от других предметов много картографических схем, диаграмм, которые мы анализируем на уроке вместе с учащимися. Очень часто, в качестве закрепления, предлагаю им самостоятельно или в парах (где сильный ученик является консультантом) проанализировать картосхему или диаграмму. Непременным условием при таком виде работы является промежуточная рефлексия. Периодически на уроке требуется заполнить таблицу, составить схему. Это также является одним из видов самостоятельной работы с текстом учебника. И в этом случае сильные учащиеся помогают слабым. В старших классах практикую составление тезисов своими словами или цитатами из текста учебника. Составление тезисов позволяет учащимся более глубоко изучить материал, выделить главную мысль, способствует развитию логического мышления. Также практикую самоанализ и составление рецензий на ответ товарища, что позволяет наряду с умениями самостоятельной работы развивать умение слушать, мыслить критически, осмысленно подходить к заучиванию материала. Учащиеся работают по следующему алгоритму:
Актуализируя общие проблемы географии и биологии, я практикую:
Стимулируют к жизненному самоопределению учащихся не только стандартные формы проведения уроков, но в большей степени типовые зачеты, защиты проектов, рефератов, уроки-путешествия, подготовка материалов к выставкам, выступления перед одноклассниками в клубах, кружки, факультативы и т.д. Работа по развитию самоопределения проходит красной линией через планирование уроков географии и биологии. На уроках я ориентирую учащихся на использование знаний по географии и биологии в практической деятельности, в выборе будущей профессии, обращаю внимание на организацию индивидуальной работы с каждым учеником, с учетом его психофизиологических и интеллектуальных особенностей развития. Работа по перестройке всех видов своей деятельности требует и изменения собственных приоритетов в вопросах воспитания и обучения. В системе дополнительного образования делаю упор на индивидуальный подход, развитие интереса к предмету, изучение дополнительной литературы, индивидуальные и личностные качества. На мой взгляд, особый интерес у учащихся вызывают межпредметные формы проведения занятий. Совместно с кружком «Математические досуги» и кружком «Приусадебное хозяйство» проведено занятие по теме: «Лекарственные растения». По итогам его проведения учащиеся не только смогли проявить свои творческие способности в области медицины, биологии, но и использовать знания по математике: вычислить массу сухого вещества для составления лекарственного сбора, составить из зашифрованных задач и их ответов кроссворд. Ребята выпустили сборник рецептов с учетом местных лекарственных растений, сделали сборы из трав по профилактике многих заболеваний. Все это позволило каждому ученику проявить свои личностные качества, применить свои знания в нестандартной обстановке и в целом подумать о своей будущей профессии. Каждый учитель школы работает на конечный результат: развитие личности, умеющей видеть и решать проблемы, способной к определению и утверждению собственной позиции, подготовленной к дальнейшему самопознанию, самообразованию, самовоспитанию. Работа учителя биологии и географии была бы бесполезной, при реализации эксперимента школы, без взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: учителями, психологом, социальным педагогом и родителями. Только совместная деятельность способна постижению науки: стать и быть человеком. Только сплоченная работа смогла помочь учащимся школы определить траекторию своего развития, создать в школе акмеологическую образовательную среду, направленную на успех, творчество, высокие результаты. |