Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
На экране тема урока.
Здравствуйте. Многие из нас слышали словосочетание «чрезвычайная ситуация». Перед вами 3 разноцветные карточки: красная, жёлтая, зелёная (как у светофора). Выберите ту, которая соответствует вашему внутреннему состоянию при этом словосочетании.
|
Выбирают карточку определённого цвета, соответствующего их восприятию.
|
2. Этап постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель этапа: формирование регулятивных учебных действий (организация деятельности учащихся через осознание целей и задач урока).
|
Многие тревожатся. Но тревожность снижается, если вы знаете, что нужно делать в этой ситуации. Мы живём в необычном месте в сложное время. Молодые Кавказские горы ещё формируются. Вулкан Эльбрус спит, а не потух. Наши спокойные реки могут показать буйный горский нрав, разрушая созданное людьми. Кисловодску, как части Ставрополья и России, невозможно жить изолированно. Мы, население, ведём активную экономическую и хозяйственную деятельность. Мы – часть большой страны.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Давайте посмотрим видеоролик, созданный учащимися вашего класса.
Какова главная задача урока?
| Анализируют речь учителя, определяют цели (алгоритм поведения.)
Просмотр видеоролика (Приложение 1)
Выработать навыки действий в условиях ЧС.
|
3. Этап актуализации, обобщения и систематизации знаний.
Цель: повтор изученного материала, активация познавательных учебных действий путём защиты и анализа проектов.
|
Учитель географии. А начнём мы с географического адреса и природы Кисловодска.
Звучит стихотворение 1 «Я помню эти детские рассказы…». (Приложение 2)
Какие природные угрозы наиболее актуальны для Кисловодска?
На столе находится таблица для заполнения (Приложение 3). Начнём заполнять.
В какой столбик нужно занести эту информацию?
Природа тесно связана с хозяйственной деятельностью человека. Рассмотрим экономику города Кисловодска.
Какие хозяйственные объекты города представляют наибольшую опасность в случае возникновения ЧС?
Почему?
В какой столбик нужно занести эту информацию?
Учитель ОБЖ. Хозяйственная деятельность человека всегда оказывала влияние на окружающую среду. Максимальные изменения природы возникли в эпоху НТР, с середины 50-х годов века. Наиболее активно человек изменял литосферу и биосферу. В результате возникло новое пространство – техносфера. Техносфера – это территории, на которых созданы условия пребывания людей на бытовых объектах , на территориях городов и посёлков, на транспорте, на объектах экономики.
Какие виды техногенной деятельности человека могут привести к ЧС?
Возможно ли заражение местности в Кисловодске?
Почему?
Какие виды заражения местности вероятны в Ставропольском крае? Запишите их в схему.
Учитель географии. Помимо техногенных факторов существуют природные явления, создающие преграду существованию людей.
На какие 2 группы можно разделить природные явления по причине возникновения?
Какие из выделенных ЧС наиболее опасны для промышленных объектов Ставрополья?
Почему?
Какие из выделенных ЧС наиболее опасны для сельского хозяйства Ставрополья?
В какую часть схемы нужно внести эти данные?
Учитель ОБЖ. Человек постоянно находится перед угрозой возможного возникновения чрезвычайных ситуаций не только грозных сил природы, но и может спровоцировать техногенные аварии или усугубить воздействие природных катаклизмов. Задача человека состоит не только в выяснении причин возникновения техногенных и природных аварий и катастроф, но и в предупреждении их возникновения, определения разумных путей выхода из создавшихся ситуаций, обеспечивая безопасность не только себе и окружающим, а также окружающему его техногенному миру и миру природы.
Правительство Российской Федерации всегда уделяло серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. После принятия целого ряда нормативно-правовых актов РФ по обеспечению безопасности, а в 1994 году федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС. На сегодняшний день в России создана Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая решает задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Как вы считаете: легче предупредить ЧС или бороться с её последствиями? Почему?
Главной задачей этой системы является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
| Группа №1 представляет проект №1». Географический адрес и природа Кисловодска». (Презентация 1)
Землетрясения и наводнения.
Дают ответ.
В первый.
Группа № 2 представляет проект №2. «Экономика Кисловодска». (Презентация 2) ТЭЦ, ЛЭП.
Аргументация ответа. В третий.
Группа № 3 представляет проект 3 «Влияние техногенной деятельности на возникновение ЧС на территории Ставропольского края и города Кисловодска».
Анализ проекта (Презентация 3) Дают ответ.
Аргументация ответа. Работа со схемой
Природные и антропогенные.
Группа № 4 представляет проект №4. «Влияние антропогенной деятельности и явлений природы на возникновение ЧС в Ставропольском края и городе Кисловодске». (Презентация 4)
Землетрясения и наводнения.
Аргументация ответа Оползни, пожары, атмосферные явления, град, суховеи, засуха. Аргументация ответа. Работа со схемой.
Чтение стихотворения №2. «Владей собой среди толпы смятенной…».
(Приложение 4)
Ответ и его аргументация. Группа № 5 представляет проект № 5. «РСЧС – служба обеспечения безопасности населения при ЧС». (Презентация 5)
|
4. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.
Цель: разработка алгоритма поведения учащихся в условиях ЧС с учётом географического положения и экономики населённого пункта, формирование навыков действий в условиях ЧС.
|
Как вы будете действовать в случае наводнения в Кисловодске?
Как вы будете действовать в случае химического заражения территории?
Каковы ваши действия, если гроза с градом застала вас в поле?
Как бы вы действовали в условиях улицы?
Как поступить, если вы не знаете, что предпринять?
Практикум: разделимся на 2 группы. Группа № 1 (с красными карточками) будет выполнять неверные действия в условиях землетрясения, группа № 2 (с зелёными карточками) будет выполнять правильные действия во время землетрясения. Начинаем по сигналу.
| Разработка алгоритма действий в ЧС (Рисунок 1).
Звонок в МЧС.
Выполнение практикума
|
5. Этап контроля усвоения , обсуждения допущенных ошибок и их коррекции.
Цель: выработка метапредметных универсальных учебных действий, анализ правильности навыков в условиях ЧС.
|
Учитель просит оставаться учащихся на занятых ими во время практикума местах. После опрашивает по 2-3 человека каждой группы:
Почему вы совершили именно эти действия?
Какую цель преследовали вы, совершая эти действия?
Что вы сделали для спасения (уничтожения) жизни других людей?
А другие вам помогали (мешали)?
Далее учитель просит учащихся занять свои места за партами.
|
Анализ правильности своих действий в условиях ЧС.
Анализ действий окружающих.
|
6. Этап рефлексии.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности собственной и всего коллектива.
|
Исследование какой темы мы вели на уроке?
Почему угрозу возникновения ЧС называют «тревожное завтра»?
Нам удалось выработать алгоритм действий в условиях ЧС?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Где можно применить полученные знания?
Оцените свою работу на уроке и работу класса.
Выберите карточку своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Учитель выставляет оценки учащимся за урок.
Урок окончен. До свидания.
|
Дают ответы на вопросы
Анализ работы на уроке через самооценку.
|