Описание системы работы учителя биологии, рисования
МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Козловской Ольги Николаевны
Квалификационная категория: первая.
Вся дефектологическая педагогическая практика
состоит из создания обходных путей
развития аномального ребёнка.
Это, по выражению Л.С. Выготского,
«альфа и омега» специальной педагогики. Один из приоритетов сегодняшней государственной образовательной политики – повышение качества образования. Перед педагогами образовательного учреждения стоит задача поиска путей совершенствования процесса обучения. В последнее время активно занимаюсь вопросами поиска новых технологий, методов, приёмов, средств обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система моей работы основана на принципах коррекционной направленности обучения, сознательности и активности в обучении, связи обучения с жизнью и направлена на повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса, создание условий для развития познавательной активности, повышения учебной мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из этого, в основе преподавания предмета лежит личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики с использованием информационно-коммуникационных технологий, т.е. активные формы обучения. Данные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной специальной (коррекционной) школы. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей школьников;
- между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между уровнем развития речи учащихся и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, присутствуют определённые проблемы. Во-первых, это наличие у учащихся отрицательной или нейтральной учебной мотивации. Во-вторых, при обучении школьников необходимо обращать внимание на социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого ребёнка. Задачи педагогической деятельности:
создать коррекционно-развивающую образовательную среду, способствующую активизации процесса обучения и развитию мотивационной сферы учащихся;
корректировать нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся;
создать эффективную внеурочную систему работы по предмету с учащимися школы, для развития потенциальных возможностей учащихся;
повышать собственный научный уровень в области обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
1
Условия достижения результатов:
конструирование уроков на основе современных образовательных технологий обучения;
активизация познавательной деятельности учащихся на основе учёта их реальных возможностей;
краеведческий подход в преподавании предмета;
психологическая комфортность в обучении.
Ожидаемые результаты реализации педагогической деятельности:
позитивная динамика коррекционно-развивающей работы;
выработка положительной учебной мотивации;
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
Эффективность коррекционно-педагогического процесса обеспечивается применением в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью современных образовательных технологий.
Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности школьников.
Работа в данном направлении проводится совместно со всеми субъектами образовательного процесса: психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы. Изучается полная информация об учащихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения, уровень физического и умственного развития и т.д. В течение учебного года провожу анкетирование, наблюдение, беседы с целью установления приоритетных характеристик психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности школьников на занятиях. Например: анализ анкет показал, что больше половины опрошенных детей чувствуют себя комфортно, когда на уроке получают положительную отметку «5». 30% опрошенных учащихся, чувствуют себя комфортно, когда учитель их не спрашивает. 80% учащихся не нравится, когда учитель повышает голос при общении с ними, или мешает сосед по парте, или испытывают дискомфорт при шуме в классе.
Психологическая комфортность на уроках достигается следующими приёмами и методами:
1. Оценка психологического состояния класса в целом и нервно-психического состояния некоторых учащихся вначале урока (конфликтная ситуация, проблема здоровья и т. д.).
2. Психологический настрой учащихся в начале урока.
Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть) (см. приложение 1). Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока». Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат вначале урока. Например: (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас несложный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!». Или, например: (при повышенной работоспособности) «Сегодня сложный урок, вам необходимо быть внимательными на уроке, и правильно выполнять все задания» и т. п.
3. Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.
4. Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности. Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная исключительность (только вы можете справиться с этим заданием). Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях - преднамеренное завышение оценивания результата работы). Мотивация (это необходимо для определённой цели). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы это сделать, таким образом, и т.д.).
2
5. Предупреждение психоэмоциональных перегрузок. Использование на уроках эмоциональной разрядки (поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка и т.д.). Психокоррекционные паузы (выполнение определённых заданий с применением цветных кубиков).
Необходимо отметить, что на уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт: смена видов деятельности, темп урока, поощрение учащихся, разноуровневые задания, аргументированная оценка.
Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на уроке необходим и физический комфорт: упражнения для глаз, динамические паузы, релаксация, дыхательная гимнастика.
В процессе обучения школьников на уроках систематически использую оздоровительные и психокоррекционные паузы. Познавательные процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей: ярко выраженное нарушение мышления, низкая концентрация внимания, сложности с переключением внимания, преобладание у большинства учащихся кратковременной памяти. Всё это предполагает использование на уроках тематических динамических пауз. Применение данных пауз на уроках расширяет их непосредственную функцию – от задач здоровьесбережения до задач обучения. Использование тематических динамических пауз в процессе обучения, как показывает практика, не даёт учащимся «выходить из темы» урока и повышает качество обучения. Тематические динамические паузы на уроках биологии в 5 классе:
Пример 1.
Тема урока: Разнообразие поверхности (равнины, горы, овраги, холмы). Динамическая пауза: ровные руки перед собой на уровне груди – равнина, слегка приподнятые – холм, опущенные – овраг, пальцы рук касаются друг друга, высоко поднятые перед собой – гора. Постучать подушечками пальцев рук друг о друга – вершина горы, развести локти в стороны – подножье горы.
Пример 2.
Тема урока: Растения леса (кустарники, травы, грибы). Динамическая пауза: показать с помощью рук «этажи леса». Присесть, руки опустить вниз – грибы. Подняться чуть выше, поднять руки выше – травы. Встать в полный рост, руки на уровне груди – кустарники. Поднять руки вверх – деревья (см. приложение 1).
В некоторых случаях школьники с интеллектуальной недостаточностью отказываются выполнять динамические паузы, в данной ситуации паузу можно заменить на так называемую «ленивую» динамическую паузу. Учащиеся выполняют её сидя за партой, такая пауза вызывает интерес у школьников и по своему решает динамическую проблему урока.
Организуя процесс обучения в соответствии с принципом психологической комфортности, не всегда сразу удаётся получить положительный результат. Но в своей деятельности я стремлюсь к тому, чтобы в ежедневной работе с учащимися присутствовали поддержка и помощь, справедливое оценивание, на уроке царила доброжелательная атмосфера, т.е. всё то, что необходимо для комфортного обучения каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися данной категории, можно сделать вывод, что для обеспечения комфортных психоэмоциональных условий обучения, необходима не эпизодическая, а системная коррекционная работа в правильно организованной образовательной среде.
Использую в работе метод хромотерапии, как обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока в коррекционной школе (см. приложение 2). Естественные природные цвета оказывают позитивное влияние на здоровье учащихся. Школьная теплица – основное место проведения сеансов хромотерапии. На учащихся положительное влияние оказывает зелёный цвет цветочно-декоративных растений, выращиваемых в теплице. Данный цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных школьников, создает подъем умственной работоспособности, благотворно действует на концентрацию внимания.
3
Хромотерапия оказывает влияние на психологическое состояние учащихся, нормализует деятельность внутренних органов и в особенности нервной системы, способствует восстановлению психоэмоционального равновесия. Воздействие цвета должно быть дозированным, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников.
В своей педагогической деятельности для успешного процесса обучения систематизирую знания учащихся, широко применяю в обучении классификацию. Изучаем объекты по группам на основе определённых признаков, составляем схемы. Например: 8 класс – схема «Животные», 7 класс – схема «Группы растений», 6 класс – схема «Неживая природа», 5 класс – схема «Природа» (см. приложение 4). Данные схемы имеются как в бумажном, так и в электронном варианте. При проведении занятий в компьютерном классе учащиеся самостоятельно работают со схемами за компьютерами. Например: выделяют цветом уже изученные группы объектов, определяют цвет объекта и т.д. Учащиеся работают на компьютерах с увлечением, охотно. Эффективность данных уроков и в том, что наряду с учебными знаниями, у учащихся совершенствуются умения и навыки работы с компьютером.
В процессе обучения применяю парную и групповую работу учащихся (см. приложение 2). Деление учащихся на группы осуществляю с учётом опоры на более сохранные анализаторы. Такие группы не являются стабильными и изменяются по составу в зависимости от характера урока и от степени коррекции дефекта. Работа в группах не занимает много времени на уроке, учитывается физический комфорт при пересаживании учащихся для работы. В результате происходит развитие диалогового общения, устанавливаются эмоциональные контакты между учащимися, повышается эффективность урока. Многие учащиеся с интеллектуальной недостаточностью чувствуют себя комфортней, когда выполняют задания учителя на уроке в паре или в группе.
Учащиеся 5-х, 6-х классов работают на уроках с увлечением и интересом при использовании в обучении элементов театрализации и игровых технологий.
Театральные задания, упражнения, ритмические динамические паузы и т.п. активизируют познавательную деятельность, помогают учащимся снять излишнее эмоциональное напряжение, вызывают общий положительный психологический настрой, развивают речевую интонационную выразительность, учат сочетать речь с движением, развивают коммуникативные навыки (см. приложение 3).
Применение элементов театрализованной деятельности на уроках биологии:
Пример 1.
Применение элементов театрального костюма. Корона осени из листьев. Данный приём используется на уроке, как закрепление изученного материала активизирует у учащихся правильные ответы. Например, назвать признаки осени, вспомнить стихотворения об осени и т.д.
Пример 2.
Использование тематических динамических театральных пауз. Предложить учащимся показать, как бы они выглядели, если бы на время превратились в овощи или в какого-либо животного (в зависимости от темы урока).
Пример 3.
Проведение ритмических физминуток. Воспроизвести шум леса: первая группа детей - треск веток, вторая группа - стук дятла, третья группа - шум листвы.
Пример 4.
Урок-превращение (учёные-исследователи, защитники природы и т.д.) Например: «Ребята, я горжусь вами! Вы самостоятельно, как настоящие учёные-исследователи, определили все свойства почвы». «Сегодня на уроке вы попробуете стать защитниками природы, наша задача…». Итог данного урока: создание мини-книги, природоохранного буклета, знака и т.д. При работе с учебным материалом выразительное чтение текста, чтение по ролям. Чтение учебного текста разным по звучанию голосом: тише-громче. Чем более эмоционально насыщенным является материал, тем легче учащимся использовать средства выразительности при его воспроизведении (стихотворения о временах года).
4
Театрализованная деятельность учащихся, безусловно, не появится сама собой.
В этом огромную роль играет педагог, владеющий основами актёрского мастерства, умело направляющий данный процесс и создающий атмосферу творчества в классе. Анализируя работу в данном направлении можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является эффективным средством коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта.
Применяю на уроках специальные коррекционные упражнения и задания, повышающие учебную мотивацию и являющиеся эффективным средством коррекции мышления (анализ-синтез). Например: тематические сказки с пропущенными словами (для учащихся 5 класса). Пример. «Сказка о маленьком каменном угольке». Жил был очень глубоко под землёй маленький каменный уголёк. И вот однажды он услышал сильный шум, это рабочие строили…(шахту). Он очень испугался и … (далее продолжение сказки). Итог сказки: уголёк попал в печку и, сгорев, согрел всех своим теплом. Вывод: горючие полезные ископаемые хорошо горят и выделяют много тепла.
В процессе обучения, во внеурочной деятельности, успешно применяю метод проектов. Учащиеся принимают участие в реализации экологических, социальных проектов. Применение данного метода повышает учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету. Учащимся предоставляется возможность применения полученных знаний и умений на практике в различных условиях. В ходе реализации проекта важным является не только его практическая значимость, но и развитие у учащихся эмоциональной восприимчивости к миру природы, осознание себя как носителя экологической культуры.
Например: социально-экологический проект «Чистый берег». Результат реализации данного проекта: развитие экологической компетенции учащихся в области охраны природы родного края (см. приложение 3). Проект «Озеленение и благоустройство территории школы», позволил учащимся получить практические навыки создания цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна. Различные учебные проекты.
Изобразительная деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется значительным своеобразием. Поскольку формирование и развитие графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на дефектной основе, то особенности умственного и физического развития, а также эмоционально-волевой сферы отчётливо проявляются в процессе рисования.
Как правило, многие дети с интеллектуальной недостаточностью не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, часто нуждаются в помощи учителя. Поэтому при выполнении рисунка помогаю ребёнку начать рисовать или просто нахожусь рядом для успешного выполнения работы. Перед началом работы необходимо определиться с расположением объекта на альбомном листе т.к. учащиеся часто неправильно располагают рисунок на бумаге.
Активизирует познавательную деятельность и развивает мотивационную сферу учащихся проведение уроков рисования с использованием ресурсов компьютерного класса. Например: во многих рисунках при изображении фигуры человека, часто отсутствуют части тела (уши, глаза, нос, количество пальцев не соответствует действительности). Часто части тела изображаются учащимися с нарушением пропорций (маленькая голова, длинное тело и т.д.). Поэтому предварительное занятие провожу в компьютерном классе: создаём с учащимися фигуру человека с помощью программы Word (геометрические фигуры).
Многим ученикам свойственно недифференцированное отношение к цвету. Цветовые сочетания, которые образуют школьники при рисовании орнаментов, не составляют смыслового единства, а симметрия в расположении красок отсутствует. В данной ситуации эффективными являются занятия, на которых учащиеся выполняют рисунок с помощью компьютера. Возможность выбора любого цвета и его оттенков повышает качество рисунков и развивает мотивационную сферу учащихся. В процессе рисования у школьников совершенствуются умения и навыки работы с компьютером.
5
Включаю в учебную программу уроки, на которых обычная акварельная бумага заменяется нетрадиционным художественным материалом. Например: камень (речная галька), деревянные берёзовые спилы и др. Хотелось бы отметить основные критерии эффективности использования художественного материала – камня. Это доступный природный материал, при выполнении рисунка используются недорогие акварельные краски. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет значение закончить работу над рисунком в течении урока. Небольшая площадь поверхности камня (деревянного спила) даёт им возможность получить результат своей деятельности за короткий промежуток времени.
Применение в изобразительной деятельности учащихся нетрадиционных художественных материалов способствует расширению художественного опыта школьников и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. Нетрадиционные художественные материалы вызывают у учащихся эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению рисунков по содержанию и качеству исполнения.
Важным условием развития навыков изобразительной деятельности является формирование мотивационного компонента, который обеспечивается посредством участия школьников в эстетической организации жизненного пространства школы. Лучшие работы моих учеников используются в дизайне интерьера класса, в оформлении помещений к празднику, в организации выставок и т.д. Учащиеся активно участвуют в школьных конкурсах рисунков, а также в районных и в республиканских конкурсах творческих работ, где занимают призовые места.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что предложенная система работы даёт серьёзные результаты:
позитивная динамика коррекционно-развивающей работы (более чем у 90% учащихся);
положительная динамика формирования у школьников навыков социализации (более чем у 95 % учащихся);
повышение учебной мотивации, познавательного интереса к предмету;
результативное участие школьников в конкурсах, творческих мероприятиях различного уровня.
Обобщение и распространение педагогического опыта, презентация методической системы педагога:
мастер-классы (районные, республиканские, всероссийские);
презентации авторских программ, методик на разных уровнях;
семинары, научно-практические конференции (районные, республиканские, всероссийские);
конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы;
научные статьи и публикации в региональных и федеральных изданиях.
Об эффективности распространения педагогического опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги. Система работы имеет ценность для всех педагогов образовательного учреждения. Так как технологии, методы и формы работы, в ней представленные, являются общими для коррекционного обучения. Методическая система привлекла внимание и опытных и молодых учителей, которые активно используют элементы представленных технологий на своих уроках.
В образовательном учреждении являюсь активным участником учебно-методической работы. С 2009 г. – руковожу школьной творческой группой педагогов «Инновация». Имею ряд собственных разработок уроков, коррекционно-развивающих занятий, электронных методических разработок. Систематически совершенствую профессиональную компетенцию.
6
Приложение 1
Психологический настрой учащихся в начале урока.
Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние
Использование на уроках тематических динамических пауз Приложение 2
Метод хромотерапии - элемент
здоровьесберегающей организации урока в коррекционной школе
й
Использование на уроках парной и групповой работы
Приложение 3
Применение элементов театрализованной деятельности
Социально-экологический проект «Чистый берег». Развитие экологической
компетенции учащихся в области охраны природы родного края Приложение 4
Систематизация знаний учащихся (схемы, алгоритмы, опорные схемы)
Цветовое выделение объектов
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Схема «Животные» (биология 8 кл.)
Животные
Позвоночные Беспозвоночные
Рыбы
Черви
Земноводные Насекомые
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Схема «Свойства воды» (неживая природа 6 кл.) Прозрачная Без запаха
Вода - жидкость
Течёт Без вкуса
Не имеет формы
Без цвета
Растворитель
- главное свойство воды ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Схема «Растения» (биология 7 кл.)
Растения
Однодольные Двудольные
Паслёновые Злаковые
Бобовые Лилейные
Розоцветные
Сложноцветные
Презентация системы работы педагога
Дата
| Мероприятие
| Тема выступления
| Уровень
| 27.08.09 г.
| Педагогическая конференция:
«Ключевая роль педагога в формировании современной модели образования»
| Тема: «Инновационные подходы в обучении детей с ОВЗ».
| Муниципальный
| 5.11.09 г.
| Мастер-класс
(с приглашением педагогов ОУ Бейского района, Аскизской коррекционной школы VIII вида)
| Тема: «Литография. Основные приёмы работы».
| Межрайонный
| 27.08.10 г.
| Педагогическая конференция: «Учитель-всё начинается с тебя»
| Тема: «Использование тематических динамических пауз на уроках биологии в коррекционной школе».
| Муниципальный
| 7.10.10 г.
| Мастер-класс
(с приглашением педагогов Усть-Абаканской, Белоярской, Абаканской коррекционных школ I, II, III, IV, VIII видов; Бейского ПУ № 15)
| Тема: «Тематические динамические паузы на уроках биологии в коррекционной школе».
| Республиканский
| 24.02.11 г.
| Республиканский семинар: «Организация деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников»
| Тема: «Хромотерапия в коррекционной педагогике»
(на базе школьной теплицы).
Подготовка печатной продукции для участников семинара (методические рекомендации, буклеты, фотографии цветов).
| Республиканский
| 09.11.11 г.
| Республиканский семинар: «Развитие творческих потенциалов коммуникативных навыков ребёнка как условие успешной социализации в обществе»
| Тема: «Коррекция эмоциональной сферы учащихся средствами театрализованной деятельности».
| Республиканский
| 30 – 31 марта
2012 г.
| Научно-практическая конференция
Тема: «Основные направления и перспективы развития современного специального образования: национальный и региональный компоненты»
| Мастер-класс: «Практика использования различных методов и приёмов обучения на уроках биологии в коррекционной школе».
Тема доклада: «Метод проектов как средство развития экологической компетентности учащихся с ОВЗ».
| Федеральный
| 25.04.12г.
| Научно-практическая конференция
Тема: «Здоровьесберегающие аспекты образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы»
| Тема: «Принцип психологической комфортности в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья».
| Республиканский
|
|
Результаты участия обучающихся в конкурсах, творческих мероприятиях
Дата
| Мероприятия
| Участники
| Итог
| Муниципальный уровень
| 2010 г
18.05.10 г.
28.09.10 г.
| Участие в реализации проекта «Чистый берег»
Экологическая акция «Помоги реке».
Экологическая акция «Первый шаг».
Итог акции – публикация статьи «Первый шаг сделан!» в районной газете «Саянская заря».
№ 81 (9068), за 19.10.10 г.
|
7 класс.
8, 9 класс.
| Благодарственное письмо
Управления социальной поддержки населения
МО Бейский район
| 2010 г.
| Участие в реализации проекта Совета молодёжи Бейского РДК «Творческая мастерская».
| Боргояков Роман, 5 кл.
| Благодарность
за активное участие
| 2011 г.
| Участие в реализации проекта «Озеленение и благоустройство территории школы».
| 1-9 классы.
| 3-е место
| 24.05.11 г.
| Благотворительный фонд поддержки одарённых детей «Чарых». Номинация им. Карамчаковых.
| Чичинина Саяна, 5 кл.
| Лауреат премии
| 2011 г.
| Участие в конкурсе
«Лучший учебно-опытный участок».
| 5-9 классы
| 2-е место
| 13.10.11 г.
| Экологическая акция «Помоги природе!»
По итогам акции – публикация статьи в районной газете «Саянская заря» № 91 (9180), за 22.11.11 г.
| Уч-ся 8 кл.
| Благодарственное письмо
Совета депутатов Бейского района
| Ноябрь 2011 г.
| V Районный фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя». Выставка рисунков учащихся.
| Чичинина Саяна, 6 кл.
| Победитель.
Номинация «Декоративно-прикладное творчество»
| 18.04.12 г.
| Конкурс рисунков «Этих лет не смолкнет слава»
| Чичинина Саяна, 6 кл.
| 3-е место
Размещение рисунка на баннере РДК
| Региональный уровень
| Дата
| Мероприятия
| Участники
| Итог
| Сентябрь
2010 г.
| Участие в Республиканской выставке
«Уртун тойы» (праздник урожая)
| Чебодаева К.
Кинько Д., 6 кл.
| Благодарность
за участие
| Декабрь
2010 г.
| VIII Республиканский фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ «Поверь в себя». Выставка рисунков учащихся
| Уч-ся 5-7 кл.
| 1-е место
| Май
2011 г.
| Участие в реализации социального проекта «Школа – территория комфорта для детей с ОВЗ»
Номинация «Жить чисто и красиво»
| 5-9 классы
| 1-е место, участие в межрегиональном этапе конкурса
| Декабрь 2011 г.
| X Фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ «Поверь в себя». Номинация «Декоративно-прикладное творчество. Рисунок».
Выставка рисунков учащихся
| Чичинина Саяна,
6 кл.
| Победитель
| 26.09.12 г.
| Участие в Республиканской экологической акции «Мы чистим мир!» Экологическая акция «Чистый родник». Публикация на сайте школы
| Уч-ся 8, 9 кл.
| Участие
| Федеральный уровень
| Дата
| Мероприятия
| Участники
| Итог
| Сентябрь
2011 г.
| Участие в реализации социального проекта «Школа – территория комфорта для детей с ОВЗ»
| 5-9 классы
| Участие в финале конкурса
| Исходя из вышеперечисленных данных таблицы, можно сделать вывод о позитивных результатах, высоком рейтинге участия школьников во внеклассной деятельности, проводимой на разных уровнях. Активность и результативность обеспечивается наличием эффективной внеучебной работы по предмету, раскрытием потенциальных возможностей учащихся в сформированной коррекционно-развивающей пространственной среде. |