Скачать 57.86 Kb.
|
Урок литературного чтения в 3 классе. Чудеса поэтических и живописных образов. К. Бальмонт «Трудно Фее» Цель: -формировать умение анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста, помочь найти и понять главную мысль стихотворения; - развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические и живописные образы; - обнаружить сходство восприятия мира природы поэтом и художником; -развивать навык выразительного чтения. Ход урока I. Организационный момент Летом мы на дачу едем. Хорошо там погостить! Покупаться, порезвиться И по лесу побродить. А друзей к себе хороших Хочешь в гости пригласить? II. Проверка домашнего задания - Выразительное чтение стихотворения «Приглашение на дачу» (три-четыре человека). III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока -Вы принимаете приглашение? Тогда в путь! Отправляемся на природу. (Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».) - Какое настроение создала у вас эта музыка? (Открываю рисунок с изображением Феи цветов.) - Нас встречает лесная Фея. Кто она такая? (Феи - это воздушные маленькие существа, порхающие на стрекозиных крылышках, красивые обитатели волшебной страны. Они появляются в платьях из тончайшей материи, воздух вокруг них мерцает волшебными огнями и пронизан великолепным благоухающим запахом.) - В каких произведениях вы встречали этот персонаж? («Золушка», «Спящая красавица».) - Какую роль Фея играла в судьбе героев? (Исполняла желания, одаривала подарками.) - Сегодня познакомимся со стихотворением Константина Бальмонта, его произведения полны загадок и чудес. - Из его стихотворения мы узнаем, о какой Фее он нам рассказал. IV. Работа по теме урока Откройте учебник на странице 124. Прочитайте название: «Трудно Фее». - О чем автор нам хотел сказать этим названием? (Непросто быть Феей.) (Читаю стихотворение) - Что поняли? (Каждый представитель природы обращается к Фее.) Самостоятельное чтение. - Кто участник разговора и как каждый из них обращается к Фее? (На доске выставляются слова.) Сирени - шепчут Стриж - призывает Ландыши - шепчут Травинки - промолвили - Как этот приём называется в поэзии? - Зачем они совершают эти действия? {Они хотят обратить на себя внимание, им нужна любовь Феи.) - Попробуйте показать, что слово, посвященное ландышам и травинке, -точная поэтическая находка. Для этого прочитайте, как автор говорит о ландышах. {«Ландыши шепнули сквозь тени очи смежа».) - Как понимаете эти строчки? {«Сквозь тени» - они растут в тенистом месте; «очи смежа» - закрыли глаза-бутончики.) Все это создает впечатление хрупкости и недоступности ландышей, их укрытости от посторонних глаз. - Прочитайте, как автор говорит о травке. «…Сквозя изумрудно травки промолвила нить...» - Какой приём сейчас использует автор? Поэт сравнивает травку с ниточкой, которая к тому же «сквозит изумрудно». - Поясните значение слов «сквозит» и «изумрудно». {«Сквозить» - едва просачиваться, чуть виднеться, слегка обнаруживаться; «изумрудно» - драгоценно, сверкая зеленым изумрудным цветом.) -Слова, посвящённые ландышам, травинке – поэтическая находка!! Бальмонт сумел передать хрупкость, красоту природы в этом стихотворении. V. Физкультминутка Наши алые цветочки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают. Головой качают. VI. Продолжение работы по теме - Вам понравились образы, созданные Бальмонтом? - Догадайтесь, в чем состояла работа Феи? {Любить все живое на Земле. Благодаря этой любви, в ответ на неё, растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными, и мир становится прекрасным и разнообразным.) - Кто же эта Фея? Вы верите в ее существование? {Видно, это сама природа, это душа леса.) VII. Выразительное чтение стихотворения - Посмотрите на доску, прочитайте еще раз записи на карточках и попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы мы это почувствовали. VIII. Обобщение - Вам понравилось это произведение? А знаете ли вы, что в Москве в 1905 г. была напечатана книжка «Фейнины сказки». В ней было помещено 71 стихотворение. Посвящена эта книга Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Екатерины Алексеевны Андреевой. Об этой книге изящных стилизаций детских песенок восторженно писал Валерий Брюсов: «В «Фейниных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это - утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень». В первой части «Фейниных сказок» создан мир феи, где бессмертной жизнью живут ее спутники, друзья и враги: стрекозы, жуки, светлячки, тритоны, муравьи, улитки, ромашки, кашки, лилии. Послушайте одно стихотворение из цикла «Фейнины сказки». Фея за делом К Фее в замок собрались Мошки и букашки. Перед этим напились Капелек с ромашки. И давай жужжать, галдеть В зале паутинной, Точно выискали клеть, А не замок чинный. Стали жаловаться все С самого начала, Что ромашка им в росе Яду подмешала. А потом на комара Жаловалась муха: Говорит, мол, я стара, Плакалась старуха. Фея слушала их вздор И сказала: «Верьте, Мне ваш гам и этот спор Надоел до смерти». И велела пауку, - Встав с воздушных кресел, - Чтобы тотчас на суку Сети он развесил. И немедля стал паук Вешать паутинки. А она пошла на луг Проверять росинки. IX. Работа с «Картинной галереей» -Фея цветов приглашает нас дальше прогуляться по ее владениям и насладиться красотой природы, которую изобразил Михаил Врубель. Отправимся в «Картинную галерею». - Рассмотрите репродукцию с картин Михаила Врубеля «Сирень» и «Жемчужина». Что видите? {На картине «Сирень» изображена прекрасная дева, на фоне цветущего куста сирени, которую вряд ли можно считать реально существующим человеком. Лицо у нее бледное, с большими печальными глазами. Волосы черные, длинные, опускаются по плечам, закрывая все тело. Пирамидки сирени сверкают, точно драгоценные камни, светятся изнутри малиновыми, сиреневыми и синими огнями. Очевидно, это прекрасная Фея. Найдите у Кентавра Хирона в разделе «Музей» объяснение слову «нимфы»(стр.151). Нимф, или фей деревьев звали дриадами. Дриада – это душа дерева, которая сохраняет его, вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту. Прекрасная фея – это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть. На картине «Жемчужина» изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины, где обычно вырастает жемчужина. Мы видим двух хрупких дев с огромными глазами. Они укутаны в легкие прозрачные (газовые) ткани. Они молчаливы и задумчивы, как и фея сирени, словно воплощают те творческие силы которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой отличается маленький перламутровый шарик, поблёскивающий всеми цветами радуги, зарождающийся в этой раковине.) X. Итог урока - Можно ли утверждать, что поэт и художник сходно воспринимают мир природы? {Да, они создают сходный образ Феи как души природного мира, воплощенной в нем любви и красоты. Да и сам природный мир, изображенный художником и поэтом, хрупкий, таинственный и драгоценный.) -Для чего нужна такая работа со стихотворением? Д/З Выразительное чтение стихотворения, нарисовать фею природы (по желанию) Найти сказку «Аладдин и волшебная лампа» (арабская сказка) |