Скачать 134.76 Kb.
|
Тема: Обобщающий урок по теме «Население России». Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность умений по теме; развивать навыки работы с административной картой России, со статистическим материалом; воспитывать чувство коллективной работы, патриотизма. Оборудование: политико-административная карта России, карточки – вопросы, атласы по географии 9 класса, мультимедиа проектор. Оформление доски: запись темы урока, игровое табло. Игровое табло.
ХОД УРОКА.
Вопросы разминки.
По результатам разминки выбирается лидер группы. Каждой команде выдается «Карта успешности», в которой лидер команды по окончанию урока выставляет каждому ученику оценки. Карта успешности.
Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? В европейской части России проживает 70% населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а так же здесь наиболее благоприятные природные условия. 2-я группа. 1. Объясните понятия: воспроизводство населения постоянное возобновление и смена поколений за счет процессов рождаемости и смертности, естественный прирост разница между числом родившихся и умерших за определенный период. 2. Назовите столицы республик: Саха Якутск, Удмуртия Ижевск, Адыгея Майкоп, Хакасия Абакан, Марий Эл Йошкар-Ола. 3. Определите естественный прирост по данным таблицы.
4. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семье. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры. 5. Индивидуальное задание «Объясни». Каковы причины миграции? Социально-экономические – трудовая миграция, политические – беженцы (конфликты), насильственные переселения (депортация), вынужденные переселенцы (религиозные, национальные притеснения), природные, экологические. В чем экономическое значение миграции? Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий. 3-я группа. 1. Объясните понятия: агломерация скопление городских поселений вокруг крупного города, эмиграция выезд за пределы страны с целью временного или длительного поселения в иностранном государстве. 2. Назовите столицы республик: Северная Осетия Владикавказ, Татарстан Казань, Мордовия Саранск, Тыва Кызыл, Бурятия Улан-Удэ. 3. Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью Якутия, с наибольшей численностью населения Башкортостан, с наибольшим уровнем урбанизации Коми, с наибольшей плотностью населения Дагестан, с наибольшей долей коренного Дагестан и русского населения Хакасия.
4. Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? Калмыки, алтайская семья, монгольская группа. 5. Индивидуальное задание «Объясни». Почему в России районы с высоким уровнем естественного прироста имеют и большой уровень безработицы? В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи, которая входит в трудоспособный возраст. А экономика таких районов имеет не высокий уровень развития, значительно ниже среднего по стране. В этих районах в большей степени преобладает сельское хозяйство, рабочих мест не хватает, т.к. скорость создания новых рабочих мест низкая. 4-я группа. 1. Объясните понятия: трудовые ресурсы часть населения страны, которая способна работать, экономически активное население население страны, которое занято в экономике, а так же безработные. 2. Назовите столицы республик: Кабардино-Балкария Нальчик, Калмыкия Элиста, Чечня Грозный, Башкортостан Уфа, Ингушетия Магас. 3. Проанализируйте данные таблицы. В какой республике СНГ была наибольшая доля русских в 1959 году Казахстан? Как изменилась доля русских во всех приведенных республиках доля русских сокращается? В какой республике численность русского населения на 1995 год была наибольшей Украина? Из какой республики выбыло наибольшее число русских Казахстан?
4. Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. Русские индоевропейская семья, славянская группа. 5. Индивидуальное задание «Объясни». В России в 80-е годы удалось на некоторое время несколько улучшить низкий уровень естественного прироста населения. Но, начиная с 1988 года, демографическая ситуация непрерывно ухудшается. Какие факторы определяют данное негативное явление? Снижение рождаемости является следствием нескольких причин: - в России увеличилась доля городского населения, а для промышленного развития высокоурбанизированных стран характерен низкий уровень рождаемости. - последствия ВОВ, в 1941-1945 годах была очень низкая рождаемость, которая повторяется примерно через каждые 25 лет: 1966 – 1970; 1991 – 1995. - в 1991 году распад СССР, инфляция, кризис в промышленности, экономический кризис в промышленности России стал причиной тяжелого материального положения россиян, что напрямую влияет на уровень рождаемости. 3. Заключительная часть. «Мы и карта». Вопросы.
III. Заключение. Подведение итогов. Члены жюри озвучивают итоги II-го конкурса. По итогам урока, лидирующая группа получает право в период изучения следующее новой темы, оценивать ответы учащихся на уроках географии. Выдаются отличительные знаки. |