Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 134.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер134.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема: Обобщающий урок по теме «Население России».
Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность умений по теме;

развивать навыки работы с административной картой России, со статистическим материалом;

воспитывать чувство коллективной работы, патриотизма.

Оборудование: политико-административная карта России, карточки – вопросы, атласы по географии 9 класса, мультимедиа проектор.

Оформление доски: запись темы урока, игровое табло.
Игровое табло.




Команда

1-й конкурс

2-ой конкурс

3-й конкурс

4-ый конкурс

Итог












































































































ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, целей урока. Команды рассаживаются на свои местам, представление команд, название.




  1. Основная часть.




  1. Разминка. (блиц-опрос) вопросы задаются всем командам. На экране.


Вопросы разминки.

  1. Город-миллионер Северного Кавказа. Ростов-на-Дону.

  2. Люди объединенные единой культурой, историей, характером хозяйственной деятельности. Народ.

  3. Какое место в мире Россия занимает по численности населения? 7 место.

  4. Принудительное переселение людей с постоянного места жительства. Депортация.

  5. Как называли Древнюю Русь скандинавские саги? Гардарика.

  6. Назовите древние города России. Новгород, Смоленск, Муром, Ярославль, Владимир.

  7. Закончите фразу. Городом в России считается населенный пункт … с численностью население более 12000 человек.

  8. Назовите народы, которые подверглись депортации в 30-50 годах прошлого столетия. Греки, народы Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы), немцы. Народы из бывших республик СССР: эстонцы, латыши, литовцы, поляки, молдаване, крымские татары.

  9. Назовите общее число народов России. 160 народов.

  10. Определить народ и территорию его проживания (презентация).




  1. русские – повсеместно

  2. чуваши – республика Чувашия

  3. алтайцы – республика Алтай

  4. карелы – республика Карелия

  5. коряки – Камчатский край

  6. нанайцы – Хабаровский и Приморский край

  7. тувинцы – республика Тыва

  8. чукчи – Чукотский АО

  9. якуты – республика Саха (Якутия)

  10. ханты – Ханты - Мансийский АО


По результатам разминки выбирается лидер группы. Каждой команде выдается «Карта успешности», в которой лидер команды по окончанию урока выставляет каждому ученику оценки.
Карта успешности.


Ф.И. ученика

Оценка
































  1. Основная часть. «Население России» (Работа в группах с помощью раздаточного материала, а также индивидуальные задания. Лидер группы выбирает, кому работать самостоятельно. Оценивается быстрота и правильность ответа. Лидеры группы самостоятельно, по мере выполнения, сдают членам жюри свои работы. Ученикам, которые готовят самостоятельно ответы, дается на подготовку 4-5 минут, по мере готовности, заслушивается ответ).




  1. я группа.




  1. Объясните понятия: урбанизация процесс роста городов и городского населения, миграция процесс перемещения людей с одного постоянного места жительства в другое.

  2. Назовите столицы республик: Карелия Петрозаводск, Коми Сыктывкар, Чувашия Чебоксары, Дагестан Махачкала, Алтай Горно Алтайск.

  3. Определите естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999г.




Регионы

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Россия в целом

8,3

14,7

-6,4

Псковская обл.

7

21

-14

Москва

8

15

-7

Республика Дагестан

18

8

+10

Магаданская обл.

8

9

-1




  1. К какой языковой группе и семье относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? Русские – индоевропейская семья, славянская группа – православные. Татары – алтайская семья, тюркская группа – ислам, удмурты – уральская семья, финская группа – православные.

  2. Индивидуальное задание. «Объясни».

Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? В европейской части России проживает 70% населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а так же здесь наиболее благоприятные природные условия.
2-я группа.
1. Объясните понятия: воспроизводство населения постоянное возобновление и смена поколений за счет процессов рождаемости и смертности, естественный прирост разница между числом родившихся и умерших за определенный период.

2. Назовите столицы республик: Саха Якутск, Удмуртия Ижевск, Адыгея Майкоп, Хакасия Абакан, Марий Эл Йошкар-Ола.

3. Определите естественный прирост по данным таблицы.


Годы

1913

1926

1940

1960

1980

1990

1991

1994

1999

Число родившихся

47,8

44,7

33

23,2

15,9

13,4

12,1

9,6

8,4

Число умерших

32,4

21,3

20,6

7,4

10,6

11,4

11,4

15,7

14,7

Естественный прирост

15,4

23,4

12,4

15,8

5,3

2,2

0,7

-6,1

-6,3



4. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семье. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.

5. Индивидуальное задание «Объясни».

Каковы причины миграции? Социально-экономические – трудовая миграция, политические – беженцы (конфликты), насильственные переселения (депортация), вынужденные переселенцы (религиозные, национальные притеснения), природные, экологические. В чем экономическое значение миграции? Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий.
3-я группа.
1. Объясните понятия: агломерация скопление городских поселений вокруг крупного города, эмиграция выезд за пределы страны с целью временного или длительного поселения в иностранном государстве.

2. Назовите столицы республик: Северная Осетия Владикавказ, Татарстан Казань, Мордовия Саранск, Тыва Кызыл, Бурятия Улан-Удэ.

3. Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью Якутия, с наибольшей численностью населения Башкортостан, с наибольшим уровнем урбанизации Коми, с наибольшей плотностью населения Дагестан, с наибольшей долей коренного Дагестан и русского населения Хакасия.


Республика

Площадь, тыс.км2

Население в 2000г., тыс.чел.

Доля городского населения

Плотность населения чел/км2

Доля населения в %

Коренная национальность

Русские

Дагестан

50,3

2120

40,7

38

80,2

9,2

Тыва

170,5

311

47,5

1,8

64

32

Якутия

3103,2

1000

64

0,3

33

50,3

Башкортостан

143,6

4110

65

28,2

21

39

Северная Осетия

8

662,7

68

87

53

29,9

Коми

415,9

1151,4

75

3

23

56

Карелия

172,4

712

74

4,6

10

74

Хакасия

61,9

581

71

9,4

11,1

79,5


4. Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.

5. Индивидуальное задание «Объясни».

Почему в России районы с высоким уровнем естественного прироста имеют и большой уровень безработицы? В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи, которая входит в трудоспособный возраст. А экономика таких районов имеет не высокий уровень развития, значительно ниже среднего по стране. В этих районах в большей степени преобладает сельское хозяйство, рабочих мест не хватает, т.к. скорость создания новых рабочих мест низкая.
4-я группа.
1. Объясните понятия: трудовые ресурсы часть населения страны, которая способна работать, экономически активное население население страны, которое занято в экономике, а так же безработные.

2. Назовите столицы республик: Кабардино-Балкария Нальчик, Калмыкия Элиста, Чечня Грозный, Башкортостан Уфа, Ингушетия Магас.

3. Проанализируйте данные таблицы. В какой республике СНГ была наибольшая доля русских в 1959 году Казахстан? Как изменилась доля русских во всех приведенных республиках доля русских сокращается? В какой республике численность русского населения на 1995 год была наибольшей Украина? Из какой республики выбыло наибольшее число русских Казахстан?


Страны СНГ

Население в 1995 г., млн.чел.

Доля русских

Численность русских, тыс.чел.

Выбыло в Россию с1990 по 1995г., тыс.чел.

1959

1989

1995

1989

1995

Украина

51,7

16,4

22,1

21,6

11340

11177

205

Белоруссия

10,3

8,2

13,4

12,7

1341

1309

38,5

Казахстан

16,5

42,7

37,8

33

6226

5456

770

Киргизия

4,5

30,2

21,0

16

917

708

209

Узбекистан

22,3

13,5

8,3

5,5

1652

1241

411

Азербайджан

7,5

13,6

5,6

3,0

392

222

170

Грузия

5,4

10,1

6,3

3,6

339

196

143,5



4. Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. Русские индоевропейская семья, славянская группа.

5. Индивидуальное задание «Объясни».

В России в 80-е годы удалось на некоторое время несколько улучшить низкий уровень естественного прироста населения. Но, начиная с 1988 года, демографическая ситуация непрерывно ухудшается. Какие факторы определяют данное негативное явление? Снижение рождаемости является следствием нескольких причин:

- в России увеличилась доля городского населения, а для промышленного развития высокоурбанизированных стран характерен низкий уровень рождаемости.

- последствия ВОВ, в 1941-1945 годах была очень низкая рождаемость, которая повторяется примерно через каждые 25 лет: 1966 – 1970; 1991 – 1995.

- в 1991 году распад СССР, инфляция, кризис в промышленности, экономический кризис в промышленности России стал причиной тяжелого материального положения россиян, что напрямую влияет на уровень рождаемости.
3. Заключительная часть. «Мы и карта».
Вопросы.

    1. Показать города-миллионеры.

    2. Показать регион России с высоким естественным приростом. Дагестан.

    3. Показать регион с низким естественным приростом. Рязанская область.

    4. Показать регион с максимальной плотностью населения. Московская область 300 чел/км2.

    5. Показать регион с низкой плотностью населения. Эвенкийский округ.

    6. показать республику с самой высокой продолжительность жизни. Ингушетия.

    7. Показать регион с самой низкой продолжительностью жизни. Тыва.

    8. Показать исконно русские территории. Европейский Север, Северо-Запад.

    9. Показать территории с пестрым национальным составом. Поволжье, Северный Кавказ.

    10. Показать автономные округа и автономную область. Автономная область – Еврейский, автономные округа – ямало-ненецкий, Ханты-мансийский, Ненецкий, Чукотский.


III. Заключение. Подведение итогов.

Члены жюри озвучивают итоги II-го конкурса. По итогам урока, лидирующая группа получает право в период изучения следующее новой темы, оценивать ответы учащихся на уроках географии. Выдаются отличительные знаки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск