Скачать 47.71 Kb.
|
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имен прилагательных, развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, установление связи прилагательных с существительными, наблюдение над ролью прилагательных в нашей речи; развитие вербального мышления, развитие умения сравнивать, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к языку, расширять словарный запас учеников. Ход урока. I.Организационный момент. 2.Самоопределение к деятельности. ( На доске запись весна веснушки весенний ) - Определите, какую букву будем писать на минутке чистописания. - Что можете сказать о словах? – Какое слово лишнее? Почему? – На какой вопрос отвечает? – Что обозначает это слово? -Так какой же вывод можно сделать? - Что такое имя прилагательное? - Возьмите карточку № 1 и прочитайте правильный ответ.
( Ответы детей ) - Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 1.) - У существительных подчас не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить. Вот громкий стук. Вот жёлтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. -О какой части речи говорит поэт? 3. Работа над новым материалом. 1). Наблюдение над ролью имен прилагательных в нашей речи. - Нам сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль играет имя прилагательное в нашей речи. Слайд № 2 помидор | | огурец | | репа - Что общего в этих словах?
- Чтобы предметы приобрели цвет, размер, форму необходимо назвать их признаки, используя имена прилагательные. Запишите слова в столбик. К каждому существительному подберите и запишите прилагательные, которые охарактеризуют эти предметы. Самостоятельная работа детей. Проверка. - Посмотрите, какие стали предметы благодаря вам . ( Слайд № 4 ) - Какую роль в данном задании играют прилагательные? ( Слайд № 5 ). уточняет имяприлагательное < - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя этот предмет. – Давайте поиграем, я вам называю описание предмета с помощью имён прилагательных, а вы называете предмет: -серый, злой, жадный … -косой, слабый, трусливый… -рыжая, ловкая, хитрая… -косолапый, неуклюжий… 2). ( Слайд № 6 ). Прочитайте текст. Весеннее утро. Какое ... утро! ... роса блестит на траве. ...ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле ... травка. Утром воздух ... и ... - Понравился ли вам этот текст? Почему? - Спишите этот текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Проверка 2-3работ. - Какая часть речи позволила нам ярко представить весеннее утро? - Какую роль выполняют в этом задании имена прилагательные? ( Слайд № 7 ). < уточняет украшает III. Физкультминутка. (Слайд №8 ). ( картинка щенка ) - Если я назову имена прилагательные, которые указывают на внешний вид щенка, вам надо присесть, руки вытянуть вперед; если - на настроение, то вам надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Веселый, ушастый, печальный, грустный, мохнатый, радостный, пушистый, задумчивый. 4. Закрепление нового материала. 1). У. Из данных слов выберите имена прилагательные и припишите к ним антонимы. Карточка № 2. легкий, день, смех, тянуть, твердый, трусливый 2). Учитель читает текст. Ранняя весна пришла в нашу местность. Она подарила людям чудесные цветы. Лесные поляны украшают голубые подснежники. - Можно ли эти предложения назвать текстом? - Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. - Почему она называется Красной книгой? - Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? Ответы детей. - Правильно. Ведь недаром говорится: Поймала я бабочку - она погибла, сорвала цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу. Дети записывают текст под диктовку, объясняя изученные орфограммы. - Подчеркните в предложениях волнистой линией имена прилагательные и обозначьте значком слова, с кот. они связаны. Назовите словосочетания. Проверка выполненных заданий. - С какой частью речи связаны имена прилагательные в предложениях?
5. Рефлексия. - У каждого из вас на партах лежат лепестки ромашки. Возьмите их. На чистой стороне напишите, о какой части речи мы говорили на уроке. На другой стороне напишите ответы на вопросы. -С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? –Возьмите смайлики и оцените свой результат. ( Зелёный – всё понял, жёлтый –ошибки, красный – мне есть над чем поработать. 6. Домашнее задание. Упражнение № 106, стр. 62 |