ГБОУ СОШ пос. Береговой
Утверждаю:
Директор_______Яцких Т.П. __________________2012 г.
| Согласовано
__________________2012 г.
Зам. директора по УВР
____________Митукевич Н.И..
| Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №____от______2012г.
Руководитель МО
____________________________
|
ПРОГРАММА учебного курса
по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
( авторы Т.Я. Шпикалова, Е.В. Алексеенко, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова)
УМК «Школа России» Программа разработана на основе Примерных программ двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса
«Изобразительное искусство и художественный труд» (авторы Т.Я. Шпикалова, Е.В. Алексеенко, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова. УМК «Школа России»)
Класс: 1
Программу разработали
учителя начальных классов
Богданова Г.Ф., Строева Л.Ф.,
Хитёва С.Н.
п. Береговой - 2012 год Пояснительная записка Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Основные цели программы:
Обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
Содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
Способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:
развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и усвоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.
Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: изобразительное искусство-1ч., художественный труд-1ч. из образовательной области «Технология».
Программа рассчитана на 66 часов в год (33 недели по 2 часа в неделю).
Содержание курса
Название раздела
ИЗО
| Название раздела
ТРУД
| Кол-во часов
| Общее количество часов по программе
| 66
| Количество часов в неделю
| 2
| Основы художественного изображения. Изобразительное искусство
|
| 18
| Основы народного декоративно-прикладного искусства
|
| 15
|
| Работа с бумагой
| 14
|
| Работа с тканью
| 5
|
| Работа с пластическими материалами
| 6
|
| Работа с природными материалами
| 5
|
| Работа с разными материалами
| 3
|
Содержание курса
| Тематическое планирование.
| Характеристика деятельности учащихся
| Учимся у природы – 19ч
| Наблюдение природы и природных явлений, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека.
Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Изображение деревьев, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Ознакомление с шедеврами русского искусства, изображающими природу.
| Наблюдение за природными явлениями и перенос впечатлений в художественную форму.
Развитие представлений о пространстве, форме, цвете, композиции в искусстве и окружающей действительности. Понятия: ближе- больше, дальше – меньше.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, тёплые и холодные цвета; смешение цветов с чёрной и белой красками.
Выполнение цветовых композиций на передачу характера природных явлений.
Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе.
Передача в цвете своего впечатления от увиденного в окружающем мире. Пробуждение интереса к разнообразию цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.
Примеры заданий: «Листопад», «Цветочный луг», «День и ночь», «Морозный день».
Влияние формы на характер. Примеры заданий: изображение живописными и графическими материалами ветвей деревьев; лепка, конструирование из бумаги, природных материалов
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Иметь представление о живописных пейзажах русских художников
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
| Фантастические образы в изобразительном искусстве – 18ч
| Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой.
Сказочные образы в природе и искусстве(сказки). Художественное воображение и художественная фантазия. Сказочные образы в живописи, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления.
Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов.
Ознакомление с шедеврами русского искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.
| Ассоциативное сравнение произведений искусства (изобразительное искусство, литература).
Передача настроения, впечатления в цветовых композициях (без конкретного изображения).
Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики театрального представления.
| Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Находить ассоциации природных форм.
Моделировать формы средствами различных материалов.
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.
Проектировать и создавать предметы быта.
| Учимся на традициях своего народа- 29ч
| Пейзажи родной природы.
Синтетический характер народной культуры (орудий труда, былины, сказки).
Сказочные образы народной культуры и декоративно- прикладное искусство.
Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагивающими темы родной природы, русских сказок, истории Отечества.
| Особенности декоративно-прикладного искусства, его знаково-символический характер. Развитие представлений о форме, цвете, композиции в декоративно-прикладном искусстве.
Стилизация природных форм в декоративные. Примеры заданий: создание орнамента из природных форм (цветы, листья, трава, ягоды и др.), изготовление изразцов из глины или пластилина, лепка игрушек по мотивам народных художественных промыслов.
| Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
|
Опыт художественно-творческой деятельности (внутри тем)
| Основы художественного языка: композиция, цвет, форма.
Овладение приёмами изобразительной деятельности и средствами художественной выразительности.
Ознакомление с шедеврами русского искусства, изображающими природу.
| Ознакомление с основными видами изобразительных искусств.
Приобретение первичных навыков изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение языком этих искусств.
Знакомство с художественными материалами.
Понятия: ближе - больше, дальше – меньше.
Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое.
Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Природные формы. Трансформация форм. Силуэт.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.)
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке.
| Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).
Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.
Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.
| |