МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9
354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-21-85
e-mail:dou9@edu.sochi.ru
Пояснительная записка.
В наше время технологического прогресса люди все меньше обращают внимание на влияние их деятельности на окружающую среду, что ведет к нарушению природного баланса и, как следствие, возникновению экологических проблем, глобальных катастроф.
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Однако, фундаментальные знания об окружающем мире, его ценностях и проблемах, заложенные в детском возрасте, позволят сформировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы, помогут развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство любви к природе и ответственности за ее состояние, осознать необходимость личного участия в экологической деятельности.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Предметно-содержательная область: межпредметный.
Ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Проводится 2 раза в неделю по 1 часу (понедельник с 1100 до 1200,
пятница с 1100 до 1200).
Основная цель предлагаемого проекта – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир. Научить детей любить природу и заботиться о ней, рационально используя все ее дары.
Основная задача - затронуть душу ребёнка, вызвав у него восхищение, многообразием и красотой природу и тревогу за её судьбу, привить основы экологической культуры дошкольникам.
Образовательные задачи:
формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные задачи:
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие задачи:
развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
формирование навыков рационального природопользования.
Основные критерии содержания:
Данный проект входит в комплексную программу создания непрерывного экологического образования, написан с учетом регионального компонента и адаптирован в условиях работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Детям даются экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может «потрогать и пощупать».
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Ребенок ведет идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери, приспособленные к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; животные - в наземной и т.д.).
Дать знания как об экосистеме – сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности. Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Проект «Уроки лесовичка» ориентирован на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Ребенок должен почувствовать и познать природу, уникальность живого на примере самой природы.
Для успешной реализации проекта имеются все предпосылки:
Созданы условия в детском саду для экологического воспитания детей: развивающей среды, фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов.
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада (групповые утолки природы, подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями, правильный уход за ними), а также на участке детского сада.
Осуществляется организация и проведение опытов с объектами природы.
Систематически ведется календарь природы.
Проводятся различные типы занятий по ознакомлению детей с природой: первично - ознакомительный, углубленно - познавательный, обобщающий, комплексный. Ведущая роль отводиться словесным методам при обучении на занятиях. Формируются обобщенные представления о природе. Используется природоведческая литература, в целях экологического воспитания.
Особое место отводится экологической игре. Игра с природоведческим содержанием как показатель положительного отношения к природе.
Формы организации работы:
• Беседы
• Экскурсии
• Изготовление поделок из природного материала
• Экологические викторины
• Экологические игры
• Практические работы, опыты
• Тематические недели
• Просмотр видеофильмов об особенностях природного ландшафта Краснодарского края
• Оформление экологических уголков и озеленение детской площадки.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
Под ред. Иген В. И Чемпиона Н. 1001 вопрос и ответ. Детская энциклопедия. М.-ОНИКС 21век.-2003г.
Борисов В.И. Занимательное краеведение. Кубанское книжное издательство.-Краснодар.-2006г.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир (в двух частях). М.:Вента-Граф.-2008г.
Липская Н.М. Изучаю мир вокруг. Для детей 6-7 лет (в двух частях). М.:Эксмо.-2010г.
Мир и человек. Географический атлас. Составлен ФГУП «Производственное картосоставительное объединение «Картография» в 1985г. Исправлен и подготовлен к печати ООО «ДИ ЭМ БИ» в 2010г.
Перспективное планирование проектной деятельности
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| январь
| февраль
|
1 неделя
| Что такое экология. Проблемы экологии. Изготовление из шишек и др. природных материалов ЛЕСОВИЧКА.
| Кустарники. Общее представление. Отличия от древесных растений. Д/и «Кто больше назовет растений».
| Растения альпинисты (плющ, вьюнок, дикий виноград). Изготовление поделок из шишек и др. материалов.
|
| Насекомые леса. Яркие представители (жук-олень, дровосек, скакун). Жизнедеят-сть муравьев.
| Общее представление о живой и неживой природе. Д/и «Дышит не дышит».
| Травы и цветы. Их представители, особенности размножения. Знакомство с секретами цветоводов.
| Царство грибов. Знакомство со съедобными и несъедобными его представителями. Их признаками различия.
| Изучаем родной край. Наша Родина на глобусе и на карте. Компас и его использование для ориентации на местности.
| Пауки – не насекомые, так как имеют 8 лап. Ядовитые представители. Что такое паутина.
|
2 неделя
| В некотором царстве… (царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные)
| Подготовка горшков с почвой и экспериментальная высадка луковиц тюльпана в комнатных условиях (выгонка – преждевремен. цветение)
| Правила поведения в лесных и лесопарковых зонах. Опасности, подстерегающие туристов. Человек друг и враг. Ситуация: отдых на природе.
| Ориентация на местности по солнцу, звездам, мхам на деревьях. Изучение топографической карты и ее символов.
| Изменчивость леса и его обитателей с чередованием времен года. Маскировка зверей и их домиков.
| Царство растений. Виды растений (деревья, кустарники, травы). Сбор листьев древесных растений и их семян для гербария.
| Беседа о произрастании растений в разных климатических зонах. Особенности Северо-Кавказской флоры.
| Экскурсия в Тисо-Самшитовую рощу.
| История Краснодарского края. Экскурсия в краеведческий музей п.Хоста.
| Первоцветы, занесенные в Красную Книгу, встречающиеся на территории Северного Кавказа.
|
3 неделя
| Хвойные и лиственные растения. Знакомство с лиственницей и ее особенностями. Д/и «Кто больше назовет растений».
| Сбор различного природного материала для поделок. Беседа об особенностях произрастания мхов и лишайников.
| Животные леса. Д/и «Кто больше?» Деление на виды по принципам питания (хищники, травоядные, всеядные). Защитные механизмы.
| Птицы – лесные жители. Особенности строения, питания, размножения.
Изготовление поделок птиц из природного материала.
| Проведение викторины «Знатоки леса».
| Природа – живая. Мы и растения (сходства и различия). Особенности дыхания, питания, роста и размножения растений.
| Лес и его обитатели. Ярусы леса. Древесные растения леса. Паспорт дерева. Определение возраста деревьев.
| Дома животных. Особенности жизни некоторых представителей. Лесные детеныши. Д/и «лесная семья»
| Перелетные птицы. Почему птицы осенью улетают? Изготовление кормушек. Вывешивание на территории.
| Водоем и его обитатели. Виды водоемов (океан, море, река…). Круговорот воды в природе.
|
4 неделя
| Полезные свойства деревьев, их использование человеком. Вред, причиняемый человеком и его предотвращение.
| Кустарники леса (шиповник, можжевельник, боярышник …). Сбор ягод для засушивания (домашнее задание).
| Браконьеры – злейшие враги всего живого. Исчезнувшие виды животных (исторические данные).
| Птицы Северного Кавказа. Особенности поведения высокогорных представителей. Птицы – символы(сова, орел, кецаль).
| ВОДА. Свойства воды (эксперименты). Ее использование. Проблемы загрязнения водоемов.
| Разновидности листьев, цветов , плодов и семян у древесных растений. Оформление гербария листьев и семян древесных растений.
| Лесная аптека. Представители лекарственных лесных растений и их полезные свойства.
| Охрана природы.
Национальные парки и Заповедники России и Северного Кавказа. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
| Змеи – пресмыкающиеся. Особенности строения, питания, размножения. Их ядовитые и неядовитые представители. Как избежать встречи со змеей.
| Конкурс на придумывание и зарисовку знаков, запрещающих загрязнение окружающей среды.
| Продолжение таблицы
|
|
1 неделя
| март
| апрель
| май
|
| Обитатели водоемов. Особенности строения, питания, размножения рыб. Представители.
| Луг и его обитатели. Этот яркий и красочный мир. Зеленая аптека луговых трав.
| Высадка цветочных культур, выращенных в группе, на территорию площадки.
|
| Моря и океаны. Их фантастический растительный и животный мир.
| Животные луга. Д/и «Угадай кто?» Пестрый мир бабочек. Представители, фазы развития. Особенности жизнедеятельности
| Оформление фотоматериалов, собранных за учебный период, к презентации проекта.
|
|
2 неделя
| Экскурсия в океанариум.
| Пчелы-трудяжки (образ жизни, питание, защитные свойства, способы общения).
| Подготовка к экологическому спектаклю «речку обидели» в защиту от загрязнений окружающей среды.
|
| Река – пресный водоем. Ее жители. Строители бобры. Чтение художественной литературы «Поход на дальнюю речку».
| Работа пчеловодов. Полезные свойства меда и пчелиного яда. Мастерим пчел из футляра от «киндера».
| Подготовка декораций и костюмов к проведению спектакля (с привлечением родителей)
|
|
3 неделя
| Растительный мир пресноводных водоемов. Аквариум – маленький водоем.
| Поле и его обитатели. Отличие поля от луга. Зерновые, овощные, ягодные, бахчевые, масличные, бобовые, прядильные культуры.
| Отработка ролей действующих лиц в экологическом спектакле.
|
| Болото. Его образование. Представители животного и растительного мира. Опасность болот.
| Сад. Плодовые культуры сада. Животные – защитники сада. Размножения садовых растений.
|
|
4 неделя
| Природе нужны ВСЕ!!! Взаимосвязь всего живого на Земле. (На примере пищевой цепи).
| Оформление плаката к викторине «Будем беречь нашу Землю».
| Подготовка к презентации проекта: окончательное оформление гербарных материалов, поделок, природного уголка.
|
| Губительное влияние человека на целостность первозданной природы. (выбросы заводов, применения ядохимикатов, вырубка лесов..)
| Экологическая викторина «Будем беречь нашу Землю!».
| Показ экологического спектакля «Речку обидели».
|
| О Т Ч Е Т
о работе по экологическому
проекту «Уроки лесовичка»
Руководитель проекта:
воспитатель
подготовительной группы № 9
Шаповалова О.Ю.
За период проведения проекта детьми были изучены все освещенные аспекты: царства растений, животных, грибы, бактерии. Подробно изучены лесные представители растений (особое внимание уделено лекарственным растениям), животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся; представители степей, лугов, водоемов, полей. Детям рассказывалось о природных и климатических особенностях Северо-Кавказского региона, о вреде браконьерства и исчезающих видах растений, животных и птиц.
В практической работе была создана открытая Красная книга представителей Сочинского национального парка.
Ребята приняли участие в городском экологическом конкурсе в защиту исчезающих видов «их надо спасти» с работой «Хотим видеть их живыми». Работа заняла 2 место.
В день защиты птиц ребята изготавливали печенье в форме птиц. Был проведен праздник с различными конкурсами и застольем.
Проводились викторины «Знатоки леса» и «Будем беречь нашу Землю».
Проводилась экспериментальная деятельность «выгонка» тюльпанов в комнатных условиях, которая прошла очень успешно, и цветение тюльпанов пришлось ровно на 8 марта.
Тюльпаны были высажены и на участке. Там цветение пришлось на апрель месяц. Взошли все высеянные в марте цветущие растения (бархотцы, календула, гладиолусы и другие).
В завершение проекта была проведена театрализованная постановка экологического спектакля «Речку обидели», в которой были задействованы все участники проекта. Спектакль был представлен родителям и сотрудникам детского сада. По постановке имеется и видеоматериал.
Я речка чистая, быстрая, люблю гостей встречать, водицей угощать.
Сколько жителей в реке сразу не узнаешь
Рак под корягу забрался и там под корягой остался
Жить мы можем только в воде, и не существуем больше нигде.
Раньше были мы икрою, а теперь мы все герои. Песня лягушат.
БУДЕМ БЕРЕЧЬ НАШУ ЗЕМЛЮ!
|