Скачать 101.22 Kb.
|
Мутова Галина Михайловна, учитель немецкого языка высшей категории, МОУ«Проскоковская СОШ», Юргинский р-н, Кемеровская обл., Лауреат регионального конкурса «Учитель года» Кемеровской области Музыка на уроке немецкого языка Ключевые слова: музыка на уроке немецкого языка, аудирование, страноведение, поп-музыка, мотивация, Петер Фокс. Deutsch: Musik im Deutschunterricht, Fertigkeit Hören, Landeskunde, Pop-Musik, Motivation, Peter Fox, Schwarz zu Blau. Аннотация Статья посвящена включению современной музыки в урок немецкого языка. Возможности, которые представляет современная немецкоязычная песня для преподавателя, обширны и хорошо известны. Одним из самых важных положительных моментов считаю сближение интересов обучающихся и учителя. Разработка урока по песне Петера Фокса «Schwarz zu Blau» направлена на развитие в первую очередь навыков аудирования (восприятие и понимание речи на слух). Предлагаемый урок «Wahrnehmung der Stadt. Vielfaeltige Hauptstadt.» разработан во время прохождения онлайн-курса Гете-Института Musik-X (ноябрь-январь, 2011), где произошло знакомство с различными направлениями современной музыкальной сцены Германии: Pop, HipHop, Indie, Techno. Одноимённая выставка Гёте-Института прошла с 2009 г по 2011г. по всему миру, включая Россию и наш сибирский регион (Новосибирск, Кемерово). Возможности включения современной музыки в занятие по немецкому языку обширны. С помощью музыки можно тренировать фонетику, развивать навыки аудирования, использовать текст песни в качестве основы для развития навыков чтения и устной речи. Грамматические явления, имеющиеся в тексте, могут служить для тренировки грамматических навыков. Исполнитель и песня - это познание страны изучаемого языка и её культуры. Но, прежде всего, музыка на уроке - это создание благоприятного климата, образовательной среды, учет интересов обучающихся подросткового возраста, сближение интересов обучающихся и учителя. Практика использования немецкой современной музыки на уроках немецкого языка доказала ее высокий мотивирующий эффект. По школе прошел слух: «На уроке немецкого слушают Rammstein!» Дети из английской группы приходят и спрашивают, правда ли это. На страницах Гёте-Института во всём мире можно найти примеры дидактизации современных песен. Петер Фокс не является исключением, так как он является одним из ярких представителей немецкой музыкальной культуры, имеет большое количество поклонников во всем мире и любим многими, в том числе в Проскоково, Юргинского района, Кемеровской области. Тексты его песен использует учителя немецкого языка во всём мире. Одни обращают больше внимания на смысловую часть, другие используют грамматический материал, третьи - как чистое произведение искусства. Примеры дидактизации песни «Haus am See»:
(Гёте-институт,Бельгия) (авторы разработки Christoph Meurer (Bonn)/ Joachim Jost (GI Brussel) http://klettbib.livebook.de/978-3-12-675084-4/ (Buchner, Holm. „Schon mal gehört? Musik für Deutschlerner" :Klett- Verlag, 2009)
Песня Петера Фокса « Schwarz zu Blau» дидактизирована преподавателями из Великобритании: http://www.goethe.de/ins/gb/lon/pro/mux/b1/B1-Arbeitsblatt3.pdf http://www.goethe.de/ins/gb/lon/pro/mux/b1/B1-Arbeitsblatt4.pdf http://www.goethe.de/ins/gb/lon/pro/mux/b1/B1-Arbeitsblatt5.pdf Других примеров я не нашла. Но поскольку видение и интерпретация песни у каждого преподавателя разные, то и я сочла возможным представить свою систему заданий, которые развивают навыки аудирования, расширяют их знания по страноведению, заставляют размышлять и делать выводы. Урок был проведён в 11 классе общеобразовательной школы, способствовал дальнейшему языковому и эмоциональному развитию ребят. Во время прослушивания заполняется текст с пропусками, записываются ключевые слова, находятся ответы на вопросы. На этапе «до прослушивания» происходит снятие языковых трудностей, пробуждение интереса к песне (предлагается назвать чёрное и синее, ответить на вопрос: Что может трансформироваться из чёрного в синее?) В фазе «после прослушивания» происходит развитие речевых навыков и навыков чтения. Сравниваются представления о Берлине до прослушивания песни и после. В качестве домашнего задания предлагается найти дополнительную информацию об исполнителе, о Берлине. Также предлагается представить свой родной город или нашу столицу, включая возможности визуализации. В песне «Schwarz zu Blau» создаёт непривычный для нас образ Берлина, что само по себе для многих станет открытием. Лексика расширит словарный запас не только обучающихся, но и учителя. Чтобы понять некоторые строки, пришлось обратиться к знакомым носителям языка, проживающим в Берлине. Хороший ритм, слова песни, раскрывающие многие реалии столицы, эффектный видеоряд – всё это делает восприятие песни привлекательным и будит интерес не только к песне, но и к немецкому языку. UNTERRICHTSENTWURFZielgruppe: 17-18-jährige Jugendliche, die 10.-11. Klasse Sprachniveau: B1(B2) Thema:. Die Wahrnehmung der Stadt. Vielfältige Hauptstadt.Unterthema: „Ich in dieser Welt“Lehr –und Lernziele: Die Lerner können - den Inhalt des Liedes „Schwarz zu Blau“ verstehen;
1. Vor - Phase Gruppenarbeit Was kann schwarz, blau sein?
Plenum Vergleichen Sie Ihre Ergebnisse. Was kann Schwarz zu Blau werden? 2. Waehrend-Phase Schritt 1. Hören Sie das Lied zum ersten Mal zu. (Ohne Video) http://www.youtube.com/watch?v=yphwzD1XaBY&feature=player_embedded 1. Wovon ist hier die Rede? 2. Wie kann das Lied heißen? 4. Welche Namen kommen im Song vor? Schritt 2. Wie verstehen Sie folgende Ausdruecke aus dem Song?
Schritt 3. Hören Sie das Lied zum zweiten Mal zu! Füllen Sie die Lücken aus! (Ohne Video) Arbeitsblatt 1 Komm' aus dem______1 , war schoen gewesen Stinke nach Suff, bin kaputt, is'n schönes _____2 Steig' über Schnapsleichen, die auf meinen _____-3 verwesen Ich seh' die Ratten sich satt fressen Im Schatten der Dönerläden Stapf' durch die Kotze am Kotti, Junks sind benebelt, Atzen rotzen in die Gegend, benehmen sich daneben Szene-Schnösel auf verzweifelter ______4 nach der Szene Gepiercte Mädels, die wollen, dass ich "Straßenfeger" lese Halb Sechs, meine ______5 brenn', Tret' auf'n Typen, der zwischen toten Tauben pennt Hysterische Bräute keifen und haben_____6, denn An der Ecke gibt es ____7 zwischen Tarek und Sam Tarek sagt "Halt's Maul oder ich werd' dir ins Gesicht schlagen!" Sam hat die Hosen voll, aber kann auch nicht nichts sagen - Die rote Suppe tropft auf den Asphalt, Mir wird schlecht, ich mach' die Jacke zu, denn es ist kalt ________8, Berlin, Du kannst so hässlich sein, so dreckig und grau Du kannst so schön schrecklich sein, Deine Nächte fressen mich auf Es wird für mich wohl das _____9 sein, Ich geh' _______ 10 und schlaf' mich aus Und während ich durch die Straßen lauf', Wird langsam Schwarz zu Blau Müde Gestalten im Neonlicht Mit tiefen Falten im______11 , Die Frühschicht schweigt, jeder bleibt für sich Frust kommt auf, denn der____-12 kommt nicht Und überall liegt Scheiße, man muss eigentlich schweben Jeder hat'n_____13 , aber keinen zum Reden Ich atme ständig durch den Mund, das ist Teil meines Lebens Ich fühl' mich ungesund, brauch' was Reines dagegen Ich hab'n dicken_____14, ich muss'n Saft haben Ich hab' dringlichen Bock auf Bagdad's Backwaren, Da ist es warm, da geb' ich mich meinen Träumen hin, Bei Fatima, der süßen Backwarenverkäuferin R'n'B-Balladen pumpen aus'm parkenden Benz, Feierabend für die Straßengangs Ein Hooligan liegt 'ner Frau in den Armen und flennt - Diese ____15 ist eben doch gar nicht so hart wie du denkst Guten Morgen, Berlin, Du kannst so haesslich sein, so dreckig und grau Du kannst so schön schrecklich sein, Deine Nächte fressen mich auf Es wird für mich wohl das Beste sein, Ich geh' nach Hause und schlaf' mich aus Und während ich durch die Straßen lauf', Wird langsam Schwarz zu Blau Ich bin kaputt und reib' mir aus meinen Augen deinen ____16_ Du bist nicht schön und das weißt du auch Dein Panorama versaut, Siehst nicht 'mal schön von Weitem aus Doch die _____ 17geht gerade auf Und ich weiß, ob ich will oder nicht, Dass ich dich zum _____ 18 brauch' Schritt 4 Sehen Sie das Video zum Song! http://www.youtube.com/watch?v=yphwzD1XaBY&feature=player_embedded Wie hat es Ihnen gefallen? Welches Berlin haben Sie gesehen? Schritt 5. Lesen Sie den Songtext und suchen Sie, wie die Stadt beschrieben wird. Die Stadt
Schritt 6. Beantworten Sie die Fragen!
Nach-Phase
Songtext (Текст песни) - http://lyrics-keeper.com/ru/peter-fox/schwarz-zu-blau.html Wenn Sie Interesse haben, dann können Sie im Internet Informationen über Peter Fox suchen http://www.laut.de/Peter-Fox http://www.bz-berlin.de/kultur/musik/peter-fox-beendet-solokarriere-article510261.html Lösungen Schritt 2
Schritt 2
Список литературы: 1.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку.- М.:Просвещение, 1988. 2.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М:Просвещение, 1988. 3. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. (Образование в документах и комментариях).- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 4.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.:Аст, Астрель,Полиграфиздат,2010. 5. Bischof, Monika u.a. Landeskunde und Literaturdidaktik. - Berlin/ Muenchen: Langescheid, 2000. 6. Dahlhaus, Barbara. Fertigkeit Hoeren. - Berlin/ Muenchen: Langescheid, 2000. |