Скачать 56.04 Kb.
|
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "В Арктике"Тема: В Арктике Цели:
Оборудование: карта, картина “В Арктике”, предметные картинки, дидактический материал. Ход урока 1. Орг. момент. 2. Актуализация знаний - Вспомним основные термины, для этого разгадаем кроссворд. Если правильно ответим на все вопросы, то сможем прочесть ключевое слово.
- Какая наука изучает все эти понятия? - А что изучает природоведение? 3. Проверка домашнего задания, выход на тему и цели урока: - Какую тему мы изучаем? (природные зоны нашей страны) - Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте слова. (На доске даны изображения различных природных зон и их названия) - Сформулируйте задание. (соотнести иллюстрации и слова) - Почему растительный и животный мир неодинаков в нашей стране? (монологический рассказ ученика) - Представьте, что вы наблюдаете за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой зоне и почему Солнце совсем низко поднимается над горизонтом? - С какой зоны вы предлагаете начать наше знакомство? - Значит, тема урока … (Арктика) - Откройте тетради и запишите. - Что бы вы хотели узнать про Арктику? (ответы детей) - Я согласна с вами, значит цель нашего урока: (запись на доске) 1. Узнать о растительном и животном мире Арктики 2. Узнать, как связаны между собой живая и неживая природа 3. Найти пути решения экологической проблемы в Арктике - Как вы их поняли? 4. Изучение нового материала - Итак, отправляемся в путешествие на далекий Север. Я буду экскурсоводом, а вы прослушайте мой рассказ и письменно ответьте на эти вопросы:
- Представьте, что мы мысленно очутились там, в Арктике. Там среди льдов немало интересных животных. Там трудятся полярники. Арктика – от этого слова, как бы веет холодом, недаром в переводе с греческого “Арктика” – значит, северный. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти совсем не образуется. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в темном небе – полярное сияние. Зима – очень суровое время года. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 600С. Летом в Арктике – полярный день. несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С. (В тетради дети должны записать):
-Итак, (ответы на вопросы) -Покажите на карте и прошепчите: где находится ледяная зона? -Мы убедились, что Арктика – самая холодная природная зона. Но все же и в ледяной зоне есть живые существа. 5. Рассказ ранее подготовленных учеников
- Я расскажу о растениях, которые растут в Арктике, а вы запишите их названия. (монологический рассказ) - О каких растениях вы узнали?
(выходят несколько учащихся) - Сейчас мы расскажем о животных, которые живут в Арктике, а вы прослушав рассказ, ответьте работая в группе, на вопрос: “Как животные приспособились у условиям обитания?”
(рассказы ранее подготовленных учащихся) - Чтобы ответить на этот вопрос – вот вам “Помогалочка”
6. Работа в группах. (4-5 минут). Класс поделен на шесть групп:
Ответы групп. (В ходе работы выбираю самого активного. Вновь из них создается группа исследователей, которой необходимо обобщить ответы всех групп – учащихся и выявить особенность всех животных, живущих в Арктике. Т.е. они готовят ответ на вопрос “Как животные приспособились к условиям проживания в Арктике?”. 7. Закрепление. Фронтальная работа с классом. Игра “Узнай по описанию” - Отличный пловец. Большую часть времени проводит в воде, поэтому ноги превратились в ласты. (тюлень) - Животное, которое похоже на тюленя, но крупнее его. Имеет мощные клыки. (морж) - Морское животное, которое достигает в длину 15-18 м. (кит) - Загадайте свой вопрос-загадку о животном, которое я не сказала. (о белом медведе) 8. Обобщение. Ответ группы-исследователей - Итак, у всех животных длинная густая шерсть, оперение у птиц густое, много пуха. Белая окраска. Форма тела – обтекаемая, ластоногие. У медведя широкие лапы. 9. Создание цепей питания. - Чем питаются белые медведи, когда вокруг льды? а) ни чем (за счет своего жира) б) ловят рыбу, тюленей в) залегают в спячку - А сейчас давайте посмотрим, чем питаются животные в Арктике. Для этого составим цепи питания. (За ранее учащимся были розданы фишки с номерками, для дифференцированной работы в группах). - Займите свое место по номеру. 1 группа – рачки – рыбы – птицы 2 группа – рыба – тюлень – белые медведи 3 группа – водоросли – рачки – киты 4 группа – водоросли – рачки – … – белые медведи 5 группа – водоросли – … – рыбы – белые медведи 6 группа – водоросли – … – … – белые медведи (Работа в группах – 3-4 минуты) Ответы групп. Схемы на доску. - Ребята, представьте, что вдруг рыбы исчезли. (Убрать в схемах). Что произойдет тогда? - Сделайте вывод. (все взаимосвязано. Исчезнет один вид, будут исчезать и другие) - Какими должны быть животные в Арктике? - К суровым условиям Арктики приспособились немногие растения и животные. (Дети занимают свои прежние места) 10. Работа по учебнику. - Люди с давних пор осваивают этот край. Но к сожалению они наносят большой ущерб природе. - Прочитай статью учебника и ответьте на вопросы. (Раздаю карточки с вопросами)
Ответы на вопросы. Предложения детей:
- Все в природе взаимосвязано. Человек невидимая нить связи со всем живым. Охраняя природу, мы будем охранять и себя. 11. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? Вернемся к нашим целям урока. - Что у нас осталось не изученного? - Что вынесем на следующий урок? 12. Домашнее задание. - Какое бы домашнее задание себе задали? - Хорошо. А советую прочитать стать учебника. А для любознательных, кто желает получить отметку выше, я даю задание найти и прочитать в энциклопедии о растительном и животном мире Арктики, а на следующем уроке вы письменно ответите на мои вопросы. 13. Рефлексия. |