Скачать 58.41 Kb.
|
Логические опорные конспекты на уроках географии География связывает воедино естественные и общественные науки. Это позволяет добиться формирования наиболее полного представления о жизненном пространстве людей. География включает аспекты экономические, экологические, биологические, что позволяет сориентировать учащихся на гуманистическое мировоззрение, ответственное отношение к природе, любовь к Отечеству. Ученик должен осознать себя как частицу окружающего мира; помочь ему в этом, направить его должен учитель. Цель моей деятельности – задать правильное направление ученику, повысить мотивацию деятельности, которое позволяет оставаться неповторимым и быть успешным в обществе, помочь ему в самообразовании и самореализации. При этом главными критериями служат современность, научность, различные компетентности в частности: умение отбирать главный материал в источниках информации и отображать его графически. «Использование в учебном процессе графического конспекта имеет ряд преимуществ: выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания; конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся; позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; графический конспект – один из приёмов самостоятельного приобретения знаний».1 Применение на уроках географии логических опорных конспектов основано на знакомом с детства изображении окружающего мира с помощью системы символов и условных знаков, рисунков и фотографий создать «образ территории». Используя логические опорные конспекты, ребята учатся выделять главное, основное, это развивает память, логическое мышление, способность к анализу, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Информация как бы сворачивается в план-конспект, т.е. матрицу. Главное для меня – донести учебный материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступным, «отпечатался» надолго в памяти каждого ученика. В ходе урока опорный конспект дополняется учащимися и самостоятельно, и под руководством учителя. Вовлечённые в данную работу ученики с большим удовольствием составляют логические опорные конспекты, что даёт большой простор для творчества. Такой вид деятельности универсален, он может быть использован в работе с любой группой учащихся, обладающих разным уровнем способностей и возможностей. Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы. Логический опорный конспект незаменим на различных этапах урока: закреплении, обобщении и повторении материала. Особенно когда нужно повторить материал всего раздела. На уроке, при осуществлении контроля знаний, также можно использовать, созданные уже в процессе изучения, логические конспекты. Для слабоуспевающих учащихся можно предложить задания, на основе готовых конспектов выполнить тестовые задания, вопросы и практические задания. Использование конспекта позволяет отработать уже имеющиеся знания и умения, и получить новый опыт применения учебных навыков. При данной работе возрастает интерес к предмету. Кроме того, самостоятельная деятельность переходит на качественно иной, творческий уровень. При выполнении логических опорных конспектов ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию интереса к географии. Творческой активности, любознательности. А именно творческий ребёнок способен к саморазвитию. В результате учащиеся приобретают следующие компетенции: 1. Самоменеджмент
2. Информационная компетентность
3. Коммуникативная компетентность
Мною разработан алгоритм работы составления логических опорных конспектов в курсах «География материков и океанов» 7 кл. по разделу: «Океаны Земли»; «География: Природа России» 8 кл. по разделам: «Природные зоны России», «Природные районы России»; «География: население и хозяйство России» 9 кл. по разделу: «Экономические районы России»; «Экономическая и социальная география мира» 11 кл. по разделам: «Страны и регионы мира». Анализ деятельности показал, что учащиеся успешно овладевают программными материалами, ориентированными на развитие компетенций, проявляют самостоятельность и творчество. Результаты диагностики показывают высокий уровень самостоятельности и творческого мышления моих воспитанников. Они являются активными участниками районных и краевых олимпиад и конкурсов, имеют награды и поощрения. Опыт работы обобщён на МО учителей географии различного уровня: от школьного до краевого, при которых проведена серия уроков и внеклассных мероприятий с использованием логических опорных конспектов. Фрагмент урока в 8 классе Тема: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундры» Цели и задачи: Продолжить формирование знаний о ПТК; углубить знания о природной зональности, её особенностях; начать формирование знаний о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах северной части России: арктические пустыни и тундры. Формы проведения урока: работа с текстом учебника, атласом, настенными картами. Методы: частично-поисковый, творческий. УМК: учебник, атлас, карты России – физическая, климатическая, почвенная, растительности, природных зон; картины, таблицы. Задание: Составление логического опорного конспекта «Арктические пустыни». Вступительное слово учителя, комментарий по выполнению задания: мы проследили, как формировались и изменялись во времени природные зоны. Рассмотрим теперь изменение природных зон в пространстве. Обратимся к карте природные зоны России (карта природных зон в атласе). Выделим по ней с севера на юг зоны арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесов, лесостепей, степей, полупустынь и субтропиков. В этой же последовательности изучим выделенные зоны. Нам необходимо дать краткую характеристику каждой зоны. Как же это сделать?
Пример выполненной работы учащегося Список использованной литературы
1 Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии. Журнал «География в школе» № 2/2007 г. 2 Сухов В.П. Физическая география СССР: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. |