Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер116.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок



Учитель 2 категории

Хафизова Миляуша Фаязовна

25.11.2009 год

Открытый урок по природоведению

Тема: «Зона лесов»

Цели :

  1. Сформировать у обучающихся представление о лесной зоне- её географическом положении, частями : тайгой, смешанным и широколиственным лесами. Растительным и животным миром.

  2. Развивать познавательную активность, умение работать с картой, дополнительной литературой , гербарием.

  3. Воспитание бережного отношения ко всему живому, патриотов своей Родины.

Оборудование: карты природных зон, гербарии, репродукции картин И.Шишкина, Запись голосов птиц, презентации «Животные и растения леса», « Что делают из дерева», контурные карты, цветные карандаши, выставка книг, рефератов, круг сигнал
Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Работа над пройденным материалом

  1. Повторение пройденного

    • Какие науки изучают окружающий мир?

география

биология

зоология

  • Сегодня на уроке мы с вами будем выступать и в роли географов, и в роли биологов и зоологов

  • Какие природные зоны изучили? Покажите на карте

  • В чём особенность Ледяной зоны?

  • Географическое расположение как влияет расположение на жизнь растений и животных.

Появляется первая волшебная буква – Л. (Карточка). Следующие буквы ставятся по плану)

  • В чём особенность зоны тундры. Расположение тундры. Какую роль играет расположение в жизни растений и животных

Появляется буква - Е

  1. Тест «Зона тундры» слайды № 2-7

С помощью круга- сигнала показать правильный ответ.

Ответ а – красный цвет

б- зелёный цвет

в – жёлтый цвет

1. зона лесов расположена

А) севернее арктических пустынь

Б) южнее арктиче6ских пустынь

2. в тундре…

А) ярко выражены все 4 времени года

Б)длинная суровая зима и жаркое лето

В) длинная и суровая зима и короткое лето

3. главное занятие коренного населения тундры

А) рыболовство

Б)оленеводство

В)земледелие

4. к тундровым растениям относятся

А) верблюжья колючка

Б) кедр, осина, пальма

В)карликовая осина, ягель, черника

5. в тундре обитают

А)тюлени, моржи, киты

Б)песцы, лемминги, волки

В)верблюды. Лошади. Коровы

6. Тундровый заповедник расположен

А)на полуострове Ямал

Б) на полуострове Таймыр

В) на Кольском полуострове

Появляется буква -С

  1. географический диктант- слайд № 8

условные обозначения +ДА, - НЕТ

  • зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

  • природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето

  • в тундре зимой только полярная ночь, а летом- полярный день

  • в тундре как и в зоне арктических пустынь нет коренного населения

  • редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола – сапсана, тундрового лебедя

  • растения тундры высоко тянутся к солнцу

  • Ягель растёт быстро , постоянно обновляется

  • Дикие северные олени обычно живут стадами

  • В тундре добывают нефть и природный газ

  1. итог В чём сходство и различие зон тундры и арктических пустынь

Появляется знак – «ТИРЕ»

  1. Работа над новым материалом

  1. вводная беседа. Стих С. Погореловский

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь – Мы свои!

Стихотворение на тат языке Козуля Люда

Появляется буква - Н

    • Какая тема сегодняшнего урока?

    • Какую природную зону бдем изучать? - Слайд № 9 – лес-урман

    • Каков наш план? Слайд план

    • Почему автор назвал лес дремучим?

    • Все ли леса дремучии?

    • Вот и сегодня мы должны ответить на этот вопрос. Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Что растёт в лесу? Кто живёт в лесу?

  1. итак : отправляемся в научную экспедицию под названием «Зоны лесов». Запишите тему урока в тетради. Работаем по плану Слайд № 10

План:

  1. Расположение

  2. Климат

  3. Растительность

  4. Животный мир

  5. Занятия людей

  6. Значение в жизни человека (Экология)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим

По лужайке побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.


  1. Работа с картой

Расположение, климатические условия изучают географы.

Расположение – южнее зоны тундры, занимает обширную территорию по России

Климат – умеренный и умерено- континентальный, в северных частях – субарктический

Нанесём её на контурную карту.

Почему зона лесов обозначена не везде одинаковым цветом?

На востоке – тёмно-зел

В центральной и юго-зап- светло-зел?
Появляется буква –А


  1. Лес не одинаковый. На востоке он занимает огромные пространства. Здесь находятся густые труднопроходимые леса е, которые называются – Тайга- (слайд № 11-13) комментарии к слайдам

Какие растения растут? Почему основном хвойные ? Давайте вспомним особенности построения листьев. Почему они превратились в хвоинки? ( Т.к не требуют тепла , потомучто прохладный климат в тайге)

Ель(черше) –Логачёв Миша – слайд № 14

Сосна (нарат)- Гайфутдинова Алсина – слайд № 15
ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА И ОРВИ

Доп материал.

Ароматерапия.

Вешества выделяемые хвойными деревьями помогают бороться с гриппом и орви т.к эти вещества убивают микробы. Для сравнения пример.На 1 кв м жилой площади приходиться около 28 тыс микробов, В смешанном лесу их уже 5-6 тыс, а в хвойном всего 2-3 тысячи на 1 кв метр
Вороний глаз – Курчавов Андрей – Слайд № 19

Появляется буква -Ш

  1. На карточке

Вид леса

Характерные растения

тайга

Сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и т д



Смешанный лес

Хвойные + берёза, липа, ясень, рябина и т д

широколиственный

Клён, дуб и т д


Появляется буква –Е


  1. Работа с учебником.с.60

Чтение по обзацам.

1 обзац.(Кисмаева А)

-Занята ли зона лесов только лишь сплошными лесами?

2обзац(Фахруллина А)

- Какие растения менее требовательны к теплу? Как они приспособились?

3 обзац ( Заманов А)

- Опишите климат тайги

Появляется буква - Б



  1. Движемся на запад. Опять спросим у географов. Изменились ли климатические условия? (Да климат становится мягче)

Биологи – поэтому и растений должно быть больше

- Да действительно так оно и есть . На ряду с хвойными растениями есть и лиственные (Деревья, кусты, травы), такой лес называют СМЕШАННЫМ.

(СЛАЙДЫ № 20 – 26 И РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ)

Берёза (каен)- Кобисюк Вова – слайд № 25

Клён (чаган)- Чесноков Слава

Заполняем карточку
Появляется буква –О


  1. Движемся на юго запад.

Что могут сказать географы о климате?

Биологи о растениях?

Здесь основное количество деревьев составляют с широкими листьями. Поэтому лес так и называют –ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ. Слайд № 27- 31

Клён (чаган)- Чесноков – слайд № 28
Заполняем таблицу. Появляется буква –Г


  1. работа с учебником с 62

1 обзац (Логачёв. М)

- Где расположен смешанный лес?

- Каким цветом на карте изображают смешанные и широколиственные леса?

2- 4 обзац читаем по цепочке

- Какой климат в зоне смеш. и широколист. лесов
Появляется буква –А



  1. Животный мир зоны лесов. Слайды № 32-53

Рассмотрим жителей лесной полосы. Сейчас мы с вами станем зоологами. Как вы думаете ,в чем будет разница животного мира лесной полосы и тундры? - намного богаче.

- С чем это связано?

Волк (БУРЕ)- стих Мельникова.А - слайд № 34

Лиса (Тольке) – стих Гатина Лилия- слайд № 37

Белка (ТИЕН) – Козуля Люда- слайд № 43
Появляется буква –Т


  1. НРК работа с брошюрой В.С. Шакирова «Наша родина – Татарстан»

- В какой части находится Татарстан?

Опишите его географическое положение. (Курчавов Андрей)

Появляется буква – С
-Чтение главы «Растительный мир Татарстана)

1 обзац (Мельникова А)

- Какое влияние оказывает лес на климат?

2 обзац (Шарифуллина Р)

- Какие хвойные породы деревьев растут в Татарстане?

- Какие ягоды растут в хвойных лесах?

Появляется буква –Т
Выдра (КАМА) – Заманов Айрат слайд № 49

Экологическая проблема.

- Почему в наших лесах выдр осталось несколько десятков. С чем это связано?

-природохозяйственная деятельность человека, браконьерство, изменение естественной среды обитания.

Красная книга Татарстана (беседа)

-Для чего создана эта книга?

- Каких животных занесённых в красную книгу знаете?
Сова (ябалак)- Абнагимов Э. -слайд № 44

Дятел (тукран) – Кисмаева А. – слайд № 47

Синица- Фахруллина А. – Слайд № 48
Появляется буква -В

  1. итог

С какими видами леса познакомились?

Покажите на карте расположение тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Появляется буква -О



  1. говорить о животных леса можно бесконечно. Это и птицы Живущие в лесной полосе, насекомые , бабочки (КОЛЛЕКЦИЯ БАБОЧЕК). Восхищает травяной покров, разнообразие кустарников. Поэту, писатели ,художники писали свои произведения вдохнавлённые красотой леса.

Репродукции Картин ШИШКИНА И «Утро в лесу» .

Беседа « Елабужский лес. Заказник «Нижняя Кама»
Появляется знак - !

  1. Итог урока

Что получилось из наших волшебных букв

ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!

- Почему так говорят?

- Что нового узнали?

- Что было интересным?

- Какие виды лесов изучили?

  1. Домашнее задание.

Учебник с 60 – 63 пересказ. Реферат на тему «Животные леса»

Сообщения детей.

Ель (Черше)

Иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка- хвоинка живёт долго: 5-7 лет, а потом падает на землю. Но ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёное растение, иголки у них сменяются постепенно.

Шишки у ёлки узкие и длинные. Семена в них мелкие и с крылышками. Их на ёлке много, в каждой шишке по 50-60 семян. Это любимое лакомство лесных жителей: клестов и дятлов, белок и мышей. Зимой еловый лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра.

У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из неё делают скрипки и другие музыкальные инструменты. Так же строят и тёплые дома. Делают мебель и бумагу.



Сосна (Нарат)

Сосна никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёное растение, иголки у них сменяются постепенно. Они длиннее , чем у ели и прикреплены подве хвоинки к ветке. Шишки сосны мелкие. Сначала зелёные, а потом серые.

Воздух в сосновом бору всегда чистый, потому что запах сосны убивает микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства.

Сосна даёт пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, совам, белкам, глухарям. Белки устраивают свои гнёзда в пышной кроне сосны, потому что даже в сильный дождь капли стекают по хвое и не попадают в беличтй домик.

Живёт это замечательное деревао 300-500 лет



Клён.
Многие деревья сначала листья распускают, а потом цвести начинают. А клён наоборот: сначала цветёт. А апреле и мае ещё мало цветуших растений, поэтому над цветками клёна жужжат пчёлы.

Крылатые семена клёна похожи на пропеллеры.есть у клёна ещё одна особенность: он умеет летом предсказывать непогоду. Перед дождём у него появляются капельки воды, в том месте где черешки листьев прикрепляются к веткам.

Как и ель , клён – музыкальное дерево. Из него делают звонкие скрипки. А ещё из клёна получают самые быстрые и лёгкие лыжи



Вороний глаз (Карга кузе)

Это растение ядовитое. Запомни его и никогда не срывай и не бери в рот. У этого растения прямой, не очень высокий стебель. На верху стебля – четыре листа, и расположены они друг против друга наподобие креста.

Животные вороний глаз обходят стороной. А вот птицы его склёвывают. Может , лечатся от чего? Наверное, для какой-то одной – единственной лесной птицы и созревает эта красивая блестящая ягода




Берёза (каен)

Цветёт берёза в конце апреля , цветки у неё серёжки. Из древесины изготовляют мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины и делают мётлы и веники. Берёзовый веник в бане все хвори выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарства от многих болезней. Сжигая берёзу , люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь для очистки воды и воздуха.

И сок у берёзы вкусный. Как видите. Берёза людей и кормит, и поит. И лечит, и обогревает, и радует красотой.



Сова (ябалак)

У совы большая круглая голова и небольшой приплюснутый клюв. Она может крутить головой в разные стороны. У совы отличное зрение . В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Сова летает бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.

Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. Совята вылупляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока её нет, остальные яйца согревают старшие братья.


Лисица (Тольке)

У лисицы острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, лиса её тут же схватит.

Весной или в начале лета у лисы появляются лисята. Лисье семейство большое – до десяти малышей рождается. Оба родителя без устали носят еду к норке : птичек, зайчат, лягушек, мышей- всё, что попадётся.

Лиса хозяйка плохая, грязнуля. В норе и возле норы валяются объедки. Где поест, там и туалет устроит. Поэтому около норы всегда зловонный запах и грязь.

Осенью все лисы уходят из норы и разбредаются по лесу. Зиму каждая будет проводить в одиночестве, бродя по лесу.

Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернётся клубочком в снегу , прикроет своим пушистым хвостом нос, чтобы не замёрз, и спит




Заполни таблицу


Тип леса

Характерные деревья
















Фамилия_____________________________________


Заполни таблицу


Тип леса

Характерные деревья
















Фамилия_____________________________________
Заполни таблицу


Тип леса

Характерные деревья
















Фамилия_____________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск