Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Федорова Вера Александровна
|
Регион
| Самарская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Городской округ Тольятти
|
Номер и/или название школы/ОУ
| ТГУ
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Природные ресурсы России
|
Краткое содержание проекта
|
Россия славится на весь мир разнообразием природных ресурсов, часть из них идет на экспорт другим странам. Важной задачей является сохранение и приумножение количества природных ресурсов, потому что от этого зависит экономическое положение миллионов людей. В нашем проекте мы дадим рекомендации по улучшению ситуации.
|
Предмет(ы)
|
География
|
Класс(-ы)
|
9
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
6 уроков
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения по территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Особо охраняемые природные территории. Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Анализ карт населения России.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные типы природопользования. Экологические загрязнения и его источники. Экологические проблемы сельской местности. Применение географических знаний для понимания геоэкологических проблем. Соблюдение правил поведения человека в окружающей среде. Изучение мер защиты от стихийных природных явлений.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут:
Определять основные области распространения природных ресурсов на территории России.
Выделять наиболее частые проблемы, связанные с природными ресурсами.
Отличать друг от друга различные типы природопользования.
Давать рекомендации по рациональному использованию ресурсов.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Как сохранить природные богатства России, и зачем нам это нужно?
|
Проблемные вопросы учебной темы
|
Какими природными ресурсами богата наша страна?
Какую роль оказывают природные ресурсы на развитие России?
Какие проблемы сохранения природных ресурсов существуют в Московском регионе?
|
Учебные вопросы
| Что такое природные ресурсы?
Для чего используются природные ресурсы?
Какие виды природных ресурсов существуют?
Каково расположение различных природных ресурсов на территории России?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Устный опрос
| Выполнение презентации, сайта и буклета
| Прохождение теста
|
Описание методов оценивания
|
Устный опрос проводит учитель в виде викторины до начала работы, чтобы выявить начальные знания учащихся, задает несколько направляющих вопросов, участвует в обсуждении. Презентацию, сайт и буклет ученики выполняют по трем проблемным вопросам. После завершения работа проводится тест, составленный из рассматриваемых вопросов.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Знание ПК, Microsoft Office, а именно Publisher, Excel, технологии создания сайтов.
|
Учебные мероприятия
|
Класс делится учителем на три группы в соответствии с проблемными вопросами, основываясь на результатах устного опроса, дети сами выбирают группы, каким родом деятельности они будут заниматься. Затем на первом занятии они изучают в учебнике основной материал, на втором занятии ищут необходимую информацию по проблемному вопросу, не третьем уже приносят готовые задания и презентуется первая работа, происходит дискуссия, на четвертом вторая работа презентуется, на пятом – третья, сам. работа, на шестом уроке происходит объединение всего изученного материала, дети пишут контрольную.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Учитель предлагает такому ученику посещать дополнительные часы в дни, когда ученик имеет наименьшую загруженность в школе. На этих занятиях учитель подробно объясняет непонятные моменты ученику, проверяя его знания не в письменной, а в устной форме. В группе такой ребенок может отвечать за поиск информации.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для такого ученика используются карты на родном языке, тексты тоже на родном языке, во время презентации перед ним должен лежать словарь, учитель после проведения презентаций других групп поясняет непонятные слова и выражения ребенку, используя словарь, используется как можно больше иллюстрируемых текстов.
|
Одаренный ученик
| Для него учитель предлагает сделать научную работу, в которой наиболее полно ученик раскроет один из вопросов проекта.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Программы обработки изображений, СУБД, программы разработки web-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы.
|
Материалы на печатной основе
| Учебники по географии, справочники, брошюры.
|
Другие принадлежности
| Глобус, физическая карта мира.
|
Интернет-ресурсы
| Wikipedia.ru
|
Другие ресурсы
| Экскурсия в местный краеведческий музей, поход в лес, родители учащихся.
|