Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения основ природоведения в 5 классе. Тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению 5 класса авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина (Дрофа, 6 издание, Москва, 2010г.) Издание рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации. На изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю), по учебному плану 68 часов (2 часа в неделю).
Природоведение – интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии.
Цели обучения:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; развитие творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения учет, ответы, измерения, описывать их результаты, формировать выводы.
Задачи обучения:
Формирование понятий о строении и составе Солнечной системы; развитие понятий о внутреннем строении Земли; знать общую характеристику материков; основные характеристики погоды; пользоваться приборами для измерения длин, температуры, время, формировать умение учащихся пересказывать текст естественнонаучного характера, находить значение терминов в справочной литературе, выделять в тексте описание природных явлений; формирование понятий о развитие жизни на Земле; природные зоны Земли; появление человека на Земле; деятельность человека и его влияние на окружающую среду; охрана Земли.
Содержание программы
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1.
| Вселенная
| 13
| 2.
| Земля
| 27
| 3.
| Жизнь на Земле
| 16
| 4.
| Человек на Земле
| 12
| Итого
| 68
| Календарно-тематическое планирование
№
урока
| Тема урока
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Примечания
| I четверть
| Вселенная (13 часов)
| /1
| Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.
| стр.6-14, стр.14 в.1
|
|
| /2
| Экскурсия на природу
| зап.в тетр., р. т.
|
|
| /3
| Что такое Вселенная. Как древние люди представляли Вселенную.
| стр.24-25, зап. в тетр
|
|
| /4
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| стр.26-28
|
|
| /5
| Николай Коперник и его модель Вселенной.
| стр.29-30
|
|
| /6
| Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Коперника.
| стр.30-32, раб.тетр.
|
|
| /7
| Солнечная система, ее состав.
Планеты земной группы.
| стр.34-38
|
|
| /8
| Планеты – гиганты.
| стр.39-42, р.т.
|
|
| /9
| Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
| стр.43-47, стр.47(1,2)
|
|
| /10
| Звезды. Солнце.
| стр.48-50
|
|
| /11
| Созвездия.
| стр.50
|
|
| /12
| Образование Вселенной.
| стр.54-55
|
|
| /13
| Обобщающий урок по теме «Вселенная».
| Стр.52
|
|
| Земля (27 ч.)
| /14
| Как возникла Земля.
| стр.54-55
|
|
| /15
| Внутреннее строение Земли.
| стр.60
|
|
| /16
| Методы исследования внутреннего строения Земли.
| записи в тетради
|
|
| /17
| Литосферные плиты. Движение материков.
| Стр.61
|
|
| /18
| Горные породы.
| Стр.61-62
|
|
| /19
| Полезные ископаемые.
| Сообщ.
|
|
| /20
| Разнообразие горных пород.
| Зад.в тетр.
|
|
| II четверть
| /1
| Возраст Земли. Геохронологическая шкала.
| Зап. в тетради
|
|
| /2
| Рельеф Земли.
| к/к
|
|
| /3
| Землетрясения
| Стр.72
|
|
| /4
| Вулканы.
| Стр.73-77
|
|
| /5
| Суша. Материки.
| Стр.78-81
|
|
| /6
| Суша. Острова, полуострова.
| Стр.81,к/к
|
|
| /7
| Атмосфера Земли. Облака.
| Стр.85
|
|
| /8
| Образование ветра.
| Стр.88-87
|
|
| /9
| Погода, климат.
| Стр.86-87
|
|
| /10
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
| Стр.91,к/к
|
|
| /11
| Рельеф дна океанов.
| тетрадь
|
|
| /12
| Круговорот воды в природе.
| Стр.91
|
|
| /13
| Воды суши.
| Стр.93
|
|
| /14
| Реки.
| Стр.94-95
|
|
| III четверть
| /1
| Основные линии градусной сетки.
| тетрадь
|
|
| /2
| Вращение Земли.
| Стр.97
|
|
| /3
| Уникальность планеты Земля.
| Стр.98-99
|
|
| /4
| Обобщающий урок по теме «Земля»
| Стр. 100
|
|
| Жизнь на Земле (16 ч.).
| /5
| Развитие жизни на Земле.
| Стр.102-103
|
|
| /6
| Животные прошлого.
| Стр.104-105
|
|
| /7
| Живые клетки.
| Стр.107, 110
|
|
| /8
| Разнообразие клеток.
| Стр.108-109
|
|
| /9
| Царства живой природы.
Одноклеточные организмы.
| Стр.113-114
|
|
| /10
| Многоклеточные организмы (грибы, растения).
| Стр.114
|
|
| /11
| Беспозвоночные и позвоночные животные.
| Стр.114-117
|
|
| /12
| Среды обитания организмов.
Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
| Стр.118-119,120
|
|
| /13
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
| Стр.119,121
|
|
| /14
| Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
| Стр.119, 121
|
|
| /15
| Жизнь на разных материках.
| Стр. 123-124
|
|
| /16
| Жизнь на разных материках.
| Стр.124-127
|
|
| /17
| Природные зоны Земли. Приспособленность организмов.
| Стр.129-130, сообщение
|
|
| /18
| Природные зоны Земли. Приспособленность организмов.
| Стр.130-134, сообщение
|
|
| /19
| Жизнь в морях и океанах.
| Стр.135-138
|
|
| /20
| Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».
| Стр.139-140
|
|
| IV четверть
| Человек на Земле (13 ч.).
| /1
| Происхождение человека. Древние предки человека.
| Стр.142-143
|
|
| /2
| Первые люди.
| Стр.144-148
|
|
| /3
| Как человек открывал Землю.
| Стр.149-151, сообщение
|
|
| /4
| Великие путешественники. Первооткрыватели новых земель.
| Стр.152-153
|
|
| /5
| Как человек изменил Землю.
| Стр.155-157
|
|
| /6
| О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.
| Стр.157-159
|
|
| /7
| Красная книга
| Стр.160-162
|
|
| /8
| Опустынивание и его причины.
| Стр.163-165
|
|
| /9
| Стихийные природные явления и правила поведения
| Стр.166-169
|
|
| /10
| Ядовитые животные и растения
| Стр.170-172
|
|
| /11
| Обобщающий урок по пройденному курсу.
| Стр.173
|
|
| /12
| Экскурсия в природу.
| Написать сочинение
|
|
| /13
| Экскурсия в природу.
| Доп. лит.
|
|
| /14
| Резерв
|
|
|
| Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно, Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную;
- строение и состав Солнечной системы;
- общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоритов, метеоров;
- основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;
- характеристику галактик;
- основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
- внутренне строение Земли и ее внешние оболочки;
- причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, измерительными приборами;
- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
- показывать на карте основные природные зоны Земли;
- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно либо под руководством учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для ученика
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «Природоведение. 5 класс». - М.:Дрофа, 2010
Атлас «Природоведение», 5 класс.
Контурные карты
Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение» 5 класс.- М.: ДРОФА, 2010
Литература для учителя
Программа курса природоведения 5 класса для общеобразовательных учреждений.
Поурочные планы по природоведению 5 класса, учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонин, 2008 г.
Природоведение. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинина, Н. И Сонин, «Дрофа», 2010г.
Природоведение. Дидактические карточки-задания, 5 класс, И. И. Сонин, К. П. Казарин, Дрофа, 2010г.
Природоведение. Биологические лабиринты, 5 класс А. М. Елкина, П. Е. Старцев, Дрофа, 2008г.
Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению 5 класс. В. И Сивоглазов, В. Н Кириленков, О. В. Павлова, Дрофа, 2007г.
Оборудование
Карты
Таблицы
Картины
Глобусы
Компасы
Теллурий
Гербарий
Коллекция горных пород
Видеокассеты
| СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
естественно-гуманитарного цикла
от «___» __________2013 № ___ Председатель ШМО Железняк И.Г.
|
|