План урока
по теме: АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
Цели: - называть и показывать географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, крупнейшие порты, районы загрязнения;
-изучить Географическое положение Атлантического океана;
- познакомить историей исследования океана;
- познакомить особенностями природы океана
А) познакомить учащихся со своеобразием ПК океана;
Б) объяснять особенности рельефа дна, течения, климата.
-показать виды хозяйственной деятельности человека в океанах.
-продолжить развитие учащихся работы с картами. Оборудование: карты: «Строение земной коры», «Атлантический океан», «Районы загрязнения нефтью», рисунки или фотографии видов Атлантического океана, карточки с домашним заданием. Ход урока I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассматриваемые вопросы
| Ожидаемые ответы
| 1. Какая зависимость существует между рельефом Земли и строением литосферы?
|
| 2. Почему рельеф Земли очень разнообразный?
|
| 3. Каковы закономерности распределения температуры воздуха на Земле?
|
| 4. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются очень неравномерно?
|
| 5. Какая зависимость существует между осадками, температурами, поясами атмосферного давления, рельефом и господствующими ветрами?
|
| 6. Какие типы воздушных масс имеются на нашей планете и чем обусловлено их образование?
|
| 7. Назовите главную причину, от которой зависит распределение температуры воды, солености, живых организмов в поверхностном слое вод океана.
|
| 8. Какую роль играют океанические течения во взаимодействии океана и суши?
|
| 9А. Как вы понимаете утверждение: «Солнце - вот что движет воды океана»?
|
| 10А. С какими круговоротами вы познакомились, изучив этот раздел? Какие из них происходят в атмосфере? В океане? Между атмосферой и океаном? Океаном и сушей? В живых организмах?
|
| 11А. Согласны ли вы с утверждением, что Земля - это океаническая планета и ее следует называть Океанией?
|
| 12. Что называется географической оболочкой? Чем она отличается от других оболочек Земли?
|
| 13. Каким образом осуществляются взаимосвязь и взаимопроникновение компонентов географической оболочки друг в друга?
|
| 14. Какова роль живых организмов в географической оболочке?
|
| 15. Что такое природный комплекс? Приведите примеры крупных и мелких ПК.
|
| 16. Почему важно изучать природные комплексы?
|
| 17. В чем заключается сущность закона географической зональности?
|
| 18. Чем отличается широтная (географическая) зональность от высотной поясности (зональности)?
|
| 19. Назовите главные области расселения человека.
|
| 20. Как происходило освоение Земли человеком? Какое влияние это оказывало на природу Земли?
|
|
2. Письменно на карточках.
Карточка 1
Указать на контурной карте: Пуэрториканский желоб, Южное Пассатное течение, Гольфстрим, Бенгельское течение, Фолклендское течение, Средиземное море, Балтийское море, Мексиканский залив. Северное море, Карибское море, Лабрадорское течение, пролив Каттегат, пролив Скагеррак Канарское ткчения.
Описать хозяйственную функцию Атлантического океана.
Карточка 2
Указать в контурной карте: Панамский канал, Срединно-Атлантический хребет, Суэцкий канал, Азовское море, пролив Босфор, Черное море, течение Западных ветров, Гибралтарский пролив, пролив Дарданеллы.
Описать вред, наносимый океану хозяйственной деятельностью человека.
IП. Изучение нового материала.
S = 91,56 млн.км
Средняя глубина- 3600 м
Глубочайшая впадина- 8742 м
Средняя температура воды- +16, 5 градусов
Границы с Северным Ледовитым океаном по условной линии восточного входа в Гудзонов залив, далее - через пролив Девисов и Датский к берегам Норвегии.
1. Первыми европейцами, пересекшими Атлантический океан, насколько известно, были мореплаватели-викинги. В 80-е гг. X в. они достигли берегов Гренландии, а около 1000 г. Лейф Эйриксон (сын Эйрика Рыжего) со своими людьми исследовал северовосточное побережье нынешней Канады и создал недолго просуществовавшее поселение на Ньюфаундленде (остров в Атлантическом океане).
В Атлантическом океане находится британский остров Три-стан-да-Кунья, расположенный в Южной Атлантике, который считается самым уединенным уголком планеты, так как до ближайшего острова - 2120 км, до континента - 2740 км.
2. Работа с таблицей.
| S
млн..
км2
| Объем
млн.
км3
| Средняя
глубина
м,
| Глубо-
чайшая
впадина,
м
| Ср. t
в поверх-
ностном
слое, °С
| Холодные важнейшие
течения
подчеркнуть
|
| Название
|
| Атланти-
ческий
океан
| 91,56
| 329,66
| 3600
| 8742
желоб
Пуэрто-
Рико
| +16,5
| Северное Пассатное,
Южное Пассатное,
Гольфстрим,
Северо-Сев-Атлант,
Бра-Бразильское,
брадор-Канарское,
Бенгальское,
Западных
Ветров
|
|
|
|
|
Работа с картой атласа «Мировой океан».
Задание. Сравните ГП Атлантического океана с положением Тихого и Индийского океанов. Выделите черты сходства и различия.
4. Работа с планом «Характеристика океана» (см. с. 44). III. Итог урока.
Вопросы:
В какой части океана береговая линия сильно расчленена, а в какой - слабо?
Как называется хребет, протянувшийся через всю Атлантику, почти по меридиану?
Как образовался остров Исландия?
В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года?
Чем объясняется, что соленость водных масс в некоторых районах океана выше средней?
Какие части Атлантического океана особенно загрязнены?
Домашнее задание 1: §19. Задание работа с контурной картой: составить графический конспект «Лоция Атлантического океана» (аналогично двум предыдущим лоциям).
Какое влияние на природу Атлантического океана оказывают его географическое положение и размеры?
Выделите в океане природные комплексы, в которых проявляется широтная зональность, и комплексы, образующиеся под влиянием суши. Объясните их особенности.
Составьте описание природы Средиземного моря.
Какие части Атлантического океана особенно загрязнены? Почему?
2. Письменно на карточках.
Карточка 1
Указать на контурной карте: Пуэрториканский желоб, Южное Пассатное течение, Гольфстрим, Бенгельское течение, Фолклендское течение, Средиземное море, Балтийское море, Мексиканский залив. Северное море, Карибское море, Лабрадорское течение, пролив Каттегат, пролив Скагеррак Канарское течения.
Описать хозяйственную функцию Атлантического океана.
Карточка 2
Указать в контурной карте: Панамский канал, Срединно-Атлантический хребет, Суэцкий канал, Азовское море, пролив Босфор, Черное море, течение Западных ветров, Гибралтарский пролив, пролив Дарданеллы.
Описать вред, наносимый океану хозяйственной деятельностью человека.
Домашнее задание Карточка 1
1). Описать морской путь из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк.
Карточка 2
1). Описать морской путь из Новороссийска в Нью-Йорк.
Карточка 3
1). Опишите путь экспедиции Х. Колумба
Карточка 4
1). Объясните особенности лоции Атлантического океана |