Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации22.02.2014
Размер0.72 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3   4   5   6
Урок 45/2 7 класс

Тема урока: Атмосферное давление

Цели урока: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”; развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность; помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление”.

Оборудование: карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: газета или большой лист бумаги и линейка; стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска; дощечка, покрытая пластилином (или емкость с мукой (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар; вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички, бумага для поджога; 5-6 тетрадей, барометр-анероид; рисунок ртутного барометра Торичелли ( смотреть “Физическая география 6 класс” В.П.Сухов стр.86, рис. 52); жетоны за правильные ответы; столы сдвинуты по кол-ву групп.

Оформление доски: (цветным мелом) В центре – схема – опора, которая по ходу урока появится в тетрадях уч-ся.

 

 

 

 

 

 

 

 


На боковых досках: подсказки для решения задач






Ход урока

I. Орг. момент: (приветствие) Сегодня мы работаем в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”. Работать мы будем по теме “Атмосферное давление”. Я вам буду рассказывать и показывать то, чего нет в вашем учебнике географии, а параграф №35 вы прочтете дома сами и добавите к тому, что узнаете на уроке еще дополнительную информацию из учебника. Поэтому запишем сразу дом. задание: №35; вопросы к нему; в сторону дневники, учебники.

Первый этап блиц-турнир:

Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по дом. заданию. За каждый правильный ответ – жетон.

Итак, I вопрос – вопрос–загадка. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу).

- Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).

-Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).

- А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).

-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной? (Из воздуха - смеси газов).

- Каков состав воздуха? (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др).

- Какой газ обеспечивает жизнь на Земле? (Кислород).

- Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью).

-Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы).

- Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас? (Тропосфера).

- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться).

- Имеет ли воздух вес? (Да).

- Изменяется ли вес воздуха? Как? (Изменяется нагретый более легкий, холодный более тяжелый).

Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны – это первые баллы, заработанные вашей группой. Впишите в карту (лист оценок группы) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило – тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам).
(через 1 мин.) II этап. Беседа по новой теме

Продолжаем работу.

-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так?

Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол?

-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя?

Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться.

Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?

Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением.

Эксперимент:

Капитаны групп подойдут ко мне;

Выберут карточку с описанием эксперимента для своей команды;

Вернутся к командам.

Здесь на столах все необходимые для экспериментов принадлежности.

Через 1 минуту команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т-е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке.

- Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет проводить опыт?

Демонстрация опытов группами. (смотреть Приложение)

(выдача жетонов за качество демонстрации опыта 5-3).

Группа демонстрирует опыт.

Все другие наблюдают.

Отвечают на вопросы: что видели, и почему так происходит?

Заключительное слово группе, если нет вразумительных ответов в других группах. “Опыт доказывает что атмосферное давление существует …”.

- Ну, а теперь внимание всех групп на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с яйцом, которое втягивается в бутылку после того, как в бутылку опустили зажженную бумагу).

-Кто готов объяснить, что увидели, и почему так случилось?

-Что тому причина?

-Доказали ли наши опыты, что давление воздуха существует? Другие интересные и более сложные опыты вы будете выполнять на уроках физики, где подробнее изучите силу атмосферного давления.


- А теперь внимание, вопрос – Давление – сила.


А как и чем ее измерить?

- У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 23, лежащей перед вами тетради-учебника, на вопрос:


- Кто изобрел “барометр” – меру тяжести тела?

- Кто готов- поднимает руку. Слушаем ответ.

Продолжим запись в тетради:


Барометр – прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ст.

- Как называется барометр Торичелли? (Ртутный)

Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой.

- Как вы думаете почему?

- А как же измерять давление в горах? В других местах на земле?

- Существует другой вид барометра – анероид (показать).

Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри – вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает – стрелка движется вверх.

Запись в тетрадь

Барометр



- Какое давление показывает прибор?

авайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление.

Работаем по рисунку на доске.

- Какое давление на равнине? 750 мм. рт. ст.

- Каким стало на вершине? 650 мм. рт. ст.

- Почему? Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче.

Вывод: С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче.

Работа по карте:

- Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором)

- Географическая широта? 00ш.

- Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш)

- А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш)

- Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря)

- Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности?

- А какой воздух легче теплый или холодный?

- Какой будет сильнее давить? (Холодный)

- Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления?

- А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00С)

- Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст.

(Продолжаем запись в тетрадь).



Зависит от высоты местности и температуры воздуха.

А теперь группы решают задачу. (рис. на доске) и решение записывают на листе – карте.

- Какое будет давление на высоте 2 км., если у поверхности Земли оно равнялось 750мм. рт. ст., т.е. оно было каким: пониженным или повышенным? Через 1 мин. – ответ. (Жетон)

- А теперь подсчитайте как изменится на этой высоте температура, если у поверхности она была + 210С?

-Что надо вспомнить для решения этой задачи? (Что t0 понижается на 60 через каждый км.)

Через 1 мин. – ответ. (Жетон)

Подведем итог (жетоны за верные ответы)

- О чем мы сегодня вели речь?

- Что такое атмосферное давление?

- Чем измеряется?

- В каких единицах?

- От чего зависит?

- Ну, а если вы в библиотеке найдете эти и другие книги об атмосфере, проделайте другие опыты из книги “Большая книга экспериментов для школьников” “РОСМЭН” и “Познавательные опыты в школе и дома” , то вы будете очень знающими учениками.

И дополнительно: на стр. 24 тетради-учебника №13. познакомьтесь с опытом, который вы можете проделать дома, а я по вашим листам–картам и жетонам подведу итоги работы групп.

Беседа о прочитанном.

- Оценки группам.

Задание на дом.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.Первые приборы для измерения температуры, давления и влажности воздуха появились в Италии в эпоху Возрождения. Примерно в 1600 году великий ученый Галилео Галилей создал свой термоскоп – прибор для измерения температуры, с описанием которого ты встретишься в «Тетради». Немного позже ученик Галилея – Эванджелиста Торичелли придумал опыт, позволяющий измерить атмосферное давление. Он наполнил ртутью стеклянную трубку и запаял ее с одного конца. Затем открытый конец трубки он опустил в чашу, наполненную ртутью. Длина трубки была – 1 метр, ртуть опустилась до высоты 80 сантиметров и перестала опускаться. Торичелли понял, что ртутный столбик не опускается ниже, потому что на ртуть в чаше давит атмосфера. С тех пор атмосферное давление измеряют в миллиметрах ртутного столба.
2. Читая текст, попробуй догадаться, какие слова пропущены, и вставь их.

В банке из под кока колы пробейте отверстие, вылейте жидкость, налейте немного воды, поставьте на огонь, подождите, пока вода вскипит и пойдет пар, быстро запаяйте отверстие ждите. Когда банка охладится, она будет смята атмосферным ____________, как если бы она была сделана не из жести, а из бумаги. Таково было вкратце описание опыта, который предлагалось проделать читателю, чтобы убедиться в могуществе атмосферного давления.

Читатель журнала, инженер П. Фейет, приславший фотографию искореженной железнодорожной цистерны, пишет: « В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавался прямо в цистерну. Когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей _____________. Далее произошло то же, что и в описанном выше опыте с консервной банкой. Пар, оставшийся в цистерне, сконденсировался, образовался вакуум, и … цистерна №739 перестала быть цистерной.



Воздух поднимает воду




Требуется

  • тазик

  • стакан

  • вода

Ход опыта




1 Опусти стакан в поду и опрокинь его донышком вверх.



2 Теперь поднимай стакан, но так, чтобы его края не достигали поверхности воды в тазике.

Результат

Вода в опрокинутом стакане поднимается выше уровня воды в тазике.



Это потому...

...что давление воздуха на поверхность воды в тазике вталкивает воду в стакан. Если мы оторвем стакан от поверхности воды, в стакан начнет поступать воздух. Давление выровняется, и стакан опустеет.






























Урок 46/3 6 класс

Тема урока: Температура воздуха одна из важнейших характеристик

состояния воздуха

Цели и задачи урока:

1) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.

2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г. Нерюнгри.

3) Сформировать знания о своем крае.

Оборудование

Термометры, календари погоды, физическая карта полушарий, климатическая карта

Термины и понятия

Температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, максимальная, минимальная, изотерма.

Формы проведения урока

1) Беседа.

2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.

3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода годовых (работа в парах).

Ход урока

I. Орг. момент

II. Самостоятельная работа по группировке понятий: температура, кислород, азот, облака, погода, ветер, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера (работа в группах).

Учащиеся отвечают, как сгруппировали понятия и объясняют, почему именно так. (Цель этой работы – развитие логического мышления).

I группа - погода: облака, ветер, температура.

II группа - строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера.

III группа - состав воздуха: кислород, азот, углекислый газ.

III. Изучение нового материала

1. Беседа. Сегодня на уроке будем говорить о температуре воздуха – одной из самых главных характеристик состояния воздуха.

Мы послушаем отрывок из книги шведской писательницы “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и ответим на вопрос: “Почему замерз глупый Тролль?” В книге рассказывается о глупом Тролле, который решил: “Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет”.

И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну! И Тролль полез на гору.

Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!”. А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.

Так глупый Тролль и замерз.

Ребята высказывают свое мнение и отмечают, что воздух греется от земной поверхности и чем дальше (выше), тем холоднее.

Поэтому замерз Тролль.

2. Работа с рисунком 69 (учебник, 6 класс) – зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.

Вывод учащихся. Чем выше солнце над горизонтом, тем сильнее греется земная поверхность и воздух над ней.

3. Проблема – как измерять температуру воздуха.

Люди каких профессий следят за температурой воздуха?

Найдите ошибку в тексте.

Зачитывают.

Один человек приехал впервые в Африку и решил узнать, какова температура воздуха? Он в 6ч. 30мин. утра вынес термометр на балкон и положил на солнце. Когда вернулся с завтрака, термометр показывал + 48° С. Удалось ли ему в то утро узнать температуру воздуха?

Дети отвечают, что нет, так как температуру воздуха измеряют в тени, на высоте 2 метра от земной поверхности.

4. Беседа о разной температуре воздуха в зависимости от времени суток, сезона, от высоты рельефа, от рельефа  территории. Анализ рисунка со среднегодовыми температурами Земли и объяснения изменения температура от экватора к полюсам.

5. Знакомство детей с дополнительной информацией в учебнике 5 класса “Мудрой совы” (игровые персонажи), с самым жарким местом в мире (Африка, Ливийские пустыни +560С ). Показ учителем на карте Ливийской пустыни.

А где у нас полюс холода? Учащиеся называют: север, Арктика, Антарктида.

Учитель уточняет Антарктида, станция Восток – 89,20С.

7. Анализ годового хода температур в городе Нерюнгри и амплитуды колебания температуры. Определение среднесуточных температур. Что такое изотерма на климатической карте?

8. Практическая работа – начертить график хода годовых температур в с. Апраксино (работа в парах, заготовки для построения графиков раздаю группам учащихся, контроль и взаимоконтроль выполненных графиков осуществляют сами учащиеся).

9. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.

Что нового открыли для себя?

Учащиеся отвечают:

Воздух греется от земной поверхности.

Температура воздуха понижается с высотой.

Температура воздуха зависит от:

угла падения солнечных лучей;

от подстилающей поверхности (суша, вода);

сезонов года;

высоты рельефа.



Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18




Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18


Урок 45/5 6 класс

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск