Скачать 0.72 Mb.
|
Урок 45/2 7 класс Тема урока: Атмосферное давление Цели урока: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”; развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность; помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление”. Оборудование: карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: газета или большой лист бумаги и линейка; стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска; дощечка, покрытая пластилином (или емкость с мукой (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар; вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички, бумага для поджога; 5-6 тетрадей, барометр-анероид; рисунок ртутного барометра Торичелли ( смотреть “Физическая география 6 класс” В.П.Сухов стр.86, рис. 52); жетоны за правильные ответы; столы сдвинуты по кол-ву групп. Оформление доски: (цветным мелом) В центре – схема – опора, которая по ходу урока появится в тетрадях уч-ся. На боковых досках: подсказки для решения задач
Ход урока I. Орг. момент: (приветствие) Сегодня мы работаем в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”. Работать мы будем по теме “Атмосферное давление”. Я вам буду рассказывать и показывать то, чего нет в вашем учебнике географии, а параграф №35 вы прочтете дома сами и добавите к тому, что узнаете на уроке еще дополнительную информацию из учебника. Поэтому запишем сразу дом. задание: №35; вопросы к нему; в сторону дневники, учебники. Первый этап блиц-турнир: Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по дом. заданию. За каждый правильный ответ – жетон. Итак, I вопрос – вопрос–загадка. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. - Что это? (Воздух) - Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу). - Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур). -Почему “броней”? (Защищает от метеоритов). - А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений). -Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной? (Из воздуха - смеси газов). - Каков состав воздуха? (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др). - Какой газ обеспечивает жизнь на Земле? (Кислород). - Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью). -Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы). - Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас? (Тропосфера). - Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться). - Имеет ли воздух вес? (Да). - Изменяется ли вес воздуха? Как? (Изменяется нагретый более легкий, холодный более тяжелый). Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны – это первые баллы, заработанные вашей группой. Впишите в карту (лист оценок группы) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило – тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам). (через 1 мин.) II этап. Беседа по новой теме Продолжаем работу. -Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так? Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол? -А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя? Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться. Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу? Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением. Эксперимент: Капитаны групп подойдут ко мне; Выберут карточку с описанием эксперимента для своей команды; Вернутся к командам. Здесь на столах все необходимые для экспериментов принадлежности. Через 1 минуту команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т-е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке. - Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет проводить опыт? Демонстрация опытов группами. (смотреть Приложение) (выдача жетонов за качество демонстрации опыта 5-3). Группа демонстрирует опыт. Все другие наблюдают. Отвечают на вопросы: что видели, и почему так происходит? Заключительное слово группе, если нет вразумительных ответов в других группах. “Опыт доказывает что атмосферное давление существует …”. - Ну, а теперь внимание всех групп на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с яйцом, которое втягивается в бутылку после того, как в бутылку опустили зажженную бумагу). -Кто готов объяснить, что увидели, и почему так случилось? -Что тому причина? -Доказали ли наши опыты, что давление воздуха существует? Другие интересные и более сложные опыты вы будете выполнять на уроках физики, где подробнее изучите силу атмосферного давления. - А теперь внимание, вопрос – Давление – сила. А как и чем ее измерить? - У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 23, лежащей перед вами тетради-учебника, на вопрос: - Кто изобрел “барометр” – меру тяжести тела? - Кто готов- поднимает руку. Слушаем ответ. Продолжим запись в тетради: Барометр – прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ст. - Как называется барометр Торичелли? (Ртутный) Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой. - Как вы думаете почему? - А как же измерять давление в горах? В других местах на земле? - Существует другой вид барометра – анероид (показать). Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри – вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает – стрелка движется вверх. Запись в тетрадь Барометр - Какое давление показывает прибор? авайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление. Работаем по рисунку на доске. - Какое давление на равнине? 750 мм. рт. ст. - Каким стало на вершине? 650 мм. рт. ст. - Почему? Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче. Вывод: С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче. Работа по карте: - Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором) - Географическая широта? 00ш. - Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш) - А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш) - Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря) - Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности? - А какой воздух легче теплый или холодный? - Какой будет сильнее давить? (Холодный) - Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления? - А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00С) - Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст. (Продолжаем запись в тетрадь). Зависит от высоты местности и температуры воздуха. А теперь группы решают задачу. (рис. на доске) и решение записывают на листе – карте. - Какое будет давление на высоте 2 км., если у поверхности Земли оно равнялось 750мм. рт. ст., т.е. оно было каким: пониженным или повышенным? Через 1 мин. – ответ. (Жетон) - А теперь подсчитайте как изменится на этой высоте температура, если у поверхности она была + 210С? -Что надо вспомнить для решения этой задачи? (Что t0 понижается на 60 через каждый км.) Через 1 мин. – ответ. (Жетон) Подведем итог (жетоны за верные ответы) - О чем мы сегодня вели речь? - Что такое атмосферное давление? - Чем измеряется? - В каких единицах? - От чего зависит? - Ну, а если вы в библиотеке найдете эти и другие книги об атмосфере, проделайте другие опыты из книги “Большая книга экспериментов для школьников” “РОСМЭН” и “Познавательные опыты в школе и дома” , то вы будете очень знающими учениками. И дополнительно: на стр. 24 тетради-учебника №13. познакомьтесь с опытом, который вы можете проделать дома, а я по вашим листам–картам и жетонам подведу итоги работы групп. Беседа о прочитанном. - Оценки группам. Задание на дом. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1.Первые приборы для измерения температуры, давления и влажности воздуха появились в Италии в эпоху Возрождения. Примерно в 1600 году великий ученый Галилео Галилей создал свой термоскоп – прибор для измерения температуры, с описанием которого ты встретишься в «Тетради». Немного позже ученик Галилея – Эванджелиста Торичелли придумал опыт, позволяющий измерить атмосферное давление. Он наполнил ртутью стеклянную трубку и запаял ее с одного конца. Затем открытый конец трубки он опустил в чашу, наполненную ртутью. Длина трубки была – 1 метр, ртуть опустилась до высоты 80 сантиметров и перестала опускаться. Торичелли понял, что ртутный столбик не опускается ниже, потому что на ртуть в чаше давит атмосфера. С тех пор атмосферное давление измеряют в миллиметрах ртутного столба. 2. Читая текст, попробуй догадаться, какие слова пропущены, и вставь их. В банке из под кока колы пробейте отверстие, вылейте жидкость, налейте немного воды, поставьте на огонь, подождите, пока вода вскипит и пойдет пар, быстро запаяйте отверстие ждите. Когда банка охладится, она будет смята атмосферным ____________, как если бы она была сделана не из жести, а из бумаги. Таково было вкратце описание опыта, который предлагалось проделать читателю, чтобы убедиться в могуществе атмосферного давления. Читатель журнала, инженер П. Фейет, приславший фотографию искореженной железнодорожной цистерны, пишет: « В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавался прямо в цистерну. Когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей _____________. Далее произошло то же, что и в описанном выше опыте с консервной банкой. Пар, оставшийся в цистерне, сконденсировался, образовался вакуум, и … цистерна №739 перестала быть цистерной. Воздух поднимает воду Требуется
Ход опыта 1 Опусти стакан в поду и опрокинь его донышком вверх. 2 Теперь поднимай стакан, но так, чтобы его края не достигали поверхности воды в тазике. Результат Вода в опрокинутом стакане поднимается выше уровня воды в тазике. Это потому... ...что давление воздуха на поверхность воды в тазике вталкивает воду в стакан. Если мы оторвем стакан от поверхности воды, в стакан начнет поступать воздух. Давление выровняется, и стакан опустеет. Урок 46/3 6 класс Тема урока: Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха Цели и задачи урока: 1) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха. 2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г. Нерюнгри. 3) Сформировать знания о своем крае. Оборудование Термометры, календари погоды, физическая карта полушарий, климатическая карта Термины и понятия Температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, максимальная, минимальная, изотерма. Формы проведения урока 1) Беседа. 2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур. 3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода годовых (работа в парах). Ход урока I. Орг. момент II. Самостоятельная работа по группировке понятий: температура, кислород, азот, облака, погода, ветер, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера (работа в группах). Учащиеся отвечают, как сгруппировали понятия и объясняют, почему именно так. (Цель этой работы – развитие логического мышления). I группа - погода: облака, ветер, температура. II группа - строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера. III группа - состав воздуха: кислород, азот, углекислый газ. III. Изучение нового материала 1. Беседа. Сегодня на уроке будем говорить о температуре воздуха – одной из самых главных характеристик состояния воздуха. Мы послушаем отрывок из книги шведской писательницы “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и ответим на вопрос: “Почему замерз глупый Тролль?” В книге рассказывается о глупом Тролле, который решил: “Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет”. И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. - Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну! И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!”. А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так глупый Тролль и замерз. Ребята высказывают свое мнение и отмечают, что воздух греется от земной поверхности и чем дальше (выше), тем холоднее. Поэтому замерз Тролль. 2. Работа с рисунком 69 (учебник, 6 класс) – зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Вывод учащихся. Чем выше солнце над горизонтом, тем сильнее греется земная поверхность и воздух над ней. 3. Проблема – как измерять температуру воздуха. Люди каких профессий следят за температурой воздуха? Найдите ошибку в тексте. Зачитывают. Один человек приехал впервые в Африку и решил узнать, какова температура воздуха? Он в 6ч. 30мин. утра вынес термометр на балкон и положил на солнце. Когда вернулся с завтрака, термометр показывал + 48° С. Удалось ли ему в то утро узнать температуру воздуха? Дети отвечают, что нет, так как температуру воздуха измеряют в тени, на высоте 2 метра от земной поверхности. 4. Беседа о разной температуре воздуха в зависимости от времени суток, сезона, от высоты рельефа, от рельефа территории. Анализ рисунка со среднегодовыми температурами Земли и объяснения изменения температура от экватора к полюсам. 5. Знакомство детей с дополнительной информацией в учебнике 5 класса “Мудрой совы” (игровые персонажи), с самым жарким местом в мире (Африка, Ливийские пустыни +560С ). Показ учителем на карте Ливийской пустыни. А где у нас полюс холода? Учащиеся называют: север, Арктика, Антарктида. Учитель уточняет Антарктида, станция Восток – 89,20С. 7. Анализ годового хода температур в городе Нерюнгри и амплитуды колебания температуры. Определение среднесуточных температур. Что такое изотерма на климатической карте? 8. Практическая работа – начертить график хода годовых температур в с. Апраксино (работа в парах, заготовки для построения графиков раздаю группам учащихся, контроль и взаимоконтроль выполненных графиков осуществляют сами учащиеся). 9. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание. Что нового открыли для себя? Учащиеся отвечают: Воздух греется от земной поверхности. Температура воздуха понижается с высотой. Температура воздуха зависит от: угла падения солнечных лучей; от подстилающей поверхности (суша, вода); сезонов года; высоты рельефа.
Урок 45/5 6 класс |