Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 101.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер101.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2010»


Сценарий урока географии в 7 «В» классе МОУСОШ № 13

им. Р.А. Наумова г. Буя
Тема урока: «Внутренние воды Южной Америки»

Дата проведения: 16.02.2010г.

Учитель – Смирнова Лариса Владимировна

Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:

а) образовательные: формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о свойствах, характере течения, источниках питания и режиме рек Южной Америки, распределении их по территории материка, зависимости от рельефа и климата; особенностях озёр.

б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе;

в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, развитие умений совместного анализа текста, коммуникативных умений и навыков.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Системная стратегия «Зигзаг» (автор Роберт Славин).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты для экспертных групп, листы для самооценки, цветные жетоны.
С
шаг 6. Возвращение

шаг 7. Свой текст

шаг 8. Презентация

шаг 9. Заключительный этап

шаг 10. Самооценка

труктура урока:


шаг 1. Группы и роли

шаг 2. Актуализация

шаг 3. Будущий текст

шаг 4. Перегруппировка

шаг 5. Работа с текстом
Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

шаг 1

«Группы и роли»

2 минуты

1) Приветствует учащихся,

2) организует распределение групп,

3) отмечает отсутствующих,

4) предлагает ученикам вспомнить роли в группе:

1. ведущий (организатор, командир, лидер) - он отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно;

2. дежурный (стенографист, секретарь) – его задача все записывать и следить за временем;

3. генератор идей (писатель, выдумщик) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста;

4. выступающий - он отвечает за презентацию конечного результата.

1) Приветствуют учителя,

2) разбиваются на рабочие группы по цветным жетончикам: «зеленые» садятся в первую группу; «синие» – во вторую; «желтые» – в третью, а «оранжевые» – в четвертую.

3) определяются с ролями в группе

шаг 2. «Актуализация»


+ Тема сегодняшнего урока: «Внутренние воды Южной Америки».

+ К бассейнам каких океанов относятся реки Ю.Америки?

+ Правильно. Все крупные реки: Амазонка, Ориноко, Парана несут свои воды в Атлантический океан. И лишь на западных склонах Анд начинаются реки, впадающие в Тихий океан

+ Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

+ Главные компоненты природы, влияющие на внутренние воды – это рельеф и климат. Какой рельеф на большей части материка?

+ Все крупные реки в верховьях стекают с гор и плоскогорий. Средние и нижние их участки проходят по низменным равнинам. Здесь течение рек спокойное. В верховьях реки прорезают в горах и плоскогорьях глубокие русла, часто низвергаясь с высоких уступов.

+ Говорят, что «реки – зеркало климата». Как климатические условия материка влияют на распределение речной сети. Чтобы ответить на этот вопрос определите по климатической карте ход июльских изотерм (зимних). (Т.к. даже для крайнего юга они положительные – питание рек дождевое, а снега и ледники могут питать реки лишь там, где горы поднимаются выше снеговой линии).

+ Больших озёр в Южной Америке немного. На севере находится самое большое на материке озеро-лагуна Маракайбо. В центральных Андах лежит самое большое высокогорное озеро мира Титикака.

(записывают в тетрадь)
- Тихому, Атлантическому
(находят реки на физической карте Южной Америки)

- на западе находятся горы Анды - главная причина такого распределения

- равнинный


- изотермы положительные, реки протекают преимущественно в экваториальных и субэкваториальных поясах

(находят озёра на физической карте Южной Америки)


Шаг 3 «Будущий текст»

+ Ребята цель вашего сегодняшнего урока создать небольшой текст, посвященный теме: «Внутренние воды Южной Америки».

+ Предлагаю вам выбрать жанр текста, в котором вы будете должны создать в конце единый на группу связный текст по теме. Определите ключевые идеи текста.

Жанры:

Рассказ — повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу

Тезисы – краткие формулировки основных положений содержания книги, статьи, доклада, или исследовательской работы. Тезисы - это чёткое и лаконичное изложение главных идей исследовательской работы.

Заметка – это газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос.

Письмо – это сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.

1) выбирают жанр текста:

  • письмо другу.

  • эссе.

  • рассказ родителям.

  • заметка в детский журнал.

  • тезисы к ученической конференции и др.

2) определяют ключевые идеи будущего текста

Шаг 4 «Перегруппи-ровка»

1) руководит созданием экспертных групп

2) ставит задачу перед экспертными группами: прочесть свой отрывок текста, выделить в нем самое главное и придумать один вопрос, который будет задан ребятам в «родной» группе, чтобы понять, что ребята, не читавшие этот текст, вполне поняли его пересказ основных положений.

1) рассчитываются на первый-четвертый,

2) рассаживаются в экспертные группы с целью изучения отдельных отрывков текста.

Шаг 5 «Работа с текстом»

1) координирует работу в группах,

2) выдаёт группам типологию вопросов (типология Бенджамина Блума):

  • простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?),

  • уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?),

  • интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?)

1) самостоятельно читают текст,

2) выписывают наиболее значимые мысли, факты, идеи,

2) в свободном режиме формулирует вопросы к тексту.

Шаг 6 «Возвращение»

1) собирает тексты, чтобы дальше ребята пользовались только своими записями,

2) напоминает учащимся о цели и этапах следующей работы

3) координирует работу в группах

1) возвращаются в «родные» группы

2) каждый эксперт рассказывает о изученном вопросе, задаёт вопрос

Шаг 7 «Свой текст»

1) оказывает консультации, отвечает на вопросы

1) учащиеся создают свои тексты

Шаг 8 «Презентация»

1) слушает выступления, при необходимости задаёт вопросы:

  • Подъем воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Почему?

(притоки находятся в разных полушариях: северные разливаются весной, южные осенью)

  • С какой африканской рекой можно сравнить Амазонку? (Конго)

2) оценивает работу групп

1) докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории

2) другие ученики задают уточняющие вопросы

Шаг 9 «Заключительный»

1) Показывает фотографии растений, животных, рек, озёр Южной Америки

2) предлагает записать домашнее задание, кратко комментирует: стр. 172-174 (п), выполнить письменно домашнюю практическую работу


1) рассматривают фотографии,

2) записывают домашнее задание в дневниках

Шаг 10 «Самооценка»

1) предлагает ученикам оценить работу на уроке по пятибалльной шкале, выдаёт листы самооценки

  • Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.

  • Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

  • Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

1) заполняют листы самооценки участия в групповой работе,

2) сдают листы учителю

3) осознают в каком направлении им развиваться дальше.


Тексты для экспертных групп
Река Амазонка

Индейцы называют Амазонку "Парана-Тинго", что означает "Королева Рек". Площадь бассейна реки Амазонки почти равна всей Австралии. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина реки 6437 километров, площадь бассейна – 7180 км2. Большую часть бассейна занимают болота и затопляемые поймы. Амазонку питают многочисленные притоки; около 20 из них длиной более 1500 км. Наиболее значительные притоки: Мадейра, Тапажос, Шингу, Токантинс, Иса, Риу-Негру.

Реку открыл испанский конкистадор Франсиско де Орельяна.

В реке насчитывается более 3000 разновидностей рыб. Среди уникальных обитателей Амазонки гигантская пятиметровая пираруку, достигающая 200 килограммов веса, двухметровый электрический угорь, сбивающий человека с ног разрядом тока в 300 вольт, огромные речные скаты со смертоносным шипом на хвосте, маленькая зубастая пиранья, наводящая ужас на местных жителей. Водятся в Амазонке огромные ламантины — родственники морской коровы, речные дельфины, пятиметровые крокодилы — черные кайманы, чудовищный водяной удав анаконда, достигающий в длину до 12 метров.

А на глади спокойных стариц и заливов в бесчисленных рукавах Амазонки покачиваются полутораметровые листья самой большой кувшинки на свете - виктории-регии. На таком листе спокойно может сидеть, подобно Дюймовочке, ребенок лет двенадцати - четырнадцати.

Река Ориноко

Река Ориноко берёт начало на юго-западе Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. Длина реки 2740 км. В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет. ---------------------------------------------------------------------------------------В бассейне реки Ориноко, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель (высота 1054 метра). Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

Река Парана

Парана́ - река в Южной Америке, вторая по длине река этого континента (после Амазонки). В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Длина реки 4380 км. Парана несет большое количество ила, который делает ее воду мутной. Парана берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа.-------------------Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Особой известностью пользуется водопад Игуасу. В переводе с индейского Игуасу – «большая вода». Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12 766 тонн в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» (записки бразильской экспедиции)».


Озёра Южной Америки

В долине Амазонки и других рек множество пойменных озер-стариц. -------В Центральных Андах лежит самое высокогорное из крупных озер мира- Титикака. Его котловина имеет тектоническое происхождение, а глубина достигает 304 м. Температура воды в нем никогда не поднимается выше +11, +12 0С. С наступлением сезона дождей оно выходит из берегов и затопляет окружающие поля. Сильные ветры поднимают на озере настоящие штормы.
На озерных мелководьях растет тростник тотора. По мере сгнивания он опускается на дно, а на нем начинают расти новые растения. Постепенно образуются тростниковые острова. Иногда ветры и волны отрывают такой остров от дна, и он становится плавающим. На таких тростниковых островах живут индейцы. Они регулярно набрасывают на их поверхность новые слои свежесрезанного тростника и поддерживают плавучесть острова. ---------Озеро Маракайбо является самым большим озером Южной Америки. Оно лежит на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. Некоторые специалисты считают, что озеро является вторым по древности на всей планете. Не так давно было открыто, что на дне озера сосредотачиваются огромные запасы нефти, которая является основным источником дохода Венесуэлы.


Домашняя практическая работа: «Характеристика рек Южной Америки»

Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим

 

Амазонка

 

 

 

 

 

 

Парана

 

 

 

 

 

 

Ориноко

 

 

 

 

 




© Смирнова Лариса Владимировна, учитель географии МОУСОШ № 37 г. Буя


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск