Предмет: ГЕОГРАФИЯ Методика проведения уроков Класс: 6
Название курса: Начальный курс географии
Название раздела: Строение Земли. Внешние оболочки.
Название темы: Атмосфера. Погода.
Автор: Мельникова Елена Николаевна, учитель географии СОШ № 3, п. Шушенское, Красноярского края
Роль и место данной темы в курсе.
По государственной программе «География: начальный курс»
6 класс для общеобразовательных учреждений (подготовленной авторским коллективом географического факультета МПГУ, под редакцией И.В.Душиной) на изучение темы «Атмосфера» отводится 12 учебных часов (уроков). Тема «Атмосфера» изучается в разделе «Оболочки Земли», после рассмотрения вопросов, связанных со строением литосферы и гидросферы. Главные образовательные и воспитательные задачи темы «Атмосфера»:
Сформировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее составе и строении; о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни человеческого общества; о мерах по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности;
Сформировать представления о взаимосвязях атмосферы с другими оболочками Земли: литосферой, гидросферой, биосферой;
Познакомить учащихся со способами и средствами изучения атмосферы;
Сформировать умение вести наблюдения погоды, умение обработать собранные материалы с целью прогнозирования природных атмосферных процессов и явлений, отражающихся на состоянии здоровья людей.
Перечень уроков по данной теме:
(38) Атмосфера, ее строение.
(39) Атмосферное давление.
(40) Температура воздуха.
(41) Годовой ход температуры воздуха.
(42) Ветер. Причины его образования.
(43) Водяной пар и облака.
(44) Атмосферные осадки.
(45) Погода. Практическая работа № 17 (по программе) «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»
(46) Климат.
(47) Распределение солнечного тепла и света на Земле.
(48) Причины, от которых зависит климат вашей местности.
(49) Атмосфера и человек.
В данной методике рассмотрен один урок - урок 8-й: Погода
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках.
Тема урока «Погода» является 8 (из 12) уроком в теме «Атмосфера». К этому времени учащиеся
владеют понятиями: «атмосфера», «воздух», «атмосферное давление», «ветер», «муссон», «бриз», «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «атмосферные осадки», «конденсация»;
знают о строении и составе атмосферы, о значении и способах изучения атмосферы, о необходимости охраны ее о загрязнения;
о закономерностях изменения атмосферного давления, о способах его измерения;
о причинах и особенностях колебания температуры воздуха в течение суток, года;
о причинах возникновения ветров, об образовании бризов и муссонов,
об образовании различных типов облаков, атмосферных осадков, их разнообразии;
умеют определять атмосферное давление, t воздуха, направление, скорость и силу ветра, относительную влажность воздуха, количество выпавших осадков, используя соответствующие приборы;
умеют вычислять амплитуду колебания температуры, среднюю температуру за сутки, месяц, год; строить графики колебания температуры воздуха; «розу ветров»; диаграммы осадков;
умеют вести наблюдения погоды и объяснять ее изменения.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме.
В курсе естествознания и природоведения 5 класс, учащиеся в теме «Воздушная одежда Земли» получили на уровне представления знания понятия «погода». В «Начальном курсе географии 6 класс» в теме «Атмосфера. Погода.» рассматриваются новые ключевые вопросы:
понятия «погода», «тип погоды»;
причины изменения погоды;
влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;
определение типа погоды своей местности по сезонам года;
предсказание погоды (прогноз).
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, ресурсы интернет) и компьютерных программных средств.
При изложении темы на уроке учитель может использовать: - Метеоновости www.hmn.ru - Гидрометцентр России www.meteoinfo.ru
- Искусство моря (картины Айвазовского И.К. и др. художников) www.marineart.spb.ru
Электронные учебные издания (ЭУИ)
Электронный учебник «География 6 класс» (Республиканский мультимедиа центр, www.rnmc.ru)
«Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий», www.km.ru)
Microsoft Word Microsoft Power Point Microsoft Publisher
Основное применение сайтов и ЭУИ заключается в демонстрации учителем на уроке ресурсов, необходимых для иллюстрации основных атмосферных процессов и явлений, связанных с темой урока.
Программные средства позволят подготовить материал для проведения практических работ на уроке и творческих работ дома, а также подготовить авторский иллюстративный материал. Использование компьютера при подготовке учителя к уроку.
С помощью компьютера можно создать следующие виды материалов:
Презентации: «Характерные типы погоды вашей местности по сезонам года»,
«Предсказание погоды»,
«Влияние погоды на здоровье человека»,
«Профессия – метеоролог!!!»;
Буклеты: «Предсказание погоды», «Народный календарь (Времена года)», «Таблица: Высота Солнца над горизонтом на широте вашего населенного пункта; продолжительность дня и ночи по месяцам года, суткам»;
Инструктивная карта: Практическая работа «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»
Средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебные издания;
Физическая карта полушарий, Физическая карта РФ, Карта вашей местности;
Приборы: барометр, термометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер, метеорологическая будка;
Раздаточный материал: буклеты, инструктивная карта для выполнения практической работы.
Ожидаемые результаты обучения.
После изучения темы «Атмосфера. Погода.» учащиеся должны знать и уметь:
знать определение «погода» и причины ее изменения,
знать связи между элементами и явлениями погоды, их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток;
иметь элементарное представление о «типе погоды»;
знать воздушные массы, влияющие на погоду в своей местности в течение года;
знать влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;
уметь строить графики изменения температуры воздуха за месяц, «розу ветров», диаграммы осадков, читать и анализировать ее;
уметь анализировать данные в календаре погоды, применять их для составления описания погоды;
объяснять и выявлять причинно-следственные связи;
уметь составлять прогноз погоды.
УРОК 1
Тема урока: «Погода. Практическая работа № 17 (по программе) «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»
8-й урок в теме «Атмосфера», 45-й урок по планированию. По дидактической цели – урок закрепления изученного материала. По характеру познавательной деятельности – проблемный урок. Форма организации учебной деятельности – фронтальная, групповая (работа в парах), индивидуальная.
Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
Физическая карта полушарий, Физическая карта РФ, Карта вашей местности;
Миниметеоплощадка, приборы: барометр, термометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер;
Презентации: «Характерные типы погоды вашей местности по сезонам года»,
«Предсказание погоды»,
«Влияние погоды на здоровье человека»,
«Профессия – метеоролог!!!»; - буклеты: «Предсказание погоды», «Народный календарь (Времена года)», «Таблица: Высота Солнца над горизонтом на широте вашего населенного пункта, продолжительность дня и ночи по месяцам года, суткам»;
- инструктивная карта для выполнения практической работы. Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке: - Метеоновости www.hmn.ru - Гидрометцентр России www.meteoinfo.ru
- Искусство моря (картины Айвазовского И.К. и др. художников) www.marineart.spb.ru
Электронные учебные издания (ЭУИ)
- Электронный учебник «География 6 класс» (Республиканский мультимедиа центр, www.rnmc.ru)
- «Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий», www.km.ru) Отличительные особенности данного урока:
Проведение практической работы «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»
Использование раздаточного материала, во-первых, для развития познавательного интереса, к теме урока, к предмету, во-вторых, для выполнения практической работы.
Демонстрация учащимся анимаций («Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий»).
Демонстрация иллюстраций (на примере картин с сайта Искусство моря), характеризующих различные типы погоды по сезонам года родного края.
Демонстрация авторских презентаций: «Характерные типы погоды вашей местности по сезонам года»,
«Предсказание погоды»,
«Влияние погоды на здоровье человека»,
«Профессия – метеоролог!!!»; Работа учителя на уроке:
Закрепление понятий «атмосфера», «погода», причин ее изменения;
Демонстрация авторских презентаций;
Организация и проведение практической работы «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.» на основе данных месяца в календаре погоды;
Организация обсуждения вопросов темы;
Закрепление изученного материала;
Комментирование домашнего задания.
Описание деятельности детей. Записывают определение «погода» и выводы по теме в тетрадь;
Участвуют в обсуждении вопросов темы;
Выполняют самостоятельно практическую работу «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.», используя инструктивную карту (каждый ученик описывает погоду за один день, например, 1 ученик – за 1 февраля, 2 ученик – за 2 февраля ….)
Выявляют значение изучения данной темы.
Вид классной доски (что и как должно быть расположено на классной доске, если она используется):
Число, тема урока;
Определение «погода» (запись определения в виде схемы);
Образец столбиковой диаграммы «Типы погоды за месяц»;
Домашнее задание: основное и творческое (демонстрация 1-2 творческих работ прошлых лет)
Что должно появиться в тетрадях учащихся: - Определение «погода» (запись определения в виде схемы);
Домашнее задание: основное и творческое (как раздаточный материал вклеивают в тетрадь)
Выполненные задания практической работы (на альбомном листе формата А4) «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»
Межпредметные связи на уроке:
Математика (построение отрезков, лучей; система координат).
Мировая художественная культура МХК, изобразительное искусство ИЗО (использование иллюстративного материала). Домашнее задание, в том числе, при подготовке которых, должен быть использован компьютер:
Выучить материал урока, прочитать параграф, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание (на выбор, по желанию)
№ 1 Подберите и запишите ( используя Microsoft Word ) отрывки из произведений художественной литературы с описанием погоды; выделите и прокомментируйте строки, повествующие об особенностях погоды той или иной местности; объясните причины изменения погоды.
№ 2 Красиво оформите листы с описанием погоды за день (продолжение практической работы);
подберите, используя материалы сайта «Метеоновости», «Гидрометцентр России» интересные факты о погоде в вашем городе в этот конкретный день (например, в каком году зарегистрирована самая высокая или низкая температура воздуха, какие природные явления и процессы наблюдали жители вашего города?),
подберите и запишите, используя различные источники географических знаний, пословицы, поговорки, приметы (народный календарь), иллюстрирующие состояние погоды по месяцам в вашей местности. Сравните данные ваших наблюдений с многолетними наблюдениями погоды вашей местности.
Некоторые итоги урока:
После изучения темы «Погода» учащиеся будут:
знать определение «погода» и причины ее изменения,
знать связи между элементами и явлениями погоды, их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток;
иметь элементарное представление о «типе погоды»;
знать воздушные массы, влияющие на погоду в своей местности в течение года;
знать влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;
уметь строить графики изменения температуры воздуха за месяц, «розу ветров», диаграммы осадков, читать и анализировать ее;
уметь анализировать данные в календаре погоды, применять их для составления описания погоды;
объяснять и выявлять причинно-следственные связи;
уметь составлять прогноз погоды.
|