Скачать 130.5 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИКафедра экологии и географии Утверждаю Председатель приемной комиссии Ректор ХГУ им. Н.Ф. Катанова Профессор Г.С. Сурвилло «____» _________________2009 г. Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих в магистратуру на направление «050100.68 – Естественнонаучное образование», магистерская программа «Географическое образование» Абакан 2008 Требования к профессиональной подготовленности поступающего в магистратуру по направлению 050100.68 - Естественнонаучное образование Магистерская программа: Географическое образование Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 - Естественнонаучное образование: Географическое образование должен: иметь представление о:
знать:
уметь:
Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 - Естественнонаучное образование: Географическое образование проходят вступительные испытания с учетом квалификации поступающих.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Для лиц имеющих не профильное (негеографическое) образование Физическая география Земля как планета Солнечной системы. Гипотезы происхождения Солнечной системы. Краткая характеристика планет Солнечной системы. Земля: форма, размеры. Движения Земли и их географические следствия. Осевое движение Земли - суточная ритмика. Орбитальное движение Земли - сезонная ритмика, тепловые пояса. Внутреннее строение Земли. Внутренние геосферы Земли : ядро, мантия, земная кора. Изменение температуры и давления с глубиной. Земная кора. Вещественный состав земной коры - минералы и горные породы, их генетическая классификация. Типы земной коры (континентальная и океаническая). Геологические процессы и их роль в формировании земной коры. Эндогенные процессы: тектонические движения (колебательные, складчатые, разрывные), магматизм (интрузивный, эффузивный), метаморфизм (контактный, региональный) и их отражение во внешнем облике Земли. Экзогенные процессы и их отражение во внешнем облике Земли: выветривание, деятельность ветра, временных и постоянных водотоков, подземных вод, ледников, озер, морей и океанов и их отражение во внешнем облике Земли. Основные этапы геологической истории земной коры и эволюции органического мира. Геохронология (абсолютная, относительная). Основные этапы развития земной коры и органического мира: докембрийский, палеозойский, мезозойский, кайнозойский. Рациационный и тепловой режим атмосферы. Солнечная радиация и ее трансформация при прохождении через атмосферу. Изменение температуры с высотой и по широтно. Атмосферная циркуляция. Центры действия атмосферы (барические центры) и главные фронты. Ваздушные массы и их движения. Общие типы циркуляции атмосферы: пассаты, западный перенос, муссоны. Климаты Земли. Факторы климатообразования: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность. Генетическая классификация климатов Б.П.Алисова. Мировой океан и его роль в формировании о природы Земли. Составные части Мирового океана. Закономерности изменения теплового режима и солености вод. Течения: типы, география. Воды суши. Гидрология водных объектов (ледников, подземных вод, рек, озер, болот): происхождение режим, география. Природно-территориальный комплекс. Понятие ландшафта: компоненты (литогенная основа, климат, почва, биота), структуры (горизонтальная, вертикальная). Глобальные физико-географические закономерности и современные тенденции развития географической оболочки. Понятие «географическая оболочка», её структура, границы и основные особенности. Физико-географическая характеристика материка: физико-географическое положение, основные этапы формирования территории, особенности рельефа, климата, внутренних вод, разнообразие природно-территориальные комплексы. Основные этапы географических исследований России. Исследования времен Киевской Руси, и Великого Новгорода. Проникновение Ермака в Западную Сибирь. Великая Северная экспедиция. Российские исследователи Арктики и Антарктики, Средней и Центральной Азии. Геологическое и тектоническое строение России. Основные этапы формирования тектонического строения России. Основные современные тектонические структуры России. Роль неотектонических движений в формировании морфоструктур. Основные типы морфоструктур. Современные экзогенные процессы на территории России. Климат России. Основные климатообразующие факторы на территории России. Основные закономерности температурного режима и выпадения осадков на территории России. Особенности климатических поясов России, характеристика климатических областей. Внутренние воды России. Реки, озера, болота, грунтовые и подземные воды и современное оледенение России. Природные ресурсы и условия России. Классификации природных ресурсов: по исчерпаемости, по природным свойствам и происхождению. География минеральных ресурсов (топливных, сырьевых). Водные, лесные ресурсы России и проблемы их охраны. Физико-географическое районирование России. Методические основы и принципы районирования. Широтная зональность и секторность. Особенности природы физико-географических регионов России (Русская равнина, Урал, Северный Кавказ, западная Сибирь, Средняя Сибирь, Алтае-Саянская горная страна, Северо-Восток, Дальний Восток): физико-географическое положение, основные этапы формирования территории, особенности рельефа, климата, внутренних вод, разнообразие природно-территориальные комплексы. Экономическая география Экономическая география: предмет, структура, место в системе естественнонаучного образования. Политическая карта мира. Основные этапы формирования и сущность изменений на карте. Основные понятия политической карты: страна, государство и современные формы (правления, устройства, режим, административно-территориальное деление). Группировки и типология стран мира. Типология стран мира по показателям ВВП и уровню развития. География мировых природных ресурсов. Классификации природных ресурсов. География ресурсов мира для развития промышленности. География мировых ресурсов для развития сельского хозяйства. Природно-ресурсный потенциал России. География населения. Предмет и задачи, место среди географических наук Методы учета населения. Переписи населения. Динамика численности населения мира, ее региональные различия. Численность населения мира в различных регионах (экономически развитые страны, развивающиеся страны). Факторы влияющие на численность населения Воспроизводство населения – понятие, исторические типы, показатели. Демографические процессы в странах разного типа. Демографический переход: фазы и типы, особенности в странах разного типа. Половозрастной состав населения мира. Группировки стран по возрасту, факторы, определяющие возрастной состав. Половой состав населения, факторы его определяющие, региональные различия. Половозрастные пирамиды. Миграция населения. Понятия, направление и характер миграций в исторические периоды. Основные закономерности современных международных миграций, их география. Расовый, этнический и религиозный состав населения мира. Расовый состав населения: понятие, теории формирования, расовые признаки. Классификация рас: большие и их ветви, расово-переходные и промежуточные типы, география. Этнический состав населения: понятия, признаки, исторические типы. Классификация этносов: географическая, по численности, лингвистическая. Религиозный состав населения: мировые религии их центры происхождения и география. Религиозный состав населения регионов мира. Размещение населения. Понятия, факторы размещения: природный, демографический, социально-экономический. Типы размещения. Региональные различия в плотности населения. Основные районы концентрации населения. Расселение населения. Расселение: понятие, типы: дисперсный и компактный. Формы расселения. Населенные пункты, их типы. Городские и сельские поселения, их признаки, функции, факторы роста, различия, соотношения в странах разного типа. Урбанизация. Понятие, причины, стадии. Общие черты и современные особенности. Города, их возникновение, роль (функции), особенности. Городская агломерация. Мегалополисы. География крупнейших урбанизированных регионов. Население России. Динамика численности. Региональные особенности воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России. Размещение и особенности расселения. Расовый, этнический и религиозный состав населения. Научно-техническая революция как фактор размещения и развития хозяйства. Структура НТР (наука, техника и технология, производство, управление). Роль НТР в мировом хозяйстве. Мировое хозяйство. Стадии развития мировой экономики. Отраслевая структура МХ. Модели пространственной структуры МХ. Международная экономическая интеграция. Факторы размещения: ЭГП, природно-ресурсный, научный. Характеристика размещения отраслей промышленности: центры, география. Характеристика размещения сельского хозяйства: центры, география. Инфраструктура и отрасли непроизводствееной сферы. Транспорт: состав, структура, узлы, потоки. Хозяйство России. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Межотраслевые комплексы: значение в хозяйстве страны, структура, сырьевая база, характерные черты производства, география производства. Характеристика основных МОК (ТЭК, МСК, Х_ЛК, МК, АПК, ИнК). Экономико-географическая характеристика (план-программа) экономического района РФ. Особенности ЭГП. Природно-ресурсный потенциал (видовое разнообразие, география). Особенности населения. Отрасли специализации. Территориальная организация хозяйства. Экономико-географическая характеристика (план-программа) развивающихся стран. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве. Формирование территории. Демографическая ситуация. Размещение населения. Ресурсная база как фактор развития и размещения хозяйства. Сельское хозяйство и агробизнес. Тенденции в изменении отраслевой и функциональной структуры промышленности. Инфраструктура. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы. Экономико-географическая характеристика развитых стран. Экономически развитые страны в мировом хозяйстве. Формирование территории. Демографическая ситуация. Размещение населения. Ресурсная база как фактор развития и размещения хозяйства. Сельское хозяйство и агробизнес. Тенденции в изменении отраслевой и функциональной структуры промышленности. Инфраструктура. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы. Методика преподавания географии Цели обучения географии. Единство образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения географии. Понятие "географическая культура". Роль географии в экономическом, политехническом и экономическом образовании, нравственном, эстетическом воспитании учащихся. Содержание географии как учебного предмета. Компоненты содержания географического образования: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. География в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России. Общая характеристика программы для школы по географии. Методы обучения географии. Методы обучения географии, различающиеся по характеру познавательной деятельности учащихся. Уровни усвоения знаний и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения географии. Формирование знаний и умений учащихся в процессе обучения географии. Формирование теоретических знаний. Индуктивный и дедуктивный пути формирования общих географических понятий, условия выбора соответствующего пути. Отличия в изучении единичных и общих понятий. Приемы формирования географических понятий Показатели усвоения понятий. Формирование эмпирических знаний. Особенности формирования географических представлений у учащихся. Формирование умений. Особенности формирования специфических (географических) умений. Роль типовых планов описания географических объектов и явлений в усвоении умений. Интеллектуальные умения: сравнение, нахождение причинно-следственных связей, обобщение и выделение самого существенного, формулирование выводов. Методические условия формирования мыслительных умений у учащихся. Этапы формирования умений. Показатели усвоения умений. Работа с основными средствами обучения географии. Функции средств обучения в школьной географии. Краткая характеристика основных групп средств обучения, назначение и цели использования. Географическая карта. Особенности формирования картографических представлений, понятий, умений у учащихся. Методические приемы работы с географической картой, приемы учебной работы с картой. Учебники географии, приемы работы с ними. Технические средства в обучении географии и методика работы с ними. Материальная база обучения географии. Кабинет географии и его значение в организации учебно-воспитательной работы со школьниками. Географическая площадка, ее значение и оборудование. Содержание практических работ и наблюдений учащихся на географической площадке. Формы организации обучения географии. Урок - основная форма организации обучения географии. Особенности проведения урока географии в школе. Подготовка учителя к уроку. Виды планирования. Структура урока. Типология уроков. Общие формы организации обучения на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая. Учебные экскурсии по географии. Значение экскурсий в осуществлении краеведческого, экологического и экономического принципов обучения. Воспитание и развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе проведения географических экскурсий. Организация экскурсии. 0собенности использования игровых форм деятельности. Понятие "дидактическая игра". Значение игровых форм деятельности в образовании, воспитании школьников, в развитии познавательного интереса к предмету "география". Классификация дидактических игр. Методика организации и проведения игровой формы деятельности в условиях школы. Предпочтительные модели учебных географических игр. Воспитательные и развивающие возможности внеклассной краеведческой работы. Внеклассная работа - необходимая составная часть учебно-воспитательного процесса по географии в школе. Особая роль внеклассной краеведческой работы в патриотическом и экологическом воспитании учащихся. Характеристика основных форм внеклассной работы (внеклассное чтение, занимательные часы, конференции, вечера, экскурсионно-туристическая работа). Методики изучения специальных знаний: топографо-картографических, геолого-геоморфологических, гидрологических, климатологических. Методики изучения разделов географии: природоведение, физическая география, материков и океанов, географии России, Экономическая и социальная география мира Для лиц имеющих профильное (географическое) образование Задания творческого типа представлены в виде текстовых ситуативных вопросов в количестве -10. Задания творческого типа потребуют от поступающих продемонстрировать знания и умения в области географической, научно-исследовательской, природоохранной и педагогической деятельности. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Вступительные испытания проводятся на базе ИЕНиМ в соответствии с графиком вступительных испытаний ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Время на выполнение тестового задания для лиц, имеющих не профильное образование – 180 минут (без перерыва), для имеющих профильное образование – 90 минут (без перерыва). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПО ГЕОГРАФИИ Основная Лавров С.Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. – М.: Гардарики, 2003 Экономическая и социальная география России / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М, 2002. Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. Физическая география материков и океанов – М., 2005. Притула Т. Ю., Еремина В. А., Спрялин А. Н. Физическая география материков и океанов – М., 2004. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Практ. пособие для молодых учителей. - М.: Изд-во "Московский лицей", 1996. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии /Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. - М., 1988. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. - М., 1986. Использование средств обучения в преподавании географии /Под ред. Ю.Г. Барышевой. -М., 1989. Кабинет географии /Под ред. Ю.Г. Барышевой. - М., 1983. Крылова О.В. Интересный урок географии. - М., 1998. Методика обучения географии в средней школе /Под ред. И.С. Матрусова. - М.,1985. Практикум по методике обучения географии /Под ред. Р.П. Мышинской. - М., 1986. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. - М., 1980. Дополнительная Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003 Липец Ю.Г, Пуляркин В.А., Шлихтер СБ. География мирового хозяйства. — М., 1999. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география». Ч. 1, 2 / Под ред. проф. В.К.Бугаева, проф. СВ. Успенского. — СПб., 1997. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд. Ч. 1,2. — Самара, 1997. Программа утверждена на заседании Ученого совета ИЕНиМ ____.02.2009 г. (протокол №______) |