Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.5 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер130.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ



Кафедра экологии и географии

Утверждаю

Председатель приемной комиссии

Ректор ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Профессор Г.С. Сурвилло
«____» _________________2009 г.
Программа

вступительных испытаний для лиц, поступающих в магистратуру

на направление «050100.68 – Естественнонаучное образование», магистерская программа «Географическое образование»

Абакан 2008

Требования к профессиональной подготовленности поступающего в магистратуру по направлению 050100.68 - Естественнонаучное образование

Магистерская программа: Географическое образование


Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 - Естественнонаучное образование: Географическое образование должен:

    иметь представление о:

  • функционировании сложной гетерогеной сферы Земли;

  • территориально-временой организации общества;

  • Методах, приёмах и принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности;

  • возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;

    знать:

  • явления и процессы, проявляющиеся в географической оболочке;

  • географические особенности динамики, структуры и расселения населения, населенных пунктов и их систем;

  • закономерности и факторы формирования современной территориально-отраслевой структуры хозяйства и расселения в России и странах зарубежного мира;

  • методику преподавания географии;

  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников по географии;

  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по географии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса географии, новые технологии обучения;

  • методы формирования навыков и развития творческих способностей и логического мышления учащихся.

    уметь:

  • анализировать географическую информацию;

  • владеть современными методами географических исследований;

  • работать с картографическими произведениями;

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать полученные результаты;

  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные особенности учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные.


Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 - Естественнонаучное образование: Географическое образование проходят вступительные испытания с учетом квалификации поступающих.

  • Вступительные испытания для лиц имеющих не профильное (негеографическое) образование. Они проводятся в форме тестирования (задания разного уровня).

  • Вступительные испытания для лиц имеющих профильное (географическое) образование. Они проводятся в форме тестирования (творческие задания).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для лиц имеющих не профильное (негеографическое) образование

Физическая география

Земля как планета Солнечной системы. Гипотезы происхождения Солнечной системы. Краткая характеристика планет Солнечной системы. Земля: форма, размеры.

Движения Земли и их географические следствия. Осевое движение Земли - суточная ритмика. Орбитальное движение Земли - сезонная ритмика, тепловые пояса.

Внутреннее строение Земли. Внутренние геосферы Земли : ядро, мантия, земная кора. Изменение температуры и давления с глубиной.

Земная кора. Вещественный состав земной коры - минералы и горные породы, их генетическая классификация. Типы земной коры (континентальная и океаническая).

Геологические процессы и их роль в формировании земной коры. Эндогенные процессы: тектонические движения (колебательные, складчатые, разрывные), магматизм (интрузивный, эффузивный), метаморфизм (контактный, региональный) и их отражение во внешнем облике Земли. Экзогенные процессы и их отражение во внешнем облике Земли: выветривание, деятельность ветра, временных и постоянных водотоков, подземных вод, ледников, озер, морей и океанов и их отражение во внешнем облике Земли.

Основные этапы геологической истории земной коры и эволюции органического мира. Геохронология (абсолютная, относительная). Основные этапы развития земной коры и органического мира: докембрийский, палеозойский, мезозойский, кайнозойский.

Рациационный и тепловой режим атмосферы. Солнечная радиация и ее трансформация при прохождении через атмосферу. Изменение температуры с высотой и по широтно.

Атмосферная циркуляция. Центры действия атмосферы (барические центры) и главные фронты. Ваздушные массы и их движения. Общие типы циркуляции атмосферы: пассаты, западный перенос, муссоны.

Климаты Земли. Факторы климатообразования: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность. Генетическая классификация климатов Б.П.Алисова.

Мировой океан и его роль в формировании о природы Земли. Составные части Мирового океана. Закономерности изменения теплового режима и солености вод. Течения: типы, география.

Воды суши. Гидрология водных объектов (ледников, подземных вод, рек, озер, болот): происхождение режим, география.

Природно-территориальный комплекс. Понятие ландшафта: компоненты (литогенная основа, климат, почва, биота), структуры (горизонтальная, вертикальная).

Глобальные физико-географические закономерности и современные тенденции развития географической оболочки. Понятие «географическая оболочка», её структура, границы и основные особенности.

Физико-географическая характеристика материка: физико-географическое положение, основные этапы формирования территории, особенности рельефа, климата, внутренних вод, разнообразие природно-территориальные комплексы.

Основные этапы географических исследований России. Исследования времен Киевской Руси, и Великого Новгорода. Проникновение Ермака в Западную Сибирь. Великая Северная экспедиция. Российские исследователи Арктики и Антарктики, Средней и Центральной Азии.

Геологическое и тектоническое строение России. Основные этапы формирования тектонического строения России. Основные современные тектонические структуры России. Роль неотектонических движений в формировании морфоструктур. Основные типы морфоструктур. Современные экзогенные процессы на территории России.

Климат России. Основные климатообразующие факторы на территории России. Основные закономерности температурного режима и выпадения осадков на территории России. Особенности климатических поясов России, характеристика климатических областей.

Внутренние воды России. Реки, озера, болота, грунтовые и подземные воды и современное оледенение России.

Природные ресурсы и условия России. Классификации природных ресурсов: по исчерпаемости, по природным свойствам и происхождению. География минеральных ресурсов (топливных, сырьевых). Водные, лесные ресурсы России и проблемы их охраны.

Физико-географическое районирование России. Методические основы и принципы районирования. Широтная зональность и секторность.

Особенности природы физико-географических регионов России (Русская равнина, Урал, Северный Кавказ, западная Сибирь, Средняя Сибирь, Алтае-Саянская горная страна, Северо-Восток, Дальний Восток): физико-географическое положение, основные этапы формирования территории, особенности рельефа, климата, внутренних вод, разнообразие природно-территориальные комплексы.
Экономическая география

Экономическая география: предмет, структура, место в системе естественнонаучного образования.

Политическая карта мира. Основные этапы формирования и сущность изменений на карте. Основные понятия политической карты: страна, государство и современные формы (правления, устройства, режим, административно-территориальное деление).

Группировки и типология стран мира. Типология стран мира по показателям ВВП и уровню развития.

География мировых природных ресурсов. Классификации природных ресурсов. География ресурсов мира для развития промышленности. География мировых ресурсов для развития сельского хозяйства. Природно-ресурсный потенциал России.

География населения. Предмет и задачи, место среди географических наук Методы учета населения. Переписи населения.

Динамика численности населения мира, ее региональные различия. Численность населения мира в различных регионах (экономически развитые страны, развивающиеся страны). Факторы влияющие на численность населения Воспроизводство населения – понятие, исторические типы, показатели. Демографические процессы в странах разного типа. Демографический переход: фазы и типы, особенности в странах разного типа.

Половозрастной состав населения мира. Группировки стран по возрасту, факторы, определяющие возрастной состав. Половой состав населения, факторы его определяющие, региональные различия. Половозрастные пирамиды.

Миграция населения. Понятия, направление и характер миграций в исторические периоды. Основные закономерности современных международных миграций, их география.

Расовый, этнический и религиозный состав населения мира. Расовый состав населения: понятие, теории формирования, расовые признаки. Классификация рас: большие и их ветви, расово-переходные и промежуточные типы, география. Этнический состав населения: понятия, признаки, исторические типы. Классификация этносов: географическая, по численности, лингвистическая. Религиозный состав населения: мировые религии их центры происхождения и география. Религиозный состав населения регионов мира.

Размещение населения. Понятия, факторы размещения: природный, демографический, социально-экономический. Типы размещения. Региональные различия в плотности населения. Основные районы концентрации населения.

Расселение населения. Расселение: понятие, типы: дисперсный и компактный. Формы расселения. Населенные пункты, их типы. Городские и сельские поселения, их признаки, функции, факторы роста, различия, соотношения в странах разного типа.

Урбанизация. Понятие, причины, стадии. Общие черты и современные особенности. Города, их возникновение, роль (функции), особенности. Городская агломерация. Мегалополисы. География крупнейших урбанизированных регионов.

Население России. Динамика численности. Региональные особенности воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России. Размещение и особенности расселения. Расовый, этнический и религиозный состав населения.

Научно-техническая революция как фактор размещения и развития хозяйства. Структура НТР (наука, техника и технология, производство, управление). Роль НТР в мировом хозяйстве.

Мировое хозяйство. Стадии развития мировой экономики. Отраслевая структура МХ. Модели пространственной структуры МХ. Международная экономическая интеграция. Факторы размещения: ЭГП, природно-ресурсный, научный. Характеристика размещения отраслей промышленности: центры, география. Характеристика размещения сельского хозяйства: центры, география. Инфраструктура и отрасли непроизводствееной сферы. Транспорт: состав, структура, узлы, потоки.

Хозяйство России. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Межотраслевые комплексы: значение в хозяйстве страны, структура, сырьевая база, характерные черты производства, география производства. Характеристика основных МОК (ТЭК, МСК, Х_ЛК, МК, АПК, ИнК).

Экономико-географическая характеристика (план-программа) экономического района РФ. Особенности ЭГП. Природно-ресурсный потенциал (видовое разнообразие, география). Особенности населения. Отрасли специализации. Территориальная организация хозяйства.

Экономико-географическая характеристика (план-программа) развивающихся стран. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве. Формирование территории. Демографическая ситуация. Размещение населения. Ресурсная база как фактор развития и размещения хозяйства. Сельское хозяйство и агробизнес. Тенденции в изменении отраслевой и функциональной структуры промышленности. Инфраструктура. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.

Экономико-географическая характеристика развитых стран. Экономически развитые страны в мировом хозяйстве. Формирование территории. Демографическая ситуация. Размещение населения. Ресурсная база как фактор развития и размещения хозяйства. Сельское хозяйство и агробизнес. Тенденции в изменении отраслевой и функциональной структуры промышленности. Инфраструктура. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.
Методика преподавания географии

Цели обучения географии. Единство образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения географии. Понятие "географическая культура". Роль географии в экономическом, политехническом и экономическом образовании, нравственном, эстетическом воспитании учащихся.

Содержание географии как учебного предмета. Компоненты содержания географического образования: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. География в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России. Общая характеристика программы для школы по географии.

Методы обучения географии. Методы обучения географии, различающиеся по характеру познавательной деятельности учащихся. Уровни усвоения знаний и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения географии.

Формирование знаний и умений учащихся в процессе обучения географии. Формирование теоретических знаний. Индуктивный и дедуктивный пути формирования общих географических понятий, условия выбора соответствующего пути. Отличия в изучении единичных и общих понятий. Приемы формирования географических понятий Показатели усвоения понятий.

Формирование эмпирических знаний. Особенности формирования географических представлений у учащихся.

Формирование умений. Особенности формирования специфических (географических) умений. Роль типовых планов описания географических объектов и явлений в усвоении умений. Интеллектуальные умения: сравнение, нахождение причинно-следственных связей, обобщение и выделение самого существенного, формулирование выводов. Методические условия формирования мыслительных умений у учащихся. Этапы формирования умений. Показатели усвоения умений.

Работа с основными средствами обучения географии. Функции средств обучения в школьной географии. Краткая характеристика основных групп средств обучения, назначение и цели использования.

Географическая карта. Особенности формирования картографических представлений, понятий, умений у учащихся. Методические приемы работы с географической картой, приемы учебной работы с картой.

Учебники географии, приемы работы с ними. Технические средства в обучении географии и методика работы с ними.

Материальная база обучения географии. Кабинет географии и его значение в организации учебно-воспитательной работы со школьниками. Географическая площадка, ее значение и оборудование. Содержание практических работ и наблюдений учащихся на географической площадке.

Формы организации обучения географии. Урок - основная форма организации обучения географии. Особенности проведения урока географии в школе. Подготовка учителя к уроку. Виды планирования. Структура урока. Типология уроков. Общие формы организации обучения на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебные экскурсии по географии. Значение экскурсий в осуществлении краеведческого, экологического и экономического принципов обучения. Воспитание и развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе проведения географических экскурсий. Организация экскурсии.

0собенности использования игровых форм деятельности. Понятие "дидактическая игра". Значение игровых форм деятельности в образовании, воспитании школьников, в развитии познавательного интереса к предмету "география". Классификация дидактических игр. Методика организации и проведения игровой формы деятельности в условиях школы. Предпочтительные модели учебных географических игр.

Воспитательные и развивающие возможности внеклассной краеведческой работы. Внеклассная работа - необходимая составная часть учебно-воспитательного процесса по географии в школе. Особая роль внеклассной краеведческой работы в патриотическом и экологическом воспитании учащихся.

Характеристика основных форм внеклассной работы (внеклассное чтение, занимательные часы, конференции, вечера, экскурсионно-туристическая работа).

Методики изучения специальных знаний: топографо-картографических, геолого-геоморфологических, гидрологических, климатологических.

Методики изучения разделов географии: природоведение, физическая география, материков и океанов, географии России, Экономическая и социальная география мира

Для лиц имеющих профильное (географическое) образование
Задания творческого типа представлены в виде текстовых ситуативных вопросов в количестве -10.

Задания творческого типа потребуют от поступающих продемонстрировать знания и умения в области географической, научно-исследовательской, природоохранной и педагогической деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Вступительные испытания проводятся на базе ИЕНиМ в соответствии с графиком вступительных испытаний ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Время на выполнение тестового задания для лиц, имеющих не профильное образование – 180 минут (без перерыва), для имеющих профильное образование – 90 минут (без перерыва).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


  • Поступающий не получает положительную оценку, если объем выполненных заданий меньше 70%.

  • Оценка «4» ставится в случае, если поступающий допустил небольшое количество ошибок (в качестве нижней границы сдачи экзамена на «4» можно принять 80% выполнения заданий).

  • Оценка «5» ставится при полном выполнении задания или если абитуриент допустил несколько ошибок. В качестве нижней границы сдачи экзамена можно принять 90% выполнения заданий.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

ПО ГЕОГРАФИИ
Основная

Лавров С.Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. – М.: Гардарики, 2003

Экономическая и социальная география России / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М, 2002.

Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. Физическая география материков и океанов – М., 2005.

Притула Т. Ю., Еремина В. А., Спрялин А. Н. Физическая география материков и океанов – М., 2004.

Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Практ. пособие для молодых учителей. - М.: Изд-во "Московский лицей", 1996.

Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии /Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997.

Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. - М., 1988.

Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. - М., 1986.

Использование средств обучения в преподавании географии /Под ред. Ю.Г. Барышевой. -М., 1989.

Кабинет географии /Под ред. Ю.Г. Барышевой. - М., 1983.

Крылова О.В. Интересный урок географии. - М., 1998.

Методика обучения географии в средней школе /Под ред. И.С. Матрусова. - М.,1985.

Практикум по методике обучения географии /Под ред. Р.П. Мышинской. - М., 1986.

Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. - М., 1980.

Дополнительная

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003

Липец Ю.Г, Пуляркин В.А., Шлихтер СБ. География мирового хозяйства. — М., 1999.

Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география». Ч. 1, 2 / Под ред. проф. В.К.Бугаева, проф. СВ. Успенского. — СПб., 1997.

Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд. Ч. 1,2. — Самара, 1997.

Программа утверждена на заседании Ученого совета ИЕНиМ

____.02.2009 г. (протокол №______)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск