Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
I. Организационный момент
|
Приветствие, эмоциональный настрой.
| Подготовка к началу урока
|
II. Изучение нового материала
|
1. Первичное знакомство с Африкой
|
1. Эмоциональный рассказ учителя с параллельной демонстрацией слайдов № 3-4
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев …»
(Владимир Корочанцев)
|
|
- Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение Африки. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте. А какой представляется Африка вам?!
| Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу «Многоликая Африка»
|
- Действительно, Африка – второй по величине материк после Евразии, самый жаркий на Земле. Здесь находится самая длинная река мира, самая большая тропическая пустыня, крупнейший массив тропических лесов. Название материка – «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые жили в одном из районов на севере материка.
|
|
2. Введение понятия «физико-географическое положение материка»
|
Проблемный вопрос и эвристическая беседа на ее основе.
|
|
Почему Африка именно такая, какой знает ее Владимир Корочанцев, какой увидели вы ее на слайд-шоу?
Возможные наводящие вопросы беседы:
- Почему в Африке жарко и не бывает снега?
- Почему в Антарктиде холодно?
- Почему у нас климат разнообразный?
| Возможные предположения ребят:
- Африку пересекает экватор.
- Антарктида находится на полюсе?
- Мы живем между экватором и полюсом.
|
Действительно, особенности природы территории зависят от ее местоположения на Земле. И вы в этом сегодня сможете убедиться сами.
- Откройте страницу 107 «Оглавление» в учебнике и скажите о порядке изложения материалов учебника о материках.
| Работая с учебником, ребята убеждаются в том, что изучение каждого материка начинается с географического положения и делают вывод.
|
Вывод: особенности природы зависят от ее местоположения на планете Земля, т.е. географического положения
|
- Значит, нам надо познакомиться с положением материка на Земле, т.е. с физико-географическим положением.
|
|
- Предположите, какие пункты могут быть в плане характеристики ФГП материка.
- На экране появляется типовой план описания ФГП материка.
| Предположения:
размеры территории;
положение относительно экватора;
какие моря и океаны омывают и т.д.
|
3. Описание географического положения материка (Слайд № 11)
|
- А сейчас все вместе опишем ФГП материка.
| Работа проводиться фронтально, ребята работают в контурных картах, отмечая особенности географического положения Африки. Один ученик работает на доске.
|
1. Положение материка относительно экватора, тропиков и начального меридиана.
| Экватор пересекает почти посередине, располагается в северном и южном полушарии. Большая часть лежит на северном полушарии.
Северный и Южный тропики пересекают материк, большая часть ее территории находится между ними.
Начальный меридиан пересекает ее на западе, большая часть лежит в восточном полушарии.
|
Вывод: Африка лежит в четырех полушариях, большая ее часть располагается между тропиками, по отношению к начальному меридиану в восточном полушарии.
|
2. Крайние точки материка и их координаты.
Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.
| Ученик у доски определяет, отмечает точки и записывает их координаты на электронной карте.
Совместно с учителем определяют протяженность в градусах по широте и долготе.
|
3. В каких климатических поясах располагается.
| По электронной карте определяют пояса и особенности их расположения
|
Африка располагается в 7 климатических поясах, 3 из них – субэкваториальный, тропический и субтропический имеются в северном и южном полушариях. (Слайд № 12)
|
4. Омывающие берега моря и океаны
| На электронной карте подписывает объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.
|
Берега материка изрезаны не очень сильно, мало глубоких заливов, омывают два океана, вдоль берегов мало островов, особенно с запада, со стороны Атлантического океана.
|
5. Расположение относительно других материков
| Располагается близко к Евразии, отделен узким Суэцким каналом, а раньше, наоборот был соединен с Суэцким перешейком.
Остальные материки отделены океанами.
|
Африка – это, по образному выражению Н.Гумилева, «груша на дереве Евразии.
|
4. Закрепление изученного материала
|
Тест – неоконченная фраза.
Африка посередине пересекается …
Начальный меридиан пересекает А. с …
Северная точка материка – мыс …
Южная точка …
Восточная крайняя точка …
Западная крайняя точка …
Африку омывают океаны …
Самое соленое море, омывающее берега Африки …
С севера берега омывается …
Гвинейский залив расположен с …
Самый большой остров вблизи берегов материка …
Полуостров, на котором расположена самая восточная точка материка.
Дополнения: полуостров Сомали называют Африканским рогом.
Средиземное и Красное моря соединяет …
Дополнение: длина – 160 км, строился 10 лет и был открыт в 1867 году. Канал сокращает путь из Европы в Индию на более чем 6000 км, а в Австралию – 10000 км. Принадлежит Египту.
| Устно продолжают незаконченную фразу.
|
4. Влияние ФГП материка на особенности ее природы (эвристическая беседа)
|
Итак, карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы и проливы, острова и полуострова. Мы с вами вместе описали географическое положение материка Африка. Помните, вначале урока вы предположили, что особенности природы, наверное, зависят от ее ГП, а сейчас попробуем убедиться в этом.
| Прогнозируют влияние ГП Африки на особенности ее природы.
|
Главная особенность ГП – материк пересекается экватором посередине.
| - Влияние на климат: самый жаркий климат, 3 климатических пояса повторяются на обоих полушариях, а экваториальный – один.
|
Влияние на распределение осадков.
| - Работая с климатическими картами, выясняют, что северная часть материка более засушлива, чем южная.
|
| - Близость Африки с северо-востока, конфигурация материка – широкая северная часть, к югу материк сужается, влияние океанов возрастает.
|
По физической карте выясните, где более густая речная сеть, а где рек почти нет? Почему?
|
|
Влияет ли ГП на рельеф материка?
Дополнения учителя – Приложение 1.
Демонстрация слайд – шоу с примерами влияния ГП на рельеф.
| Скорее всего влияет, потому что внешние силы природы (колебание температур, ветер, текучие воды) формируют рельеф любой территории. Примеры влияния при затруднении приводит учитель.
|
Влияние ГП на особенности жизни африканцев.
Слайд – шоу об особенностях жизни африканцев в разных природных зонах. Комментарии учителя.
| Прослушивание предположений и комментарии фотографий слайд-шоу (Слайды № 5,7,9,10)
|
Физико-географическое положение определяет особенности материка Африка, влияет на все компоненты природы, на все стороны жизни людей.
|
III. Домашнее задание
|
Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Африки. Мы надеемся у вас возникло желание побольше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческие проекты, могут быть индивидуальные и коллективные.
Разработка маршрута путешествия;
.
|
IV. Подведение итогов урока.
|