Скачать 147.3 Kb.
|
Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013 I направление - конкурс методических разработок Номинация 2. «Лучший урок экологии» Методическая разработка урока немецкого языка в 10 классе Тема урока: Wozu brauchen wir Wasser? Аннотация Конкурсный материал представляет собой методическую разработку урока немецкого языка в 10 классе «Для чего нам нужна вода?» в рамках учебной темы «Экология». Задания направлены на развитие познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей. Урок разработан с учетом использования модели «1:1» или BYOD. Учебная деятельность способствует воспитанию активных граждан общества с высоким уровнем экологической, информационной культуры и успешной социализации, самоактуализации школьников. Краткое описание Проблема охраны окружающей среды в настоящее время как никогда актуальна. Задача учителя посредством своего предмета не только обратить внимание на существующие экологические проблемы, но и воспитать потребность внести свой личный вклад в защиту окружающей среды, научить обучающихся бережному отношению к природным богатствам. Предлагаемый урок «Для чего нам нужна вода?» разработан с учетом языковой подготовки, возрастных особенностей и познавательных потребностей обучающихся данной ступени обучения. При разработке урока учтен социальный опыт обучающихся и подобраны соответствующие аутентичные учебные материалы экологической тематики. Используемые формы, методы и приемы обучения направлены на развитие познавательной активности школьников. На уроке предполагается использование модели «1 ученик : 1 компьютер» или модели BYOD (принеси свое устройство с собой). В конкретном случае мы использовали модель BYOD, что позволило учесть индивидуальные потребности каждого обучающегося. Опыт использования модели BYOD описан в статьях: Использование модели BYOD (Bring you own device) в школе (из опыта работы учителя) , .BYOD (bring your own device): ЗА и ПРОТИВ , Нужна ли модель BYOD (Bring you own device) в школе? . Тиражирование разработки урока «Для чего нам нужна вода?» возможно и при использовании других технических средств обучения. В кабинете достаточно иметь интерактивную доску и подключение к сети Интернет. При планировании урока учтен принцип здоровьесбережения и соблюдены требования СанПиНа. Работа с личными мобильными устройствами и интерактивной доской не превышает нормативные требования. Возможности модели BYOD позволили организовать смену различных видов деятельности обучающихся: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, в малых группах. При такой организации урока учителю отводится роль фасилитатора и значительная роль отводится самостоятельной работе обучающихся. Опираясь на личный опыт, обучающиеся учатся отбирать, анализировать и систематизировать необходимую информацию в рамках проблемы урока «Для чего нам нужна вода?». Они анализируют причины проблемы, оценивают свое отношение к использованию водных ресурсов и ищут возможности личного вклада в охрану водных ресурсов. В конце урока обучающимся предлагается ответить на вопросы анкеты, с помощью которой они могут самостоятельно определить уровень своей экологической культуры и выбрать индивидуальную траекторию своего развития. На этапе рефлексии обучающиеся делают вывод о том, какой личный вклад каждый может внести в охрану окружающей среды. Учебный материал урока имеет огромный воспитательный потенциал и направлен на воспитание активных граждан общества с высоким уровнем экологической и информационной культуры и способствует успешной социализации и самоактуализации школьников. Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний Цель урока: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира с учетом реальных возрастных и индивидуальных потребностей в рамках темы урока «Wozu brauchen wir Wasser?». Личностные результаты: - воспитание чувства ответственности; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные результаты: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике, - развитие навыков смыслового чтения. Предметные результаты: - развитие навыков устной речи на материале урока по проблеме охраны водных ресурсов; - развитие навыка понимать на слух аутентичный текст об использовании водных ресурсов с опорой на видеоряд с целью извлечения необходимой информации; - развитие навыков чтения аутентичных текстов о проблеме охраны водных ресурсов с пониманием основного содержания, догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на лингвистическую догадку и реагируя на содержание вербально на основе лексического материала по проблеме урока «Wozu brauchen wir Wasser?»; - развитие навыков письменной речи (заполнение таблицы). Методы: - коммуникативно-ситуативные; - объяснительно-иллюстративные; - аудио-визуальные; - репродуктивные; - практические (приёмы постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля). Принципы: проблемности, наглядности, доступности, последовательности. Технические средства обучения: Оборудование мультимедийного лингафонного кабинета, подключение к сети Интернет, личные мобильные устройства. Используемые аутентичные материалы:
Технологическая карта урока немецкого языка в 10 классе «Wozu brauchen wir Wasser?»
Ход урока
Wer hat sich gewaschen? Wer hat die Zähne geputzt? Jeden Morgen trinken wir Tee oder Kaffee. Aber niemand denkt daran, wie dieses Wasser ist, woraus das Wasser zu uns kommt. Heute werdet ihr Wissenswertes zum Thema «Wasser» erfahren. In welchen Lebensbereichen verwenden wir es? Woher kommt es, wohin geht es? Sind die Wasservorräte grenzenlos?
/Обучающиеся работают в группах с рабочими листами (Приложение 1) и создают ассоциограмму/ Und jetzt machen wir diese Assoziogramm zusammen! /Работа с сетевым ресурсом для создания общей ассоциограммы, демонстрация совместной работы на интерактивной доске/ (Ссылка на сетевой ресурс)
Um richtig unser Problem zu besprechen, machen wir Mundgymnastik! /Для фонетической зарядки используются слова и словосочетания из полученной ассоциограммы./ II. Информационный этап
Füllt diesen Fragebogen „Wie viel Wasser brauche ich jeden Tag?“ aus! (Приложение 2) Zählt den Wasserbedarf!
Wozu braucht ihr Wasser? Wozu braucht ihr es am meisten? Vergleichen wir unsere Ergebnisse! 2. Развитие навыка понимать на слух аутентичный текст с опорой на видеоряд с целью извлечения необходимой информации a) Seht euch einen Auszug aus dem Film an! Erzählt, was ihr aus dem Film erfahren habt! (Ссылка на сетевой ресурс) /Фрагмент фильма [00.55 - 02.28] демонстрируется на интерактивной доске / b) Seht euch den Auszug aus dem Film noch einmal an! Arbeitet in der Gruppe! Füllt die Tabelle „Wie viel Wasser braucht der Mensch im Deutschland jeden Tag?“ aus! Arbeitet in der Gruppe! /Работая в группах, обучающиеся заполняют форму на сетевом ресурсе/
с) Vergleicht die Ergebnisse! (Обучающиеся сравнивают полученные результаты.) 3. Развитие навыков чтения с общим охватом содержания. Auf unserem Planet Erde leben viele Menschen. Und alle Menschen brauchen täglich viel Wasser.
Jede Gruppe hat ihre eigene Aufgabe! Lest den Text auf der Internet-Seite und sucht die wichtigste Information! Welches Bild passt zum Text? Warum? Erzählt darüber, was ihr erfahren habt! /Работа с сетевым ресурсом/ 4. Развитие умения аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом мнение окружающих. a) Jeder hat das Wasser zu sparen. Zum Wassersparen kann jeder selbst beitragen. Habt Ihr Lust, mal Umweltdetektiv in Eurer eigenen Umgebung zu sein? Ihr glaubt gar nicht, wie viele Möglichkeiten es gibt, das Wasser im ganz normalen Alltag einzusparen. Man muss nur wissen wie es geht! /Обучаемым предлагается выполнить тест «Bist du sparsam?» (Приложение 3) и оценить с помощью шкалы, уровень своей экологической культуры./
III. Заключительный этап (рефлексия, информация о домашнем задании). a) Heute haben wir sehr viel über die ökologischen Probleme gesprochen. Ist es wichtig, die Wasservorräte zu schützen? b) Alle haben gut gearbeitet. /Оценка деятельности обучаемых на уроке/ с) Man kann viel dieses Problem bereden. Aber das stoppt nicht die Wasserverschmutzung! Wir haben etwas zu machen. Entwirf zu Hause Poster, die zum Wasserschutz, zu kleinen Veränderungen im Alltag anregen! Приложение 1.Schreibt das Assoziogramm „Wozu brauchen wir das Wasser?“! Приложение 2.Fragebogen „Wie viel Wasser brauche ich jeden Tag?“
Приложение 3.. Die Umfragebogen „Bist du sparsam?“
|