Скачать 104.9 Kb.
|
Разработка урока русского языка в 9 классе Учитель Нищакова О.Н. Тема: СПП с несколькими придаточными. Цели: 1. Закрепить навыки постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. 2. Показать роль пунктуации: коммуникативную и эстетическую. 3. Воспитывать стремление к счастью, к природе. Ход урока. I. Орг. момент. II. Проверка домашнего задания. Мы с вами изучили основные виды сложных предложений, их строение, виды придаточных и особенности присоединения придаточных предложений к главному. А дома, используя план рассказа, вы должны были повторить все о придаточных обстоятельственных предложения. Беседа по вопросам:
(Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств: где? когда? почему? как? каким образом. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого.)
(СПП с придаточными причины и с придаточными следствия тесно связаны друг с другом, т.к. в одной части их выражается причина, а в другой – следствие. Если в главном предложении излагается причина, то в придаточном – следствие ее, и наоборот.)
Особое внимание следует уделить изъяснительным и определительным придаточным, т.к. эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении. Работа со слайдом. Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного определяют по союзу или союзному слову, но порой это приводит к ошибочному решению. Поэтому важно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.) Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным: что ты скажешь. кто приходил. как это сделать. Я знаю (что?), какой сегодня день. когда он вернется. где он живет. почему ты молчишь. зачем он приходил. Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например: которая была ярко освещена. Мы вошли в что находилась справа. ту комнату куда нас пригласила хозяйка. (какую?), откуда доносились голоса. где были сложены вещи. III. Языковая разминка.
Очень часто в устной и письменной речи встречаются ошибки в образовании слов, форм слов, в построении предложений. Сейчас вы должны будите отредактировать предложения. 1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего. (С шестьюстами) 2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры. (Нет времени) 3. Мой брат никогда не ложит учебники на место. (Не кладет) 4. Наш боксер был слабже своего соперника. (Слабее) 5. Спасатели увидели, что в море утопает человек. (Тонет)
(Образование форм числительных, существительных, глаголов, прилагательных, нарушение стилистических норм)
Расставить ударения в словах, написанных на доске. Новорождённый, кухонный, обеспечение, приговор, процент, пуловер, принять, ракушка, столяр, танцовщица, украинский, цемент, щавель, эксперт. IV. Закрепление изученного материала. Сообщение темы и целей урока. ДОСКА: расставить знаки препинания в сложном предложении. Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. […], (что (когда…), то …). Если рядом оказывается два подчинительных союза или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но. Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю. […], (что, (когда…), то …). Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится.
Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан. 1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3. В приведенном предложении есть вторая часть двойного союза то, следовательно, на стыке союзов запятая не нужна.
Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы со ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему при.вести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге. - Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев? Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если… Полагаю, что, для того чтобы…
[Просыпаюсь я рано с первыми лучами и вижу], как бьются они, (чтобы проникнуть в овраг сквозь туман). Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промерзли или подсохли],( что слышно),( как в трепете друг о друга стучат).
Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоемы в озерах, а в лесу древесины запас; А в лесу древесины запас; Кто не сможет с речушкой сдружиться, Не заплачет навзрыд с куликом, Кто не знает, как пахнет душица На поёмном лугу вечерком… Пей же всласть родниковую воду, Росной свежестью луга дыши, Кто не любит родную природу – Тот не знает народной души! Синтаксический строй стихотворения характеризуется сложностью и разнообразием. Использование СПП с несколькими придаточными дает возможность точно, лаконично выразить главную мысль стихотворения.
(Придаточные изъяснительные относятся к глаголам говорят, не знает. Присоединяются с помощью союза что союзного слова как.)
(Видит, любит, заплачет, пахнет, может, знает; не может, не знает, не заплачет, не любит; сдружиться.) V. Итог урока. (Тест) VI. Домашнее задание. Тест по теме «Сложноподчиненные предложения».
3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
4. Укажите СПП с придаточным определительным.
5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.
6. Укажите СПП с придаточным места.
7. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
8. Укажите СПП с придаточным причины.
9. Найдите СПП с несколькими придаточными.
10. Укажите правильный ответ.
11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) ко..ентатор м мм м мм гости..ая нн н н нн пе..имист сс сс с сс э..ект ф фф фф ф 12. Укажите правильный разбор слова по составу:
1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего. 2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры. 3. Мой брат никогда не ложит учебники на место. 4. Наш боксер был слабже своего соперника. 5. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан. 1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.
Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему пр...вести. Когда жизненная борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге. - Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика Д. Писарева. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если… Полагаю, что, для того чтобы…
Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан. 1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.
Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему пр...вести. Когда жизненная борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге. - Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика Д. Писарева. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если… Полагаю, что, для того чтобы… ______________________________________________________________________________
1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю. 2. Она не любила, когда ее тревожили утром. 3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены. 4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. ______________________________________________________________________________
1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю. 2. Она не любила, когда ее тревожили утром. 3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены. 4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. ______________________________________________________________________________ |