Скачать 126.79 Kb.
|
Тема урока: «Отряд Чешуекрылые. Отряд Двукрылые. Отряд Блохи» Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: Образовательная: Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда Чешуекрылые, двукрылые и блохи, показать значение их в природе и жизни человека. Познакомить с многообразием представителей отряда Чешуекрылые, в том числе и обитающих в Татарстане. Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, работать с учебником. Воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые, показать меры профилактики борьбы с представителями отряда мух и блох. Инструментарий: компьютерная презентация, наглядный раздаточный материал представителей отряда чешуекрылых, двукрылых; видео «Удивительное превращение», опорный конспект. Компетенции: познавательная, образовательная, информационная, общекультурная. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемного обучения Структура и конспект урока. 1.Организация класса. Приветствие, сообщение темы урока (слайд 1). Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим изучать многообразие класса Насекомые и более подробно остановимся на изучении отряд Чешуекрылые или Бабочки и Двукрылые. Тема нашего урока «Отряд Чешуекрылые, Отряд Двукрылые. Отряд Блохи » Запишем в план-конспект. Проблемный вопрос нашего урока «Почему бабочек отождествляют со цветами?». Ответим на этот вопрос в конце урока. Бабочки - это крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом регионе мира. 2. Знакомимся с представителями отряда Чешуекрылые 3. Определяем систематическое положение бабочек (слайд 2) Царство: Животные Подцарство: Многоклеточные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Чешуекрылые Род: Вид: 4. Какие основные признаки отряда Чешуекрылые. Определяем тип ротового аппарата бабочки и гусеницы. слайд 6. Итак, 1й отличительный признак бабочек – сосущий ротовой аппарат. Это мягкий и длинный хоботок. (слайд 5,6) У гусеницы – грызущий. Садясь на цветок, бабочка раскручивает хоботок и погружает его внутрь цветка, высасывая нектар. Правда, бывают бабочки, у которых отсутствует ротовой аппарат (например - моль), но это исключение. 2й признак -это строения крыльев. Сколько пар крыльев у бабочек ( 2 пары больших крыльев), окрашенных в различные цвета.Слайд (3,4) Вы уже знаете, что научное название бабочек – чешуекрылые. И действительно, их крылья покрыты поперечными рядами чешуек (плоскими мешочками с ребристыми стенками), как черепицей, указываем этот отличительный признак строения крыльев в опорном конспекте. Крылья покрыты чешуйками. От пигмента находящегося в них зависит окраска крыла. Но могут быть ещё и оптические чешуйки, без пигмента, цвет которых возникает из-за преломления лучей света и разложение его на составляющие. В физике такое явление называется интерференция. А крылья таких бабочек отливают металлическим блеском. Третью группу чешуек составляют пахучие чешуйки (больше похожие на видоизменённые волоски) и расположенные на крыльях, теле и ногах. Вещества, выделяемые этими чешуйками, привлекают особей противоположного пола, многие бабочки ощущают этот запах на большом расстоянии - около 10 километров для большого ночного павлиньего глаза. Вспомним «Какой тип развития чешуекрылых?» (слайд 10) Таким образом 3й признак – тип развития. Рассказ ученика - Развитие с полным превращением (видео-приложение). Сопровождается последовательной сменой непохожих друг на друга форм. Из яйца вылупляется червеобразная личинка - гусеница, которая ползает, много ест, несколько раз линяет. (видео Размножение и развитие ). После образуется стадия куколки, которая не двигается и не питается. На стадии куколки проходят сложные процессы превращений - метаморфоз. Ткани гусеницы разрушаются и превращаются в ткани следующей стадии - бабочка. Такая взрослая стадия развития называется - имаго. Стадия гусеница и имаго различны не только по внешнему виду, но и разобщены в среде обитания и способах питания. Так, гусеница ползает и питается листвой, а бабочка летает и питается нектаром. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых. 4й признак. Окраска крыльев может быть покровительственной и предостерегающей. слайд 4 Бабочки, маскирующиеся под ядовитых имеют яркую, отпугивающую окраску. Птицы запоминают окраску ядовитых бабочек и не трогают их. Благодаря этому съедобные для птиц бабочки с похожей окраской остаются невредимы. Яркая окраска Тигрового мотылька в дневное время отпугивает врагов, а ночью он отпугивает врагов щелкающими звуками. Другие маскируются под цвет окружающей среды. Такое явление называется - мимикрия. слайд 2 По характеру активности бабочки делятся на ночных и дневных. Рассмотрим особенности их строения. Дневные бабочки летают, питаются, откладывают яйца в светлое время суток, обычно в жаркую погоду, а на ночь прячутся в укрытия. Ночные, наоборот, активны ночью. Записывают в информационный лист. Дневные бабочки или булавоусые. (слайд7) Имеют очень широкие крылья, которые они в покое складывают вертикально вверх и прижимают друг к другу, внутренней яркоокрашенной стороной; тело стройное, грудь и брюшко тонкие; усики булавовидные; полет медленный, порхающий. Ночные бабочки, или перистоусые (слайд 8) крылья узкие, складывают их кровлеобразно над брюшком, или же держат распластанными в стороны; грудь и брюшко обычно толстые, покрыты волосками; усики разнообразного строения, но никогда не бывают булавовидными; полет стремительный, с частыми взмахами крыльев. Музыкальная пауза. Давайте немного отдохнем и мысленно перенесемся на поляну, с порхающими бабочками .Многие поэты сочинили стихотворения о бабочках. Великий татарский поэт Г.Тукай написал стихотворение о бабочке. Исполняет Фирузэ Г.Тукай «Бала белән күбәләк» Значение Чешуекрылых в природе и жизни человека. Переходим к выполнению творческого задания. Выполняя это задание, вы узнаете некоторые аспекты значения их в природе и в жизни человека. Слайд 11-12 .Значение бабочек в природе польза, вред. Бабочек можно различить по внешнему виду, определяя какие из них являются самками, а какие самцами. Так как у них явно выражен половой диморфизм. (слайд 11) Половой диморфизм – различия во внешнем строении у самцов и самок Слайд 16-16. Тутовый шелкопряд. Небольшое сообщение . Гузеля Димиева. Хочется дополнить некоторые факты, которые имеют отношения к значению бабочек в природе и жизни человека. Не всегда и не везде одинаково относились к бабочкам. Существует мнение, что бабочки, вернее их личиночные стадии (гусеницы), буквально опустошают огороды, сады, леса. На самом деле из дневных бабочек, обитающих в средней полосе, только белянки (капустницы) (слайд 11), репейницы и брюквенницы приносят ощутимый вред огородным культурам. Все остальные дневные бабочки безвредны. Их гусеницы живут на нейтральных или сорняковых растениях: на крапиве, чертополохе, полыни. Вот почему следует всячески оберегать таких красивых бабочек, как Адмирал, Крапивница, Репейница, Павлиний глаз и др Есть вредители среди молей - ковровая, мебельная, смородинная. Умении отличать безвредных бабочек от вредных, важно для охраны природы. Бабочкам принадлежит своя, пусть очень маленькая роль в природе. Они приносят людям радость, чувство умиротворения, исцеляют красотой. Опыляют растения, увеличивая урожай. Будем же благодарны им за это и сохраним их для будущих поколений людей.(слайд 12,14 «Значение в природе и жизни человека»). Редкие и исчезающие виды бабочек .. (слайд __16_) Пришло время подвести итоги. Давайте вспомним наш проблемный вопрос . Как он звучал? - «Почему бабочек отождествляют с цветами?» Так почему же? (ответы учащихся). Слайд 17.Отряд двукрылые Самостоятельная работа по тексту учебника стр .82 -83 . Рассказ ученика о вреде мух и санитарно-профилактических мер против мух. Отряд блохи слайд 18.Особенности строения и образа жизни блох.Сообщение о вреде блох. Итоговое тестирование слайд (19,20) Подсчитываем баллы. (слайд 21 «таблица ответов»). Максимальное количество 8 балла, Подсчитаем общее количество баллов заработанных на уроке. Поднимете руки, кто сегодня получил 8 балов, 7 баллов, 6 баллов Молодцы, подадите дневники для их выставления. Домашнее задание. (слайд24) §26, стр.126-127. творческое задание.Собрать народные приметы.. Используйте ресурсы интернет. Благодарю всех за работу! Сохраните этих бабочек для следующих поколений. Пусть это будет вашим д/з, но не на день, а на всю дальнейшую жизнь. Опорный конспект урока. Тема урока:___________________________________________________________ Проблемный вопрос: «Почему бабочек отождествляют с цветами?» Должны знать: 1.Признаки представителей отряда Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи. 2. Уметь различать в коллекциях и на рисунках представителей отрядов. 3. Знать о роли Чешуекрылых в природе и в жизни человека. 4.Знать санитарно- профилактических мер против мух и блох. Термины и понятия:
План
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2.Классификация Империя – _________________ Надцарство – _________________ Царство – _________________ Тип – _________________ Класс – ______________ Отряд – ______________ Род – ______________ Основные признаки отряда: Тип ротового аппарата – ________________________________________________ Особенности строения крыльев – ________________________________________ _____________________________________________________________________ Тип развития – ________________________________________________________ Окраска крыльев (представители): а) покровительственная – _____________________________________________ б) предостерегающая – _______________________________________________ 4. Дневные и ночные бабочки Признаки д
порхающий.
невные ночные 5.Значение отряда Чешуекрылые
Домашнее задание. §26, стр.126-127. Выучить план-конспект. Собрать народные приметы.
Тест-опросник. Лист контроля.
1.- _____ 5.- _____ 2. - _____ 6.- _____ 3.- _____ 7.- _____ 4. - _____ 8.- _____ Установить соответствие терминам и понятиям. Обозначить либо стрелочками, либо записать буквенные значения. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Всего 4 балла. . слайд. Итоговое тестирование. За каждый правильный ответ 1 балл. 1.Какой общий признак характеризует членистоногих? а) членистые конечности б) мешковидное тело в) две пары усиков 2.Чем покрыто тело членистоногих? а) кутикула б) хитиновый покров 3.Какие отделы тела у ракообразных и паукообразных?
4.К классу насекомых не относятся: а) прямокрылые б) стрекозы в) скорпионы 5.К отряду прямокрылые относят: а) медведку б) поденку 6.Развитие без превращения характерно для:
б) жесткокрылых б) прямокрылых *7.К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, НЕ относят: а) разнообразие ротовых аппаратов б) разнообразие типов конечностей в) разные типы развития г) наличие хитинового покрова *8.К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими НЕ относится: а) развитие нервной системы б) развитие органов чувств в) сложное поведение г) развитие кровеносной системы |