Всероссийский конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп» Голдина Лилия Вильевна, учитель начальных классов МОУ «ООШ №15» города Миасса Челябинской области
Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту
Задачи урока:
а) образовательные: продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.
б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые достижения учащихся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы).
Оборудование:
А.А.Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" для 1-го класса. Москва "Просвещение" 2010 г.
А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику 1-го класса. Москва "Просвещение" 2010 г.
мультимедийная презентация
Шаблоны бабочек
Картинки с цветами (ромашка, клевер, лютик, колокольчик)
Ход урока
Этапы урока
| Содержание урока
| Примечание
| Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация новых знаний.
Физкультминутка
Проблемная ситуация.
Работа по учебнику.
Изготовление бабочки
Итог урока
Самооценка
| Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок. Учитель. - Ребята! На уроках по окружающему миру Муравьишка Вопросик задает нам вопросы, а мы отвечаем на них. Благодаря Муравьишке, мы узнаем много нового и полезного.
И сегодня Муравьишка Вопросик приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:
Загадка. На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовем мы это место… (Луг)
– Правильно, сегодня с Муравьишкой отправимся на луг. Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми.
А Мудрая черепаха поможет ответить на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Давайте совершим небольшое путешествие. (Демонстрация слайд-шоу «Луг»)
- Что вы увидели? Какие звуки услышали? (много травы, цветов, бабочек, услышали пение птиц)
– Давай пройдемся медленно по лугу И скажем "здравствуй" каждому цветку...
- Ребята! Что же случилось? (кто-то уничтожил все цветы, не летают бабочки) Красив ли этот луг? (Нет, луг не нарядный).
-Давайте украсим луг цветами, но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо приклеить.
С места ученики читают стихи.
Колокольчик:
Колокольчик! Колокольчик! На лугу со всех сторон. Легкий-легкий, тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. Колокольчик! Колокольчик! Неужели это ты Так звенишь и так трепещешь Так, где травы и цветы.
(Дети находят колокольчики и приклеивают на луг).
Клевер:
Здесь, у рощицы березовой, Где к лугам сбегает рожь, Кашки белой, кашки розовой, Кашки алой – не сочтешь! С колокольчиком, с ромашкою Клевер весело цветет, И его "пчелиной кашкою" Называет наш народ.
(учащиеся находят клевер и приклеивают его на луг)
Ромашка:
Знакомые с детства, родные ромашки Мы видим на каждом лугу. Как белые звезды, средь розовой кашки Они развернули свои лепестки. Вся в белое наша полянка одета, Качает цветы ветерок на бегу... Ромашки! Ромашки! Я знойного лета Без вас и представить себе не могу!
(приклеиваются ромашки на луг)
Лютик:
Звать его нам нечего, Он и так придет, Расцветает доверчиво Прямо у ворот – Солнцем налитой Лютик золотой.
(учащиеся приклеивают лютик на луг).
Учитель: Кого еще можно встретить на лугу?
Какие живые существа похожи на цветы?
- Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная.
За их красоту люди дали бабочкам красивые имена:
– Рассмотрите этих бабочек. – Как вы думаете, где на этом слайде Голубянка?) – Как вы догадались? (Голубянка – голубого цвета). – Кто догадался, где бабочка-Лимонница? – Почему она получила такое название? (Лимонница – желтая, как лимон). – Какая бабочка осталась? – Почему ее так назвали? (Пестрянка – пестрая) – Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я думаю, дома вы безошибочно их раскрасите.
Учитель: Ребята! Каким стал луг после того, как мы наклеили аппликации?
(нарядным, праздничным). Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали! – Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Ребята, почему бабочки и цветы всегда рядом?
Учитель: Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет) – Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром) – Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.) – Кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга) (стр. 100-101)
Учитель просит рассмотреть верхний рисунок и рассказать, каким изображен луг. (Дети рассказывают)
- Посмотрите на два следующих рисунка. Что случилось? (Пришли дети)
Примерные рассказы детей. (описание рисунка слева): но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы.
(рассказ по рисунку справа): но вот на луг пришли дети.
- Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось.
Учитель: Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. (Словесные рисунки учащихся).
Рисунок. стр. 101:
- Ребята, посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка
(букет цветов, бабочку).
- Что стало с цветами? (они повяли)
- Что произошло с бабочкой?
(мальчик нес ее в руке и у нее сломались крылышки).
- Правильно ли поступили дети? (Нет)
- А что принесли дети со второго рисунка? (фотографии, рисунки)
- Поведение этих детей на лугу изменило жизнь луга? (Нет)
-Правильно ли вели себя в лесу дети на первом рисунке? Чего они не знали? (они не знают правила поведения в лесу, на лугу)
-Давайте попробуем объяснить это другим детям, как себя вести на лугу? (высказывания уч-ся) - Дети, посмотрите на наш луг. Я думаю, там чего-то не хватает? Кто-нибудь догадался? (нет бабочек)
- У вас на партах лежат шаблоны бабочки. Вам нужно их раскрасить. Пока звучит музыка, нужно выполнить задание (Украсим луг бабочками, а остальных поместим на ниточках на крестовинах и украсим класс.)
– Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке? (Любить природу и бережно к ней относиться, не рвать цветы, не ловить бабочек.)
- А если мы на лугу, в лесу, в парке встретим ребят, которые рвут цветы и ловят бабочек, что мы им скажем? Как мы им объясним, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» - У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их под музыку)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
- Вы молодцы! Спасибо за урок.
| Слайд 1
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 На доске лист ватмана с нарисованным лугом; цветы рядом, на доске
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8 (музыка встроена, звучание 3 мин. 11 сек.)
Слайд 9
| |