Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер60.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Безличные предложения.

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями безличных предложений.

Задачи урока:

  1. развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала;

  2. составлять алгоритм определения безличных предложений; делать самостоятельно выводы;

  3. воспитывать любовь к русскому слову.

Ход урока:

  1. Разминка

Найдите лишнее

  1. 1) Ветер тих. 2) Солнце ласково. 3) На улице дождливо. 4) Утро пасмурно.

  2. 1) Спешу домой. 2)Тишина. Вот и река. 3) По вечерам нам читали сказки. 4)Смеркается.

  3. 1) Под вечер подмораживало. 2) Ему взгрустнулось в тиши. 3) Дедушке не спалось. 4) Мне нездоровится.

- Какими бывают простые предложения в зависимости от грамматической основы?

- Назовите виды простых предложений с главным членом сказуемым.

Определение темы урока: Безличные предложения.

- Какие задачи вы будете решать на уроке?



Вывод 1. По наличию главных членов предложения бывают двусоставные и односоставные.

Вывод 2.Односоставные предложения делятся на две группы – с главным членом - подлежащим и с главным членом - сказуемым.

Вывод 3. Безличные предложения могут выражать как состояние человека, так и состояние природы.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Проанализируйте предложения из 1 задания под цифрой 3 с точки зрения возможности подыскать действующее лицо.

Вывод 4. В 1-ом предложении к безличному глаголу подмораживало невозможно подыскать действующее лицо: оно не существует.

В следующих предложениях названные глаголами состояния взгрустнулось, не спится и нездоровится не определяются действующим лицом: эти состояния охватывают человека вне зависимости от его желания.

2. Приём «Сформулируй определение»: Безличными являются … односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое по своей форме не указывает и не может указывать на деятеля: деятеля нет и не может быть.)

- Как называются глаголы, при которых подлежащее невозможно? - Что обозначают безличные глаголы?

Вспомните: Безличные глаголы обозначают явления (состояние природы): светает, морозит, темнеет; физическое, внутренне состояние человека: знобит, нездоровится.

  1. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Примеры

Сказуемое выражено.

Что обозначают

  1. Светает… Ах, как скоро ночь минула!

(А.С. Пушкин)

  1. Вот сыростью холодною с востока понесло.

 (М.Ю. Лермонтов

безличным глаголом (в форме 3 л. ед.ч. или ср. р. прош.вр.).



Состояние природы

И окружающей среды

  1. Ночью холодом веет с земли. (А. Блок)

Пахло черемухой.

безличной формой личного глагола (3 л. ед.ч. или ср. р. пр.вр.)

  1. Мечтам и годам нет возврата.

(А.С. Пушкин)

словами нет, не было, не удалось… (ср.р. пр.вр.)

Отсутствие чего-либо

  1. Как не любить мне эту землю. (В. Лазарев)

инфинитивом глагола



  1. Ей-ей, не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой.  (А.Пушкин.




инфинитивом гла-гола в сочетании со вспом. словом

  1. Под навесом тёмной риги жарко. (А.С. Пушкин)

наречием

Состояние окружающей среды

  1. Мне грустно, потому что весело тебе. (М.Ю. Лермонтов)

словом состояния




  1. Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок.

(С. Есенин)

кратким страдательным причастием (ср. р.)



Вывод 5. Грамматическая основа – сказуемое - может быть выражено глаголом, словом состояния, наречием, краткими страдательными причастиями.

  1. Роль безличных предложений в тексте.

Работа в группах.

Прочитайте отрывки из рассказов. Перепишите и подчеркните грамматические основы предложений. Понаблюдайте, в каком фрагменте более чётко подчеркнуто его начало, в каком - конец. Благодаря чему?

  1. На реке было ещё прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. (И. Бунин.)



  1. Мигнула во всё небо зарница, и глухо проворчал гром. В реке тяжело плеснула рыба. Сразу стихло, потемнело. (К. Паустовский.)



  1. Прочитайте отрывок из очерка Б.К. Зайцева «Валаам». Сравните первое и последнее предложения по характеру грамматической основы со всеми другими. Сделайте вывод из своих наблюдений.

Уже рассвело. Звонко поют птицы. Всё полно торжества, славы, радости. Леса в дымке, озеро курится у берегов нежным, розоватым туманом. Роса – роса… Воздух – кристалл. Юпитера не видно.

Определите в данных фрагментах вид предложений по характеру грамматической основы.

Вывод 6. По характеру грамматической основы первое предложение текста (абзаца, микротекста) может отличаться от всех последующих, а последнее – от всех предыдущих, благодаря чему более четко прослеживается начало или конец текста.

По характеру грамматической основы первое и последнее предложения текста (абзаца, микротекста) могут отличаться от всех других, благодаря чему более четко прослеживается начало и конец текста.

 

  1. Закрепление пройденного. Подчеркните грамматическую основу безличных предложений. Определите вид односоставных предложений.

  1. Из дебрей туманы несмело Родное закрыли село. Но солнышком вешним согрело. И ветром их вдаль разнесло. (А. Фет)



  1. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. (А. Фет)



  1. Такой зимы давно не выдавалось, Подобной стужи не было давно. (Д. Самойлов)

  1. Представление заданий ГИА.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

15) Жалость к себе кажется нам таким естественным чувством, и многие люди постепенно привыкают жаловаться. 16) Им хочется, чтобы их пожалели. 17) Это естественное чувство, но бывают люди, которым хочется, чтобы их всегда жалели.

Комментарий

Грамматическая основа предложения – основная часть предложения, которая состоит из его главных членов – подлежащего и сказуемого - или одного из них. Найдём грамматические основы предложения. Их четыре, причём два предложения односоставные:

  1. это естественное чувство;

  2. бывают люди;

  3. хочется (безличное);

  4. жалели (неопределённо-личное). Ответ: 4

Домашнее задание:

1 группа: Написать сочинение-рассуждение на тему: «В чём различие между «я хочу» и «мне хочется»?

2 группа: упр. 232

Итоги урока:

Мне работалось… Мне удалось…

Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …

Приложение

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Примеры

Сказуемое выражено.

Что обозначают

  1. Светает… Ах, как скоро ночь минула!

(А.С. Пушкин)

  1. Вот сыростью холодною с востока понесло.

 (М.Ю. Лермонтов





  1. Ночью холодом веет с земли. (А. Блок)

Пахло черемухой.



  1. Мечтам и годам нет возврата.

(А.С. Пушкин)





  1. Как не любить мне эту землю. (В. Лазарев)





  1. Ей-ей, не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой.  (А.Пушкин.






  1. Под навесом тёмной риги жарко. (А.С. Пушкин)





  1. Мне грустно, потому что весело тебе. (М.Ю. Лермонтов)






  1. Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок.

(С. Есенин)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск