Скачать 59.28 Kb.
|
Тема: «Серебряное копытце» П.П. Бажов Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством. Задачи:
Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова , презентация к уроку с встроенной викториной, проектор, мультфильм «Серебряное копытце» Ход урока 1. Организационный момент 2. Постановка цели урока 2 слайд Стихотворение Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами продолжим работать над творчеством П.П. Бажова и ещё раз заглянем в его сказ «Серебряное копытце. 3. Работа с портретом писателя 3 слайд Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз. 4. Биография Бажова - Что вам известно об этом писателе? А что вы знаете о самом авторе? - Дети рассказывают сведения об авторе, которые нашли в книгах, Интернете. Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы. "Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. - С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно? - Что общего во всех его сказах? Какое время из истории России описывал Бажов. ( Крепостное право). Многие герои сказов были невольными крепостными рабочими, они своим трудом зарабатывали богатства своим хозяевам. 5. Работа с жанром «сказ» 4 - 5 слайд Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа. Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову. 6. Проверка домашнего задания 6-8 слайд - Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. ТЕСТ: - Как звали отца Даренки? А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила - На какой ноге у козлика серебряное копытце? А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой - Кошка Муренка была А) белая Б) серая В) бурая - Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке? А) 1 Б) 2 В) 3 - На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета? А) голубого Б) розового В) зеленого Какое настоящее имя Дарёнки? А) Дуня Б) Дарья В) Дуся А почему её все звали Дарёнка? Подарёнка? 7. Работа над портретной характеристикой - Назовите главных героев сказа. - Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? (Дать подумать) - Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато? Нет, хотели просто увидеть. Набрали только шапку камней. - Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей? - Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах. Проверка домашнего задания.
- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека). - Что общего вы заметили в их описании? (одинокие, ценят красоту, природу). - Что можно сказать о Мурёнке и Козлике?+ Опишите волшебных животных. Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась. Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом. 8. Вывод Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас. - Так что же Коковане могло понравиться в Даренке? (Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда). -Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей - Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. 9. Выборочное чтение сказа 9-13 слайд Сейчас мы с вами еще раз насладимся языком сказа Бажова, но уже выборочно. Я буду показывать иллюстрации, нарисованные вами дома, а вы быстро найдете в тексте отрывок к иллюстрации и выразительно прочитаете его. 10. Синквейны 14 описание Козлик 15 слайд
Кокованя ( вместе) 16 слайд бородатый добродушный бродит охотится заботится Мечтал увидеть Серебряное копытце Охотник Домашнее задание составить синквейн для Дарёнки Анализ произведения слайд 17(последний) Литературная викторина по сказам Бажова настроена анимацией с триггерами и гиперссылками. Урок заканчивается отрывком из мультфильма, где козлик сыплет драгоценные камни на избушку. 13. Рефлексия Ребята, если вы будете усердными в учебе, читать много книг, то и вас волшебный козлик одарит дорогими подарками, но не в виде драгоценных камней, а хорошей, удачной и благополучной жизнью. |