Скачать 153.69 Kb.
|
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю. заседании МО с зам. директора по УВР: Директор школы: (пр.№__от_______): ________ ______(Призенцов А. В.) _____(Призенцова Н. В.) _______(Садыкова Г. М.) Приказ №___от_____ Технология 2 класс 1 час в неделю – 34 урока.Н. М. Конышева Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Технология» образовательной области «Технология» для 2 класса составлена на основе Примерной программы по технологии и авторской программы общеобразовательных учреждений Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» для 1-4 классов, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Концептуальные основы программы Для развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. В свете этой идеи неизбежна смена приоритетов среди школьных предметов. Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию. Эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общегообразования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах: 1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета); 2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества); 3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития). Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннеми гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности. Основные задачи программы «Художественно-конструкторская деятельность» 1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой. 2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира. 3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). 4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). 5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений. 6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. 7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми. Содержание курса «Художественно-конструкторская деятельность» Программа второго класса является началом формирования у школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. На конкретных примерах второклассники знакомятся с основным принципом дизайна: красивая вещь та, которая подходит к обстановке и к условиям использования, т. е. функционально целесообразная. Кроме того, они получают первоначальные представления о том, что вещь неразрывно связана со своим «пользователем» и несёт о нём определённую информацию. Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок (их вообще не нужно давать), а в том, чтобы постепенно формировать у учеников сознательное отношение к вещи и бытовой среде в целом. Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети сначала осваивают в процессе решения специальных задач, выполняемых в рамках комплексных практических заданий. Большая часть таких задач включается в работу по проектированию вещей с ярко выраженным характером и точно определённой областью функционирования. В выполнении подобных комплексных заданий ученикам существенно помогает их условно-сказочная формулировка: они создают вещи (картину или ковёр, чашку, украшение, дом) для конкретных сказочных героев. Помимо этого в учебнике предлагаются задания, в которых функциональное назначение вещи определяется уже не сказочной, а настоящей бытовой ситуацией. Второклассники учатся понимать, что и конструкция, и материал, и декор изделий сходного назначения (например, игольницы) могут существенно различаться в зависимости от условий использования: одни формы и конструкции могут быть у дорожной игольницы и совсем другие – у декоративной. Во втором классе также берёт начало одна из важнейших линий, проходящих далее через весь курс: школьники получают представление о традициях в мире вещей и знакомятся с основаминародной эстетики. Принципиально важно, что это знакомство начинается с главного – с мировоззренческого смысла народного искусства, который наглядно проявляется в предметах быта. Это значит, что мы в первую очередь учим школьников видеть и понимать общее в разных видах народных ремёсел, в изделиях мастеров из разных местностей. И только на фоне этого общего можно рассматривать частности, различия, декоративно-художественные предпочтения, которые существуют в какой-то определённой местности. Общим является, например, то, что любая вещь в народном быту занимает строго определённое место, имеет духовный (магический) смысл и создается по строгим канонам (правилам), а не по личному вкусу мастера. Это касается, в том числе и вещей, не имеющих утилитарного назначения (например, глиняной игрушки, соломенной куклы и т. д.). Различия в росписи, скажем, дымковской и филимоновской игрушки – это частности; гораздо более существенно то, что любая такая игрушка играла роль оберега, поэтому и сюжеты игрушек из разных местностей, и узоры на них включают одни и те же символы. Все эти сведения ученики получают в таком виде, чтобы они были доступны их пониманию. Задача и в данном случае состоит не в формальном заучивании информации, а в формировании общих представлений о культурных традициях, которые существуют в предметном мире. Всё это, наряду с расширением кругозора, обогащает детей духовно, способствует формированию у них национально-исторической памяти. Во втором классе ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественныхидеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи. Например, симметрия и асимметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции. Продолжается работа по освоению новых материалов и способов их обработки, расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда. В целом практическая деятельность второклассников «дисциплинируется»; использование материалов в большей мере подчиняется конкретным проектно-конструкторским и проектно-художественным задачам. Все проблемы и вопросы в содержании изучаемого материала не изолированы друг от друга; они взаимно пересекаются и зачастую бывают одновременно представлены в уроке. Дело мастера боится.Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки. Условные обозначения (линия контура или разреза, линия сгиба, выносная и размерная линии, место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продёргивания нити. Барельеф. Технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами. О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам.Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция вещи, её связь с назначением. Мастер учится у мастеров. Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов. Природа и фантазия в изделиях мастеров.Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Симметричные и асимметричные формы и композиции. Основные содержательные компоненты программы второго класса О чём рассказывают наши вещи Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция вещи, её связь с назначением. Любуемся природой, учимся у природы Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Симметричные и асимметричные формы и композиции. Учимся у народных мастеров Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов. Новые материалы и технологии. Чертёжно-графическая грамота Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки; условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продёргивания нити. Барельеф; технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно-пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами. Организация и культура труда Изготовление приспособлений для удобной работы. Наблюдения и опыты во 2 классе: рассматривание объектов природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание плоских и объёмных объектов природы, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления); сравнение бумаги и ткани в операциях разрезания и сгибания; рассматривание тканей с полотняным переплетением нитей; продёргивание нитей в тканях с полотняным переплетением. Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: оригами; фронтальные и объёмно-пространственные композиции из природных материалов; аппликация; мозаика; скульптура; барельеф; посуда; вазы; украшения; упаковка; поздравительные открытки; объекты архитектуры; вышивка; предметы народного искусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная игрушка, куклы из соломки, птица из щепы). Логические задачи и задания на пространственное мышление: мысленная трансформация плоской развертки в объёмное изделие и наоборот; мысленная трансформация сложенной симметричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот; вычисление размеров заготовки по объёмному образцу и наоборот (вычисление размеров изделия по его развёртке); вычисление размеров деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями; выделение в чертеже развёртки соответствующих конструктивных частей изделия; определение пропущенных операций в инструкции; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями использования вещи. Требования к уровню подготовки учащихся К концу второго класса учащиеся должны знать: – что такое развёртка объёмного изделия; – условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток; – что такое композиция; – что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл; – как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани; – что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити; – швы «вперёд иголку» и «через край»; иметь представление: – о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина; – о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; – о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; – о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства; – о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций; – о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики; уметь: – с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки; – читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу; – выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия; – выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания; – лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой; – выполнять изображения в технике барельефа; – расписывать изделия из пластилина красками (гуашью); – изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами; – выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей; – выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани; – выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»; – создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки; – анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу; – вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями; – придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением. Оценивание знаний младших школьников проводится в соответствии с требованиями, указанными в методическом письме МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (№ 1561/14-15, от 19.11.98 г.) Календарно-тематическое планирование.
|