Скачать 139.11 Kb.
|
«С ТРИЗ по жизни»-2012 Российская ассоциация ТРИЗ Приложение с заданиями по направлениям конкурса Приложение 2 к информационному письму от 25 февраля 2012 г. ЗАДАНИЯ второго конкурса «С ТРИЗ по жизни»1 «… А если с ТРИЗ ты по жизни шагаешь, То никогда и нигде не пропадешь!» Направление «Развитие творческого воображения (РТВ)» Задание 1. В нашем окружении (комнате, группе, классе, школе) есть много объектов, которые изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год выглядят одинаково. Например, коридор, стена, занавески, жалюзи, дверцы шкафа, двери и др. Как можно усовершенствовать эти объекты, используя методы и приемы фантазирования (МФО, прием объединения, прием универсальности и др.), чтобы повысить их функциональность или чтобы они каждый раз удивляли своей неожиданной новизной? Задание 2. Используя прием объединения (или фантастическое сложение), придумайте 3 новых полезных объекта. Нарисуйте (или изготовьте) их, напишите, какую пользу они приносят (для кого, для чего предназначены), опишите принципы их работы. Примечания Описания типа "нажмешь на кнопку - выскочит телевизор" как принцип действия рассматриваться не будут. Конкурсант должен понимать, как работает придуманный им объект. Перед тем, как начать фантазировать, рекомендуем определить главную полезную функцию будущего объекта. А участникам старших возрастных групп при синтезе объектов рекомендуем использовать функциональное моделирование. Задание 3. Используя методы и приемы фантазирования, придумайте к празднику новое украшение класса (группы), костюм, подарок и т.п. Задание 4. «Полезная ненужность». Используя ресурсы (свойства, части) объекта, придумайте новое применение старым вещам. Примечание Описание того, что получится в заданиях 1…4, можно представить в виде фотографий, рисунков, поделок с пояснениями, в том числе – в виде презентаций и видеороликов. Задание 5. Ожидание
Задание 6. Придумайте тему фантастического рассказа с помощью метода «Фантастическое вычитание» (удаление какого-либо свойства, действия или части объекта действительности). Напишите рассказ, используя другие методы и приемы фантазирования. Задание 7. «Живое неживое». Часто природа демонстрирует нам самые удивительные образы – в облаках, сучках и корягах, камнях, формах растительности, пейзажах и т.д. Сделайте маленькие зарисовки с натуры с произвольным природным сюжетом. Каждая зарисовка должна содержать фотографию и короткий сопроводительный текст (см. примеры). Примечания 1. Не заимствуйте зарисовки из Интернета, книг, альбомов. Постарайтесь сами найти интересные образы. 2. Количество зарисовок, представленных на конкурс, должно быть не менее трёх. 3. Объём каждой фотографии должен быть в пределах 0,3…1 МБ. Примеры:
Направление «ТРИЗ в быту» Задание 1. Заборы занимают всё больше места в городских и дачных пейзажах, и далеко не всегда украшают эти пейзажи. Особенно в таких случаях, как на фото 5. Даже граффити часто не только украшают, но и уродуют (см. фото 4, 6): размалёванный забор быстро надоедает и начинает раздражать. Хотя есть такие заборы (см. произведения умельцев на фото 1 - 3), на которые всегда приятно посмотреть, как на произведение искусства. Определите главную полезную функцию забора. Придумайте для него другие – новые и необычные – полезные функции. Обоснуйте свои предложения. Задание 2.
Задание 3. Хорошая и полезная «вещь» лифт. Удобно подниматься на нем, чем на своих двоих. Вот только в школах лифта нет. А ведь учителям приходится подниматься на 4 этаж порой несколько раз в день. С одной стороны – это хорошо. Физические нагрузки полезны для организма. А с другой стороны – многим учителям такие нагрузки тяжеловаты в силу возраста или других причин. Как быть? Спроектировать место под лифт в новых школах возможно и даже, при желании, в некоторых старых школах можно сделать шахты для лифта. Но вот как без лифтёра приучить детей не баловаться лифтом, а пользоваться только исключительно в нужных целях? А там, где шахту для лифта встроить нельзя – как сделать «лифт» без лифта? С помощью инструментов ТРИЗ предложите свои идеи решения обеих проблем. Задание 4. Опишите ситуацию, в которой вам (или вашим знакомым) «посчастливилось» столкнуться с какой-либо житейской проблемой. Расскажите, какой вы нашли выход из сложившейся ситуации, и какие еще выходы были возможны, если «выходить ТРИЗовскими тропами». Направление «ТРИЗ в литературе» Задание 1. Выберите любой из приведенных ниже вариантов начала и окончания рассказа. Составьте взаимоувязанную цепочку событий – причин и следствий, чтобы выстроить рассказ от первой до последней фразы. Напишите и, если нужно, проиллюстрируйте свой рассказ. Вариант 1. Начало: «После дождя в саду был замечательный воздух» Окончание: «Подводная лодка начала быстрое погружение» Вариант 2. Начало: «Мэр города сделал официальное заявление…» Окончание: «У Светы выпал молочный зуб» Вариант 3. Начало: «Тризолёт приземлился на очередную необитаемую планету» Окончание: «Весёлая обезъянка с украденным бананом быстро прыгала по деревьям» Вариант 4. Начало: «Носик котенка был в сметане» Окончание: «Корабль вошел в нейтральные воды» Примечания.
Задание 2. Напишите свое произведение (в жанре рассказа, сказки, стихотворения, былины и др.), в котором будут описаны проблемы (проблема), с которыми столкнулся ваш герой, и показаны способы решения этих проблем с помощью методов и приемов ТРИЗ (вепольного анализа, причинно-следственного анализа, ресурсного подхода, приёмов разрешения противоречий и пр.). Задание 3. Прочитайте отрывки из притч2: Вариант 1 «Если сын – озорник Пятеро детей было у матери. Четверо старших – послушные и трудолюбивые, а пятый – озорник. Он постоянно попадал в неприятные ситуации. Однажды он залез так высоко на дерево, что пришлось снимать его с помощью верёвки. В другой раз пошёл в лес гулять и заблудился. Два дня его искали всей деревней. Мальчик залез в болото и чудом не утонул, уцепившись за большую кочку. Собака нашла его след и залаяла. - Зачем ты полез в болото, сын? – удивился отец. - Поленился кругом обходить, хотел быстрее домой добраться, – ответил мальчик. Однажды озорник разорвал штаны и ногу поранил, когда удирал из огорода соседа. Мать забинтовала рану, зашила штаны и с удивлением спросила: - Зачем ты полез в соседский огород? Разве в нашем огороде мало овощей? - У соседа огурцы вкуснее, - признался мальчик. Каждый день мать тревожилась за младшего сына. Порой ночь не спала от беспокойства…» Вариант 2 «Как заставить сына учиться? Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учёба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков… - Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, - сказал однажды сын. - Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать моё дело, - ответил отец. Но мальчика не тянуло к купеческому делу. … Мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает. - Не ругайте его, сынок у вас умельцем растёт, - вступился за мальчика один из строителей. - Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито произнёс отец, но сына отпустил…» Сформулируйте задачу по любой из притч и решите её, используя инструменты ТРИЗ. Задание 4. Безопасные друзья В сказке Э. Успенского Крокодил Гена был очень одинок. Чтобы найти себе друзей, Гена написал объявление: «Молодой крАкодил хочет завести себе друзей». По объявлению Гена познакомился с Чебурашкой, куклой Галей, львом Чандром и собачкой Тобиком. Но кроме них по объявлению пришла еще и старуха Шапокляк. Да и мало ли какие хулиганы могли придти по такому объявлению. Попробуйте, используя инструменты ТРИЗ, предложить Гене более надежный и верный способ найти друзей. Задание 5. Бесценная находка В рассказе К.Саймака «Куш» космические искатели трофеев на одной из планет наткнулись на галактический университет с огромной библиотекой. «Вот где будет чем поживиться и продать землянам за огромные деньги!» - решили они. Но грабить университет не пришлось: представители галактической цивилизации сами предложили им безвозмездно увезти учебные материалы по любым направлениям, которые они выберут после прохождения краткого вводного курса. Члены команды (кроме капитана – ему было некогда) прошли вводный курс… и отказались от наживы, вступив в конфликт с капитаном. Узнав, что такое честь и честность, они потребовали передать землянам все сокровища знаний бесплатно. Что делать капитану? Он имеет право выгнать команду с корабля. Но это – его друзья, с ними он прошел множество испытаний. Оставить их на корабле – значит потерять надежду на поживу. Прослушать «вредный» курс самому? Но это значит (в его теперешнем понимании) предать самого себя. Можно ли, поставив задачу как изобретательскую, найти выход из сложившейся ситуации? Задание 6. Высший суд Герой повести Р. Харнлайна «Был бы скафандр – будут и приключения» неожиданно для себя предстал перед объединённым галактическим судом в качестве представителя земной цивилизации. По словам обвинителей, земляне очень агрессивны, всё время воюют между собой и в будущем, начав осваивать космос как захватчики, станут опасны для других цивилизаций. Поэтому Земля, пока не поздно, должна быть уничтожена. От героя повести зависит судьба нашей планеты. Используя инструментарий ТРИЗ, помогите найти аргументы, благодаря которым галактический суд изменит свое мнение о землянах! Направление «ТРИЗ в исследовательской деятельности» В этом направлении могут быть представлены как работы учащихся и педагогов по собственным темам, так и по темам, предложенным в заданиях 1 – 3. Рекомендуемый план исследовательской работы:
Примечание При использовании текстов из литературы, справочников, Интернета наличие ссылок на первоисточники обязательно. Возможные области исследования
Общий объем конкурсной работы не должен превышать 20 страниц. Примечания
В заданиях 1, 2 предложены темы из области «Природа, окружающий мир». Если эти темы вас заинтересовали, вы можете выбрать любую из них, и даже обе! Задание 1. Киты-самоубийцы Известно немало случаев, когда киты, акулы или дельфины группами выбрасывались на берег. Причина этого до сих пор не раскрыта – ученые «теряются в догадках». Попробуйте найти простую и правдоподобную причину этих трагедий – например, используя диверсионный подход и преобразуя исследовательскую задачу в изобретательскую. Задание 2. Бермудский треугольник №2 Район Тихого океана на пересечении 15-ой южной долготы и 98-й западной широты известен ученым, пожалуй, не меньше, чем Бермудский треугольник. Здесь – своя аномалия: из-под воды доносится странное урчание, переходящее в жалобные стоны. А рядом из глубины доносятся звуки, скорее напоминающие рев. Он сменяется оглушительным бульканьем, будто гигантская лягушка дышит в глубине. Некоторые из этих звуков слышны в течении нескольких минут, другие, напротив – звучат годами. Многие ученые исследовали этот феномен, выдвигая разные гипотезы. Они считают, что эти звуки издают киты, другие предполагают, что звуки издают айсберги. Но до сих пор вопрос о том, кто же поет в океанских глубинах остается открытым. Попробуйте, используя инструменты ТРИЗ, выдвинуть свою гипотезу происходящего. Задание 3. Проведите исследование по одной из следующих тем:
Направление «Уроки и методики преподавания ТРИЗ и РТВ» Задания данного направления могут выполнять не только педагоги, но и учащиеся любого возраста, подготовившие занятия по ТРИЗ и РТВ или на их основе Задание 1. Составьте занятие или урок (серию уроков) по курсу ТРИЗ-РТВ-ТРТМ3 либо урок по конкретному предмету с использованием инструментов ТРИЗ. Примечание Дополнительно к уроку можно прислать творческие работы детей, выполненные на этом уроке, их фотографии, слайд-презентации, видеоматериалы и пр. Задание 2. Составьте картотеку заданий (игр, упражнений, задач) по любой из тем курса ТРИЗ для любого возраста учащихся. Возможные варианты тематики картотек:
Задание 3. Составьте описание вашей авторской методики преподавания любой темы ТРИЗ (студентам, школьникам, дошкольникам), включающее подробное описание последовательности подачи материала. Примечание Дополнительно можно прислать наглядное сопровождение и творческие работы, выполненные по представленной методике. 1 Задания составлены Е.Л. Пчелкиной и А.В. Кисловым. 2 А. Лопатина, М. Скребцова. Притчи для детей и взрослых. – М.: Амрита – Русь, 2008. 3 ТРТМ – технология развития творческого мышления |