Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 90.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
Размер90.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Серединовский филиал МБОУ Сатинской СОШ

КОНФЕРЕНЦИЯ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

Для учащихся 7-9 классов

Учитель физики

Дивеев А.А.


Цель: формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о том, как наука помогает человеку решать глобальные проблемы жизни на Земле.

Оформление кабинета:

стенная газета «Физический вестник» на тему «Тепловые явления в природе»;

выставка книг «Физика вокруг нас»

плакат:

«Целый мир охватив от Земли до небес,Всполошив не одно поколение,По планете шагает научный прогресс.Что несет нам его проявление?»

Ход конференции


I. Вступительное слово председателя конференции.

II. Защита проектов: 1) выступление автора; 2) оценка проекта оппонентом.

а) Глобальное потепление. Будет ли оно? Обзор наиболее известных гипотез глобального потепления климата на Земле.

б) Озоновые дыры. Сравнение разных суждений относительно причин их образования и возможного воздействия на природу и человека.

в) Использование солнечной энергии. Обзор материалов об использовании в технике и повседневной жизни приспособлений, которые преобразуют солнечную энергию.

III. Мини-викторина по теме «Тепловые явления в природе».

1. Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». Какая физическая ошибка допущена здесь?

(Поэт забыл закон сохранения и превращения энергии. Убавилась внутренняя энергия капли. При отвердевании капля отдает тепло в «мир» — воздуху, стеклу.)

2. Мальчик нарисовал воробья один раз летом, а другой раз зимой. Чем отличаются воробьи на этих рисунках?

 



 

3. В какой одежде летом не так жарко: в белой или темной? Почему?

4. Почему на полянах среди леса всегда густая сочная трава?

(На полянах среди леса нет ветра и несколько ниже температура, чем на опушке. А это те условия, которые влияют на интенсивность испарения влаги. Значит, на полянах всегда больше влаги.)

5. Почему быстрее прогревается почва до дождя, чем после дождя?

(Сухая почва имеет меньшую удельную теплоемкость. В сырой почве есть вода, имеющая большую теплоемкость.)

6. Для чего во время весенних заморозков около яблони ставят ведра с водой?

(Охлаждаясь, вода отдает окружающему пространству большое количество теплоты, потому что у воды большая удельная теплоемкость. Эта теплота несколько снижает скорость понижения температуры.)

IV. Занимательные опыты по теме конференции.

Опыт 1. Берется тонкостенный стакан. В него помещается смесь снега с водой и добавляется поваренная соль. Стакан ставится на смоченный водой стол. Через некоторое время он намертво примерзает к столу. Почему?

(Растворение соли сопровождается поглощением энергии. Смесь охлаждается. Вода под стаканом замерзает.)

Опыт 2. Лист бумаги наматывают на металлический стержень и держат над пламенем спиртовки. Почему бумага не загорается?

Опыт 3. Пробирка заполняется водой и помещается наклонно серединой над пламенем спиртовки. Вода закипает, но нижняя часть пробирки остается холодной. Почему?

V. Конкурс проектов. Что получится, если:

а) растопить все льды Антарктиды;

б) иссякнут запасы всех полезных ископаемых?

VI. Подведение итогов конференции.

ВЕЧЕР-СКАЗКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ФИЗИКА»


Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом тишь, места непроходимые.

Выросли сыновья и просят отца отпустить их из родного дома. Хочется им по белу свету побродить, на людей посмотреть, разуму поучиться, да и себя показать.

Договорились братья путешествовать вместе: идти туда, куда каждый по очереди вести будет. Вот отправились они в путь и оказались на границе с неведомой страной — Физика называется. На границе, как и положено, — пограничники. Просто так не пройдешь. Граница-то перекрыта. Ворота заперты на замок. А ключ — в тарелке с мертвой водой. Кто дотронется — погибнет.

1. Чтобы пройти, надо достать ключ, не замочив пальцев.

Положите на дно тарелки плоский ключ небольшой толщины и налейте немного воды.

Приборы и материалы: тарелка, вода, маленькая свеча, поплавок из пенопласта, стакан, спички.

(Надо зажечь бумагу или свечу, положить ее на маленький поплавок, пламя накрыть стаканом. Воздух в нем нагреется, давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая ключ.)

2. Раз уж вы смогли достать ключ, — говорят пограничники, — то сделайте в нем отверстие, чтобы можно было повесить ключ на стенку. Только вот кроме иглы у нас ничего нет.

Задумались братья, но все же нашли решение. Какое?

Возьмите небольшую иглу и вставьте ее в корковую пробку так, чтобы острый конец иглы был на уровне нижнего края пробки (как и второй, который можно обломать). Поставьте пробку на медную или латунную пластинку толщиной около 2 мм или на пятикопеечную монету (она должна лежать на деревянном бруске). Ударьте резко молотком по пробке. При этом монета пробивается иглой. Объясните это явление.

Приборы и материалы: корковая пробка, игла, плоскогубцы, пятикопеечная монета или пластинка латуни, деревянный брусок, молоток.

(Выступающий конец обламывают, чтобы удар молотка приходился на всю поверхность пробки, которая пружинит. В результате почти вся сила удара воспринимается латунной пластинкой через иглу. Площадь опоры мала. Поэтому возникает большое давление.)

3. Ну, а теперь ответьте на вопросы. Правильные ответы будут вашим пропуском через границу.

а) Положите на стакан кусок картона с монетой наверху. Резко ударьте по ребру картона. При этом он вылетит, а монета упадет на дно стакана. Почему?

б) Положите лист бумаги на край стола. На него поставьте стакан. Резко выдерните лист из-под стакана. Стакан останется на месте. Почему?

Приборы и материалы: кусочек картона, стакан, монета, лист бумаги.

(Сила взаимодействия монеты с картоном и стакана с листом бумаги малы. Поэтому эта сила не может сообщить им скорость в горизонтальном направлении. Они практически сохраняют состояние покоя по закону инерции.)

Итак, все три брата ответили на вопросы и смогли пересечь границу. Подошли к развилке дорог. Дороги три. Которую выбрать? Пошли каждый по своей. Решили, что так будет лучше: потом поделятся впечатлениями. Условились через три года встретиться на том же месте.

Долго бродили братья по белу свету, разным ремеслам обучались да чудесами любовались. Вернулись в назначенный день и поведали о своих приключениях.

Первым речь повел старший брат: «Иду я однажды по дороге и вижу поляну. Посреди огромная ель растет. А около нее белка резвится да орешки щелкает. А есть так хочется. Тут и говорит белка человеческим голосом: «Объясни то, что увидишь, тогда поделюсь орешками». Но я так и остался голодным. Помогите мне понять, что к чему».

4. Подобраны две пробирки так, чтобы одна входила в другую с небольшим зазором. Заполните большую пробирку наполовину водой и вставьте в нее другую. Затем опрокиньте их, держа внешнюю пробирку рукой. Из большой пробирки вода постепенно вытекает, а внутренняя пробирка втягивается вверх. Объясните, почему внутренняя пробирка не падает, а поднимается вверх?

Приборы и материалы: две пробирки, вода.

(Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх.)

Продолжил рассказ средний брат: «Однажды я весь день был в пути, а к вечеру, когда для человека, для зверья, для птицы настает время сна, прилег и быстро заснул. И приснилось мне, будто нахожусь в лаборатории алхимика. Вокруг колбы, пробирки. И проделывает он вот что…»

5. Собрана установка по рисунку. Колбу, заполненную водой, опрокидывают в пустой стакан. Небольшая часть воды выливается в стакан. Откачивают воздух. При этом вода из колбы переливается в стакан. После откачивания воздуха откройте вентиль. Вода из стакана переходит обратно в колбу.



«Почему так происходит?» — спрашивает средний сын.

Приборы и материалы: стакан, пробирка, вода, насос вакуумный.

Тут подошло время для рассказа младшему сыну. «Довелось мне, братцы, попасть в деревню, где люди забросили все свои дела. Сидят и гадают, что бы это значило. Показали и мне. Я разгадал, и они опять принялись за работу, привели в порядок поля и дома, которые уже много лет не засевали и не убирали. Попробуйте и вы найти разгадку».

6. Вода в перевернутом стакане. Наполните до краев стакан водой и прикройте листком плотной бумаги. Переверните стакан, придерживая лист бумаги ладонью. Затем уберите руку. Почему вода из стакана не выливается?

Приборы и материалы: стакан, листок бумаги, вода.

(Вода в стакане удерживается силой атмосферного давления.)

Пока братья зашли в один из парков и расположились у фонтана. Чтобы они продолжили свой путь, необходимо им помочь (даются занимательные вопросы и показываются опыты, которые можно взять из соответствующей литературы по своему усмотрению).

7. Фонтан собран по рисунку. Конец стеклянной трубки в колбе должен иметь диаметр 1–2 мм. На стеклянную трубку надета резиновая трубка с зажимом. Перед опытом из колбы откачивают воздух.



Приборы и материалы: колба с пробкой и трубкой, резиновый шланг, насос, вода в стакане.

После отдыха братья опять отправились в путь. Но уже домой. Много еще они видели и слышали. Но только немногое рассказали. (Показываются опыты. Учащиеся их объясняют.)

8. Картезианский водолаз.

Приборы и материалы: мензурка с водой почти до верха, небольшая пробирка (или небольшой флакон из-под лекарства), резиновый шарик.

Пробирка частично заполняется водой и открытой частью опускается в мензурку. Она должна только немного выступать над водой (но не тонуть). Верх мензурки закрывается резиной (шарик) и обматывается нитками или скотчем. При легком нажатии на резинку «водолаз» начинает опускаться.

9. Яйцо в бутылке.

Приборы и материалы: бутылка молочная, яйцо, сваренное вкрутую, клочок бумаги, спички.

В бутылку бросают небольшой клочок горящей бумаги, на горлышко кладут очищенное яйцо. Когда бумага погаснет и воздух в бутылке охладится, яйцо с эффектным хлопком влетает внутрь, оставаясь целым.

10. Шарик под воздушным колоколом. Чуть-чуть наполненный воздухом шарик положить под воздушный колокол и начать откачивать воздух. Шарик раздувается. Почему?

11. Кипение воды (из серии «Опыты алхимика»).

Взять неполный стакан теплой (лучше горячей) воды и поместить под воздушный колокол. При откачивании воздуха вода закипает. Почему?

После долгого пути братья вернулись домой. Каждый из них начал заниматься тем делом, которое ему больше всего понравилось и которому он выучился. Осталось и нам с вами возвращаться домой из этой интересной страны под названием Физика.

Литература

1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2002.

2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. — Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.

3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. — М.: Просвещение, 1991.

4. Лукашик, У.I. Зборник задач па физике, 7–8 кл. / У.I. Лукашик. — Минск : Оракул, 1996.

5. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 1981.

6. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. — Минск: Красико-Принт, 2000.

7. Оникул, П.Р. 19 игр по математике / П. Р. Оникул. — СПб., 1999.

8. Час занимательной математики. — М., 2005.

9. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск