ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (для 3 класса) составлена на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России», М., Просвещение,2011 г.) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общими целями начального общего образования с учетом специфики учебного предмета являются:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Программа обеспечена следующим учебно- методическим комплектом:
-Плешаков,А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2011.
-Плешаков, А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.
-Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2013.
-Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс.—М.: Просвещение, 2013. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Целями данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений являются:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачами данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является урок. Предусмотрены различные типы уроков: уроки постановки учебной задачи, обобщающие уроки, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-соревнования, уроки –викторины. На уроках используются фронтальные, групповые формы работы, работа в парах. Отбор приёмов и методов обучения осуществляется с учетом технологии развивающего обучения. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание авторской программы рассчитано на 34 учебных недели, 2 часа в неделю ,всего 68 часов. Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (34 учебные недели)
Количество часов в неделю: 2 часа
В рабочей программе изменений нет.
Количество часов для проведения проектов – 6ч.
Количество часов для проведения итоговой комплексной работы – 1ч.
Количество часов для проведения итогового тестирования – 4ч. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Как устроен мир – 6ч.
Эта удивительная природа – 18ч.
Мы и наше здоровье – 10ч.
Наша безопасность – 7ч.
Чему учит экономика – 12ч.
Путешествие по городам и странам – 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы
учебного времени
| Характеристика учебной деятельности
| Плановые
сроки
прохождения
| Примечания
|
Как устроен мир (6 часов)
|
1.
| Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей
|
1ч.
| - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- раскрывать ценность природы для людей;
- работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы по известным признакам;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
- находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;
- различать внешность человека и его внутренний мир,
- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
- определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, Интернете; подбирать иллюстративный материал; презентовать проект; оценивать результаты работы;
- определять место человека в мире;
- характеризовать семью, народ, государство как части общества;
- сопоставлять формы правления в государствах мира;
- устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.
| 03.09
|
|
2.
| Человек. Человек – это часть природы. Внутренний мир человека.
|
1ч.
| 05.09
|
|
3.
| Проект «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалом учебника, распределение заданий.
|
1ч.
| 10.09
|
|
4.
| Общество. Человек как член общества. Человечество. Символы государства. Глава государства. Мы – граждане России.
|
1ч.
| 12.09
|
|
5.
| Что такое экология. Роль экологии в жизни человека и общества.
|
1ч.
| 17.09
|
|
6.
| Природа в опасности! Охрана природы. «Проверим себя и оценим свои достижения».
|
1ч.
| 19.09
|
|
Эта удивительная природа (18 часов)
|
7.
| Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества.
|
1ч.
| - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
- характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
- работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества; осуществлять самопроверку;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха;
- различать цель опыта, ход опыта, вывод;
- практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды;
- высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;
- высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;
- наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента;
- характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;
- высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
- обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
- знакомиться с группами растений по материалам учебника;
- подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;
- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
- приводить примеры животных разных групп;
- характеризовать животных по типу питания;
- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
- характеризовать животных разных групп по способу размножения;
- рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве; обсуждать меры по охране животных;
- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
- характеризовать строение шляпочных грибов;
- моделировать различие грибов- двойников;
- характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители;
- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.
| 24.09
|
|
8.
| Разнообразие веществ. Наиболее распространённые в быту вещества.
|
1ч.
| 29.09
|
|
9.
| Воздух и его охрана. Свойства воздухаОхрана чистоты воздуха.
|
1ч.
| 01.10
|
|
10.
| Вода. Значение воды для жизни на земле. Свойства воды.
|
1ч.
| 03.10
|
|
11.
| Превращения и круговорот воды. Три состояния воды.
|
1ч.
| 08.10
|
| 12.
| Берегите воду! Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.
|
1ч.
| 10.10
|
|
13.
| Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия.
|
1ч.
| 15.10
|
|
14.
| Что такое почва. Состав почвы. Охрана почвы. Проверочная работа.
|
1ч.
| 17.10
|
|
15.
| Разнообразие растений. Группы растений. Виды растений.
|
1ч.
| 22.10
|
|
16.
| Солнце, растения и мы с вами. Роль растений в жизни животных и человека.
|
1ч.
| 24.10
|
|
17.
| Размножение и развитие растений. Развитие растений из семян.
|
1ч.
| 05.11
|
|
18.
| Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.
|
1ч.
| 07.11
|
|
19.
| Разнообразие животных. Виды животных.
|
1ч.
| 12.11
|
|
20.
| Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». Подготовка к выполнению проекта.
| 1ч.
| 14.11
|
|
21.
| Размножение и развитие животных разных групп.
|
1ч.
| 19.11
|
|
22.
| Охрана животных. Меры по охране животного мира.
|
1ч.
| 21.11
|
|
23.
| В царстве грибов. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Лишайники.
|
1ч.
| 26.11
|
|
24.
| Великий круговорот жизни. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. «Проверим себя и оценим свои возможности».
|
1ч.
| 28.11
|
|
Мы и наше здоровье ( 10 часов)
| 25.
| Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки.
| 1ч.
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать системы органов человека ( их части и назначение);
- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
- формулировать правила гигиены органов чувств;
- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
- выполнять физкультминутки;
- моделировать строение пищеварительной системы;
- обсуждать правила рационального питания;
-характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;
- моделировать строение дыхательной системы;
- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
- моделировать строение кровеносной системы;
- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
- характеризовать факторы закаливания;
- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать;
- выполнять тесты с выбором ответа; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся
| 03.12
|
|
26.
| Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
|
1ч.
| 05.12
|
|
27.
| Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий.
|
1ч.
| 10.12
|
|
28.
| Опора тела и движение. Опорно - двигательная система, её роль в организме человека.
|
1ч.
| 12.12
|
|
29.
| Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Подготовка к выполнению проекта.
|
1ч.
| 17.12
|
|
30.
| Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа.
|
1ч.
| 19.12
|
|
31.
| Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний.
|
1ч.
| 24.12
|
|
32.
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений.
|
1ч.
| 26.12
|
|
33.
| Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.
|
1ч.
| 14.01
|
|
34.
| Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».
|
1ч.
| 16.01
|
|
Наша безопасность ( 7 часов)
|
35.
| Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
|
1ч.
| - Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
- работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
- оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов;
- актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
- характеризовать опасности природного характера;
- приводить примеры цепей загрязнения;
- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.
| 21.01
|
|
36.
| Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, общественном транспорте.
|
1ч.
| 23.01
|
|
37.
| Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные знаки сервиса.
|
1ч.
| 28.01
|
|
38.
| Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта.
|
1ч.
| 30.01
|
|
39.
| Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах.
|
1ч.
| 04.02
|
|
40.
| Природа и наша безопасность. Опасности природного характера.
|
1ч.
| 06.02
|
|
41.
| Экологическая безопасность. Правила экологической безопасности. « Проверим себя и оценим свои достижения».
|
1ч.
| 11.02
|
|
Чему учит экономика ( 12 часов)
|
42.
| Для чего нужна экономика. Товары и услуги.
|
1ч.
| - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
- различать товары и услуги;
- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
- характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых ( шахты, карьеры, нефтяные вышки);
- различать и классифицировать культурные растения;
- выявлять связь растениеводства и промышленности;
- характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
- соотносить продукцию и отрасли промышленности;
- характеризовать труд работников отраслей промышленности;
- собирать информацию об экономике своего края;
- раскрывать роль денег в экономике;
- различать денежные единицы разных стран;
- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
- моделировать семейный бюджет;
- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.
| 13.02
|
|
43.
| Природные богатства и труд людей - основа экономики
|
1ч.
| 18.02
|
|
44.
| Полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых.
|
1ч.
| 20.02
|
|
45.
| Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики.
|
1ч.
| 25.02
|
|
46.
| Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
|
1ч.
| 27.02
|
|
47.
| Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики.
|
1ч.
| 04.03
|
|
48.
| Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта.
|
1ч.
| 06.03
|
|
49.
| Что такое деньги. Роль денег в экономике. Денежные единицы различных стран.
|
1ч.
| 11.03
|
|
50.
| Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах.
|
1ч.
| 13.03
|
|
51.
| Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
|
1ч.
| 18.03
|
| 52.
| Взаимосвязь экономики и экологии. «Проверим себя и оценим свои достижения».
| 1ч.
| 20.03
|
|
53.
| Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.
|
1ч.
| 01.04
|
|
Путешествия по городам и странам ( 15 часов)
|
54.
| Золотое кольцо России. Города Золотого кольца ( Сергиев – Посад, Переславль – Залесский Ростов, Ярославль), их достопримечательности.
|
1ч.
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
- с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
- собирать экспонаты для музея ( фотографии, открытки, значки ), составлять этикетки ( кем, когда и где собран материал);
- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы;
- обсуждать, почему с государствами- соседями нужно иметь добрососедские отношения;
- соотносить государства и их флаги;
- узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран и их замечательных людей;
- работать со взрослыми: в магазинах выяснять какие товары поступают из стран Европы;
- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
- обсуждать цели международного туризма;
- работать с картой;
- выполнять тесты с выбором ответа;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
| 03.04
|
|
55.
| . Города Золотого кольца (Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.
|
1ч.
| 08.04
|
|
56.
| Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта.
|
1ч.
| 10.04
|
|
57.
| Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.
|
1ч.
| 15.04
|
|
58.
| На севере Европы. Страны севера Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия.
|
1ч.
| 17.04
|
|
59.
|
Комплексная проверочная работа.
|
1ч.
| 22.04
|
|
60.
| Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса: Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
|
1ч.
| 24.04
|
|
61.
| В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария.
|
1ч.
| 29.04
|
|
62.
| По Франции и Великобритании. Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы.
|
1ч.
| 06.05
|
|
63.
| По Франции и Великобритании. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы.
|
1ч.
| 08.05
|
|
64.
| На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство.
|
1ч.
| 13.05
|
|
65.
| По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства.
|
1ч.
| 15.05
|
|
66.
| Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверка знаний и умений.
|
1ч.
| 20.05
|
|
67.
| Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности.
|
1ч.
| 22.05
|
|
68.
| Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности.
|
1ч.
|
| |