Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 135.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.03.2014
Размер135.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №122»

Московского района города Казани

Мастер-класс

Работа по индивидуальной научно-методической теме как важный аспект подготовки учителя

к введению ФГОС НОО


Е.Ю.Варешкина,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают в качестве главной цели - формирование деятельностных умений. Конкурентоспособность личности определяется надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Учителям нашей гимназии оказалось несколько легче подготовиться к введению ФГОС. В основе Cтандартов в целом лежит системно-деятельностный подход.

Система работы каждого учителя начинается с обдуманного подбора научно-методической темы. Два года я разрабатываю методическую тему «Филологический аспект в работе по развитию творческих способностей учащихся в условиях реализации дидактической системы деятельностного метода». В ходе работы над темой сначала была изучена технология деятельностного метода в московской Академии повышения квалификации. Но тогда мы проводили только уроки математики. Затем начали пробовать проводить и уроки русского языка по опытной модели. После курсов «Реализация ТДМ в курсах гуманитарно-эстетического цикла» попыталась транслировать технологию и на уроках чтения.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты урока чтения в 3 классе, цель которого - организация деятельности учеников для построения нового способа действий и формирования способности правильного определения типа текста. Урок «открытия» нового знания включает в себя следующие этапы.

Первым этапом является «Мотивация к учебной деятельности», цель которого - создание условий для включения в учебную деятельность, установление тематических рамок урока и актуализация требований к ученику.

- Начнем наш урок, коллеги! Предлагаю вам поработать в роли учеников!

- Произведения какого раздела изучаем? («Природа летом».)

- Чему мы учимся, читая эти произведения? (Описывать природу.)

- Кто автор этих строк? «Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон тайн. И я буду открывать эти тайны всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» (В. Бианки)

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого раздела и тоже попробуем открыть новое.

- Как ученики узнают новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.)

- С чего начнем? (Повторим необходимые знания.)

Так мы переходим во второй этап урока «Актуализация опорных знаний», целью которого является актуализация умения определять известные типы текста; активизация мыслительных операций; организация выполнения пробного действия, в результате которого обязательно фиксируется затруднение. У детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности.

- Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой. Тема – это то, о чём говорится в тексте.)

- Из каких частей состоит? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

- Какие типы текстов знаете? (Тексты бывают трех типов: повествование, описание, рассуждение)

- Прочитайте текст и покажите сигнальной карточкой, к какому типу он относится.

Дятел.

Какой дятел нарядный!

Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красное пятно. А на крыльях белые пятнышки и полоски.

Настоящий красавец этот лесной доктор!

По Г. Скребицкому

- О – описание. (На доску вывешивается опорный сигнал.)

Беличье гнездо.

Ловко построено гнездо у белки! В нем всегда тепло.

Гнездо, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Делает его белочка из веточек, из сучьев. А чтобы холодный ветер не задувал в гнездо, зверёк закрывает лазейку подстилкой.

Вот почему беличье гнездо очень тёплое.

По И. Соколову – Микитову

- Р – рассуждение. (На доску вывешивается опорный сигнал.)

Сами виноваты.

Построили себе зайцы домишко в лесу. Всё вокруг расчистили. Только камень с дороги упрямый заяц не хотел убрать.

Однажды пригласили зайцы своего старого друга медведя на праздничный пирог. Спешил медведь и у крыльца налетел на камень. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил. Схватился медведь за голову. Плачут зайцы от горя.

А зачем плакать? Сами виноваты!

По С.Михалкову

- П – повествование. (На доску вывешивается опорный сигнал.)

- Что мы повторили? (Тексты бывают трех типов: повествование, описание, рассуждение.)

- Какие части есть в этих текстах? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

- Почему я выбрала именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.)

- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

- Задание нам подскажет наша Настя. Прочитайте авторский текст на стр. 105.

- Прочитайте слова К. Паустовского.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 106. Как вы думаете, почему рассказ называется “Золотой луг”?

- Почему Настя называет одуванчики “обыкновенными”? Разделяете ли вы ее мнение?

3. Самостоятельное чтение рассказа “Золотой луг” про себя.

Вопросы после чтения:

- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?

- Удалось ли автору поразить вас?

- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

- Подходит ли к тексту название рассказа?

4. Пробное действие.

- Покажите сигнальной карточкой, к какому типу текста можно отнести произведение «Золотой луг».

- Что вы замечаете? (Определили по-разному.)

- Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ.)

- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.)

Третий этап урока в технологии деятельностного метода - «Выявление места и причины затруднения», когда дети фиксируют шаг, на котором возникло затруднение, выявляют его причины и на этой основе выявляют и фиксируют в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

- Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно определить тип текста.)

- В чём затруднение? (Есть признаки сразу двух типов.)

- Почему возникло затруднение? (Не знаем других типов текста.)

- Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)

Четвертый этап – «Построение проекта выхода из затруднения», целью которого является выбор способа и средств для построения нового знания. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

На этапах 3 и 4 дети выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают.

- Какую цель вы поставите перед собой? (Определить признаки текста нового типа.)

- Сформулируйте тему урока. (Тип текста «Золотой луг».)

- Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: признаки изученных ранее типов текста.)

- Как вы будете открывать новый способ? (Будем внимательно читать текст и находить признаки изученных ранее типов текста.)

- Построим план выхода из затруднения.

1. Прочитаем текст внимательно.

  1. Составим план текста.

  2. Рассмотрим признаки каждой части в отдельности.

  3. Сделаем вывод.

  4. Зафиксируем новый эталон.

- Нам для такой ответственной работы пригодится острое зрение. Предлагаю выполнить упражнения для глаз «Сова», «Муха», «Бабочка».

Пятый этап урока – «Реализация построенного проекта», когда мы строим пошаговый алгоритм действий и эталон, т.е. графическую схему. В конце этого этапа необходимо вернуться к пробному заданию, вызвавшему затруднение, и зафиксировать преодоление этого затруднения с использованием нового алгоритма и эталона. Уточняется и общий характер нового знания. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового способа действий.

На 5 этапе ребята взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем.

1. Повторное чтение вслух.

- Прочитаем текст внимательно, но теперь вслух.

2. Анализ текста.

- От чьего лица ведётся повествование? (Автор - М. Пришвин, а рассказчик – мальчик).

- Кто был старше из братьев? Почему? (“… Он впереди, я – в пяту.”)

- Как это – идти в пяту? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь).

- Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел - добывание, добыча, охота на кого- нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).

- Что такое забава? (Забава - развлечение, игра).

- Что значит созревают одуванчики?

- Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели? (Фукну, фукнет.)

- Знакома ли вам такая игра с одуванчиком?

- Как рассказчик называет одуванчики? (Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)

- Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста. (Зачитывают.)

- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачитывают.)

- Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачитывают.)

- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?

- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони.)

- Как теперь называет одуванчики рассказчик?

- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? («Пальчики на ладони»).

3. Реализация плана в группах.

- Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

- Начинайте работать по 2 и 3 пунктам плана: «Составим план текста»,

«Рассмотрим признаки каждой части в отдельности». Даю вам 2 минуты.

- Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

- Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть.

- Как можно озаглавить I часть? (Постоянная забава. Цветы для забавы.)

- Как можно озаглавить II часть? (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)

- В чем главная мысль в этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг.)

- Как озаглавили III часть? (Цветок моего детства. Один из самых интересных цветов.)

На слайде план рассказа:

I. Вступление. Цветы для забавы.

II. Основная часть. Маленькое открытие.

III. Заключение. Цветок моего детства.

- Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём, по-вашему, состоит главная мысль? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.)

- К какому типу текста относится каждая часть? (Высказывания.)

- Сделайте в группах вывод, как определить тип всего текста и почему. (Высказывания.)

- Теперь попробуйте создать свой опорный сигнал к новому типу текста. (ПО)

- Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант будет правильным и почему? (Высказывания.)

- Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)

- Что вы можете теперь делать? (Определять тип текста – повествование с элементами описания.)

- Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)

4. Физминутка.

- Представьте, что вы одуванчик. Встаньте, спинку выпрямите, голову держите прямо. Глубоко вздохните. Вы цветок. Вы одуванчик… Ваша голова тянется к солнцу. Оглянитесь вокруг. Вы видите? Другие цветы! Шмели! Бабочки! Дует легкий ветерок!

Переходим к шестому этапу «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи». Целью этого этапа является создание условий для выполнения заданий на использование изученного способа действия и проговаривание во внешней речи фронтально и в парах.

1. Работа с текстом после чтения по группам.

- Поработайте в группах по заданиям.

1 группа:

  1. Какое открытие сделал для себя автор и можно ли это считать, на ваш взгляд, открытием?

  2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

2 группа:

  1. В чём поэтичность рассказа «Золотой луг»?

  2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

3 группа:

  1. Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть “некрасивых цветов”, сделать открытие?

  2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

4 группа:

1. Продумайте, с какой интонацией надо читать 1 часть.

2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

5 группа:

1. Продумайте, с какой интонацией надо читать 2 часть.

2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

6 группа:

1. Продумайте, с какой интонацией надо читать 3 часть.

2. Какие выразительные средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

2. Подготовка к выразительному чтению. Группы рассказывают о результатах проведенных исследований.

1-я часть – игриво, весело.

Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.

2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.

3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно.

  1. Выразительное чтение.

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно.)

Седьмой этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Его цель – организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. Проверка и исправление осуществляется каждым учеником индивидуально путем пошагового сравнения с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе.

- Определите, пожалуйста, тип текста и докажите:

1 вариант: А.П.Чехов «Степь».

2 вариант: В.Бианки «Неслышимка».

- Проверьте по эталону.

- У кого возникли затруднения?

- В чем причина вашей ошибки?

- Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы!

- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

Восьмой этап урока – «Включение в систему знаний», когда новое учебное умение используется для обеспечения содержательной непрерывности. На этом этапе очень целесообразно использовать работу в малых группах над разноуровневыми заданиями. Учитель делит класс уже не по признаку местонахождения в кабинете, а раздает детям какие-либо фигурки, картинки для объединения учеников в одну группу по уровню обученности. Ученики пересаживаются и выполняют задание. Сначала им дается две минуты на совместное обсуждение, а затем каждый выполняет. Проверяем по одному человеку от каждой группы.

- Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат. В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков. В одной корзиночке до 200 семян с пушинками. И все они разлетаются, как только подует ветер.

Представьте, что вы не знаете названия цветка. Попробуйте его как-нибудь назвать. (Дети придумывают названия).

- В различных местностях его называют по-разному, например: одуван, молочай, одуванчик, летучки, пушица, молочник, пустодуй.

Э. Шим сказал о М. Пришвине «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».

А как вы понимаете это высказывание Э. Шима?

- Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами.

Я сорвал цветок, и он ….

Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только ….

Слова для справок: увял, умер, природе, сердцем.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

- Луга украшают землю. Полюбуйся чудесными бабочками, послушай гудение шмелей, пчёл, и ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!

Девятый заключительный этап урока – «Рефлексия учебной деятельности на уроке». Цель этого этапа – организация самооценки учениками собственной деятельности на уроке. Сначала соотносятся цель и тема урока с результатом деятельности, затем вновь фиксируется в речи новый способ действия, открытый на уроке, обсуждается задание на дом в соответствии с самооценкой.

Дети учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности.

- Какую цель ставили перед собой? (Определить признаки текста нового типа.)

- Достигли мы цели? (Да.)

- Какой тип текста сегодня открыли? (Повествование с элементами описания.)

- Что запомнилось, что понравилось?

- Чего хотелось бы пожелать детям? А себе?

- Каким одним словом вы выразите свое настроение и чувство после урока?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

- Дома я предлагаю подготовить пересказ текста по плану, а желающие ещё могут сочинить загадки об одуванчике или подобрать репродукции картин о лете.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск