Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Озёрная средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрена на заседании МС школы протокол № 8
От 01.08. 2013 г.
Руководитель:_______
С.Г.Шигапова
| «Согласовано»
ЗДУР:____________
_______________ «_____» _______2013 г.
| «Утверждаю»
Директор школы: ___________А.Р.Сафин
Приказ №____
От «____» _______2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Искусство (ИЗО) 6 класс (35х1=35 часов)
Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна,
учитель технологии
МБОУ «Озёрная СОШ»
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка по предмету ИЗО
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными. Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования на второй ступени обучения является:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.
1.1 Цель курса:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
1.2 Задачи курса:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;
осмысление места декоративного искусства в жизни общества;
осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.
Формирование художественно-творческой активности.
Учащиеся должны:
учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно–образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;
учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных украшений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
2.1 Знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
процесс работы художника над созданием станковых произведений;
место станкового искусства в познании жизни и поисках истины;
бытовой жанр, исторический жанр, плакат, графические серии, литографии, репродукции;
произведения агитационно-массового искусства;
произведения выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан; и т.д. французского искусства; голландского искусства; русского искусства 18-20вв.
значение древних корней народного искусства;
связь времен в народном искусстве;
место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;
содержательную взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.
знать несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (например, Гжель, Жостово, Хохлома);
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен, например Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы;
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
2.2 Уметь:
работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом, пейзажем, портретом;
выбирать наиболее подходящий формат при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении портрета (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графических работах с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками: монотипией, линогравюрой (по выбору педагога);
эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
выражать свое отношение к идейно-нравственному содержанию произведений искусства;
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер;
сознательно размещать изображения предметов и действующих лиц в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективы;
выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве;
доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке своего класса.
отражать в проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т.д.)
создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой(одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
овладевать навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ, выполненных в материале.
2.3. Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для украшения и благоустройства интерьера собственного дома, школы и т.д.;
для овладения навыками работы в конкретном материале (роспись по дереву, батик, и т.д.)
Обладать ключевыми компетенциями:
2.4.1. Информационно-технологические:
умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
2.4.2. Коммуникативные:
умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.
2.4.3. Учебно-познавательные:
умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов практической деятельности;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности.
Обладать специальными компетенциями:
давать сущностную характеристику изучаемым объектам (формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре).
выявлять несложные реальные связи и зависимости, например связь крестьянского декоративного искусства с природой, бытом, эпосом, мировосприятием земледельца.
III.Календарно-тематический план
№ урока
| Наименование раздела, темы, урока
| Кол-во ча-сов
| Краткое содержание
| Практическая работа (опыт творческой деятельности)
| Тип урока
| Информ. сопрово-жднеие
| Дата (план)
| Дата (факт)
|
| Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| |