Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.03.2014
Размер67.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МАТЕМАТИКИ И ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ГУЛЛИВЕРА» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ


Ситникова Ольга Владимировна учитель математики первой категории,
Крамарук Тамара Анатольевна учитель русского языка и литературы первой категории, Пашкина Светлана Ивановна учитель географии
МОУ Назаровская СОШ
Цель:

-проанализировать проблемы, поднимаемые автором в книге;

-выявить связь с русской литературой;

-установить причины использования автором множества числовых подробностей и географических данных;

-расширить кругозор семиклассников.
Проблемные вопросы:

-Что хотел в своем произведении показать Джонатан Свифт, используя жанр фантастического путешествия?

-Зачем нужно было использовать в романе множество числовых данных?

-Для чего в фантастическом произведении используются реальные географические объекты?
ХОД УРОКА:
(Слайд1)

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради и запишите тему урока.
(Слайд 2)

У.Л. Хорошие книги можно читать по-разному: залпом, едва поспевая за увлекательным сюжетом, или медленно, наслаждаясь красотой авторского слога.
У.М. А ещё можно читать глазами математика, замечая и анализируя забавные ситуации, в которые попадают персонажи.
У.Г. И совершить увлекательное и весьма поучительное путешествие по странам и континентам.
(Слайд 3)

У.М. Итак, мы попытаемся проанализировать произведение с точки зрения литературы, математики и географии.
У.Г. И ответить на следующие проблемные вопросы:

Что хотел в своем произведении показать автор, используя жанр фантастического путешествия?

Для чего нужно было использовать множество числовых данных?

Для чего в выдуманном мире Свифт использует реальные географические объекты?
(Слайд 4)

У.Л. Нет людей, равнодушных к приключениям, фантастике, путешествиям к неизведанным мирам и континентам. Помогают нам в этом писатели-фантасты.
А можете ли вы назвать писателей-классиков этого жанра?

(Дж.Свифт, Д.Дефо, Жюль Верн, А.Беляев)

(Слайды 5-12)

-Дж.Свифт. (Рассказ по слайдам)
(Слайд 13)

Экспресс-опрос

Империя, в которой жил Гулливер, называлась Блефуску.

Гулливера прозвали Человек-Гора.

Он мечтал поехать в аквапарк “Лимпопо”.

Гулливер нашёл в море медузу.

Император подарил Гулливеру на прощание свой портрет.

Монеты лилипутов нужно было рассматривать через увеличительное стекло.

Гулливер отплывая на лодке захватил с собой 6 крокодилов и 5 жирафов.

Гулливера спас английский корабль.

Коровы и овцы Гулливера могли бегать по столу каюты.

Главного героя в Англии встречал царь.

(Слайд 14)

Ответы: (+,+, - , - ,+ ,+, - ,+, +,-)
(Слайд 15)

-Сколько путешествий совершает Гулливер? В какие страны?

(Слайды 16-19)

(В знаменитом романе «Путешествия Гулливера» ирландского писателя-сатирика, поэта и общественного деятеля Джонатана Свифта (1667—1745) его герой Лемюэль Гулливер совершает четыре увлекательных путешествия.

Отплывая каждый раз из вполне конкретного, реально существующего на карте портового города, он неожиданно попадает в диковинные страны.

Сначала — в Лилипутию, где живут очень маленькие люди, и он предстаёт перед ними как человек-гора.

Потом оказывается в государстве Бробдингнег, населённом людьми-великанами, и превращается там в лилипута.

В третьем путешествии Гулливера занесло на летающий остров Лапуту, а в четвёртом — в страну гуингнмов, где миром правят лошади.)
(Слайд 20)

Какова роль фантастики в романе?

Для чего он придумал страну Лилипутов?
(Слайд 21)

Для того, чтобы показать несовершенство государственной системы и взаимоотношений в Старой Англии,так как в открытую он не мог критиковать современные для его времени порядки.

Лилипутия – это Англия сквозь уменьшительное стекло.
(Слайд 22)

Англия и роман. Сходство.
(Слайд 23)

У.Г. А теперь отправимся в увлекательное путешествие.

Без романа Д. Свифта не вырос, наверное, ни один ребёнок. В ней мы знакомимся с новым понятием «альтернативная география»
(Слайд 24)

Альтернативная география  — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы земной шар имел другую географию (иные материки, моря, океаны, очертания континентов, либо их выборочное отсутствие).
У.Г. В XVIII веке еще не все земли были исследованы мореплавателями, поэтому Джонатан Свифт ничем не рисковал, располагая вымышленные государства как раз в таких местах, которые никем к тому времени не были описаны: ведь никто толком об этих местах не знал, следовательно, не мог упрекнуть писателя в том, что там нет Лилипутии и Бробдингнега.

(Слайд 25- 26) Любое путешествие немыслимо без наличия карты. Покажите по карте путь корабля Гулливера к Лилипутии, и путь к Бробдингнегу.
Если:

Путь к Лилипутии: Британия (Бристоль) -– Атлантический океан – Ост.Индия -Индийский океан–Северо-запад от острова Тасмания (Вандименова земля) – 30 градусов южной широты.

Путь к Бробдингнегу: Британия (Бристоль) – Мыс Доброй Надежды – Мозамбикский пролив (Мадагаскарский) – 5 градусов южной широты – восток от Молуккских островов – 3 градуса севернее экватора – Восток от Японии.

У.М.Но давайте задумаемся над тем, что и математика играет в романе очень важную роль, во всяком случае, в двух первых путешествиях Гулливера.
(Слайд 27)

Вывод с точки зрения географии.
(Слайд 28)

Задачник Гулливера.

(Слайд 29)
В стране лилипутов английскому футу соответствовал дюйм. Это означает, что все её обитатели и окружавшие их предметы были в 12 раз меньше тех, что окружают нас, по высоте, толщине и т.д.

У.Л. Вот что рассказал нам главный герой о туземцах.
«Средний рост туземцев немного меньше шести дюймов, и ему точно соответствует рост как животных, так и растений: например, лошади и быки не бывают там выше четырёх или пяти дюймов, а овцы выше полутора дюймов; гуси равняются нашему воробью, и так далее вплоть до самых крохотных созданий… Самые высокие деревья в Лилипутии не больше семи футов… Вся остальная растительность имеет соответственные размеры…»

У.М. Рассчитайте рост лилипутов и высоту деревьев..(1дюйм=, 1фут=) 6· =, 7· =.
(Слайд 30)

У.Л. А вот выглядела постель Гулливера.

«…по приказанию императора для меня была изготовлена постель. Ко мне были привезены шестьсот матрацев обыкновенной [для лилипутов] величины; сто пятьдесят штук были сшиты вместе, и таким образом образовался один матрац, подходящий для меня в длину и ширину; четыре таких матраца положили один на другой, но, несмотря на это, моя постель была немногим мягче гладкого каменного пола. По такому расчёту были сделаны также простыни, одеяла и покрывала…»

У.М. Вычисления показывают: на изготовление матраца для Гулливера требовалось 122 × 4 = 576 лилипутских матрацев, а не 600, как указал автор (очевидно, «ошибка» продиктована стремлением Свифта упростить расчёты и округлить ответ). Согласимся и с тем, что постель была слишком жёсткой, ведь матрац оказался втрое тоньше, чем полагалось его сделать.
(Слайд 31)

У.Л. Далее герой сообщает:
«…в последнем пункте условий моего освобождения император постановляет выдавать мне еду и питьё в количестве, достаточном для прокормления 1728 лилипутов».

У.М. Всё верно: за один приём пищи Гулливер должен был съедать и выпивать в 123 = 1728 раз больше лилипута. В книге рассказывается, как проводился этот расчёт:

«Спустя некоторое время я спросил у одного моего придворного друга, каким образом была установлена такая точная цифра. На это он ответил, что математики его величества, определив высоту моего роста... и найдя, что эта высота находится в таком отношении к высоте лилипута, как двенадцать к единице, пришли к заключению, что объём моего тела равен по крайней мере объёму 1728 тел лилипутов, а следовательно, оно требует во столько же раз больше пищи».


(Слайд 32)
У.Л. Вспомните, какие меры длины входили в систему мер, принятую в Лилипутии.

(В систему мер, принятую в Лилипутии, входили как минимум три единицы длины.)

-Назовите их, пожалуйста.

(Дрерр, глюмглефф, блестрег)
(Слайд 33)

Да, вы правы. В тексте говорится:
-Самая мелкая из них — дрерр. О ней в разговоре с Гулливером упомянул главный секретарь по тайным делам государства:
-«Вы, должно быть, заметили, что каблуки на башмаках его величества на один дрерр ниже, чем у всех придворных (дрерр равняется четырнадцатой части дюйма)».

-О второй единице длины герой услышал от местных моряков. Перед тем как отправиться вплавь к берегам империи Блефуску, отделённой от Лилипутии проливом, Гулливер поинтересовался его глубиной. И вот что узнал:
-«…[моряки] сообщили мне, что при высокой воде глубина в средней части пролива равняется семидесяти глюмглеффам, что составляет около шести европейских футов».

-Наконец, наиболее крупная единица длины встретилась герою в документе, содержавшем условия его освобождения.

В бумаге отмечалось, что владения «могущественнейшего императора Лилипутии, отрады и ужаса вселенной» охватывают в окружности пять тысяч блестрегов, или около двенадцати миль.


(Слайд 34)

У.М.Задача. Выразите дрерр, глюмглефф и блестрег в единицах метрической системы мер. Определите примерные размеры и площадь государства лилипутов, а также его столицы, которая, по словам Гулливера, в плане имела форму правильного четырёхугольника и была окружена стеной со стороной, равной пятистам футам.

(Решение.

1 дрерр = 2,54 : 14 ≈ 0,18 см = 1,8 мм, 1 глюмглефф= = 30,48×6 : 70 ≈ 2,61 см, 1 блестрег = 1,609344 ×12 : 5000 ≈ 0,00386 км = 3,86 м. (Напоминаем: 1 миля = = 1,609344 км.)

Из документа ясно, что территория Лилипутии была ограничена окружностью длиной 12 миль. Радиус этой окружности равен (12 × 1,609344) : (2 × 3,14) ≈ 3,1км. Следовательно, площадь государства составляла 3,14 × 3,12 ≈ 30,2 км2. Что касается столицы, то в плане она имела форму квадрата со стороной 500 × 0,3048 = 152,4 м и занимала площадь 152,42 ≈ 23 230 м2 ≈ 0,023 км2.)
(Слайд 35)

Вывод:

Все числовые данные и соотношения в тексте строго подчиняются утверждениям математики и географическим расчетам.

Автор с помощью математических и географических деталей достиг реального восприятия содержания книги.

Свифт выдумал страны, чтобы легче было показать несовершенство государственных устоев страны.
Итак, сегодня мы попытались рассмотреть произведение с разных точек зрения.И очень надеемся, что ваше чтение будет вдумчивым, внимательным и вы откроете для себя много нового и интересного.
(Слайд 36) Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск