Скачать 43.5 Kb.
|
В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем для различных предметов и их логической взаимосвязи. Уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму)- уже интегрированные уроки (со времен К. Ушинского эти уроки проводились интегрировано). Изначально интегрированный курс- внеклассное чтение .Возможно сочетание таких предметов, как- чтение –русский язык, чтение –природоведение, чтение- внеклассное чтение – природоведение, чтение – изо, чтение – музыка, природоведение – труд и др. Таким образом, краеведение, экология и интеграция – это основа, фундамент национально –регионального компонента в начальной школе. Я представляю это так :
Реализация национально – регионального компонента через краеведение в начальной школе , это прежде всего выполнение главной цели воспитания сейчас и на перспективу- «Патриот России ,ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур.(Н.Д.Никандров. Современное образование: взгляд оптимиста ) МОУ «ЛАРИНСКАЯ СОШ»
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ Любовь к Родине, стремление служить своему народу, к своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и вырос. Представления о Родине начинается для младших школьников с картинки в Букваре,песни матери, берез под окном. Год от года оно расширяется, обогащается.В.А .Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины. Программа краеведческого курса состоит из трех содержательных блоков: 1блок- «Мир села и правила взаимодействия с ним». 2 блок- «Особенности своего села» 3 блок- «Самые памятные места твоего села». Экскурсии расширяют кругозор ребят . Они узнают о прошлом и настоящем села Ларино, Уйского района , что помогает формировать у детей чувство патриотизма. Неоценимую помощь в изучении своего края играет наш школьный музей, который был создан учителем истории нашей школы, поэтом, писателем- Р.Г.Логиновым. С краеведением неразрывно связана экология. Экологическое воспитание проходит через ряд этапов. Первый этап включает в себя любование природой, умение выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы. Огромную роль в этом процессе играют произведения устного народного творчества. Мы проводим праздник Русской березки. Приглашаем наш фольклорный народный коллектив «КУЛАХТИНОЧКА». «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому.» Д.С.Лихачев Второй этап предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. В ходе прогулок, экскурсий, походов мы с ребятами оформляем альбомы: В.К.Малаховой « Мне трудно жить, коль не любить», Р.Г.Логинова « С любовью…», В.А. Векшина «Поэт и художник», «Фольклорный народный коллектив «Кулахтиночка». Третий этап утверждение в сознании и отражение в деятельности школьников рачительного отношения к природе, ее ресурсам, укрепление стремления сохранять красоту природы. Большое значение имеет знакомство с русским фольклором, в частности с закупами и народными приметами. Закупы представляют собой словесные описания, оберегающие птиц, зверей, растений от бессмысленного уничтожения.(Рябину не руби – будет грех, синицу не зори –будет дома пожар, природы не надо увечь-, а надо беречь.) Большое значение имеют природоохранные игры: «Охраняй атмосферу», «Не уничтожай родную природу», «Умеете ли вы общаться с природой.» Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого- краеведческой работы со школьниками. К ним относится: природа, хозяйство, население, история, искусство края. Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам, экологические сказки, участие в экологических спектаклях, выставки из природного материала. При этом я использую произведения местных авторов: В.К. Малаховой, Логинова Р.Г., Векшина В.А.,Мязина В.С.Одним из путей реализации НРК В начальной школе я бы назвала интеграцию учебных занятий на краеведческой основе. Прежде всего, какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? |