Скачать 226.08 Kb.
|
Муниципальнаое автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г.Перми Согласовано «Утверждаю» Методсоветом Директор МАОУ «СОШ №24» МАОУ «СОШ №24» _______________ И.Н.Котельникова от « »___________2011г от « »___________2011г Программа кружка «Умелые руки» Для детей 7 - 9 лет. Срок реализации программы 2 года. Автор: учитель нач.классов Шлякова В.Г. г.Пермь, 2011 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Направленность программы. Програма «Умелые руки» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. Программа разработана на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества "Умелые ручки", созданной Альмухаметовой Рамиля Рахматулловна, учителем начальных классов,Гиззатуллиной Эльвирой Минрахмановной, педагогом дополнительного образования Тимуршиной Раушанией Амировной, учителем начальных классов (Татарстан) и типовых программ по трудовому обучению. Является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о свойствах используемых при работе материалов, о композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы, а также используя поделки в качестве подарков. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры , развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке. Задачи:
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа “Умелые руки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, оригами, лепке, с использованием различных материалов (бумаги, ткани, кожи, меха, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала) .Направлена на развитие у школьников творчества,. На занятии ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала, а также навыки проектирования. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 6–8 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о разных видах материалов, их основных свойствах и получить навыки их обработки. Сроки реализации программы 1 год. Формы занятийОдно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.Ожидаемые результаты освоения программы: Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для друзей, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников. Содержание программы Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-8 лет. Программа кружка «Умелые руки» 2-ой год (102 ч) Второй год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. При обсуждении технологии изготовления изделия второклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая понятия материал и инструмент, само изготовление будет вестись подконтрольно по образцу или собственному замыслу. Вводная беседа (1 час).
Работа с природным материалом (26 часов).
Работа с бумагой и картоном (38 часов).
хорошо склеивается.
Работа с тканью и нитками (11 часов).
Работа с бросовым материалом (11 часов).
Работа с пластилином (6 часов).
Работа с солёным тестом (7 часов).
Подведение итогов (2 час).
К концу2 года обучения учащиеся должны знать:
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему
Методическое обеспечение программы «Умелые руки».
Методические рекомендации по проведению занятия Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя. Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Список литературы:
|