Интегрированный урок МХК/ИЗО в рамках недели предметов эстетического цикла. Тема: «Загадочная палитра искусства Японии». Цель:
Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства Страны Восходящего Солнца.
Задачи:
Выявить взаимосвязь миропонимания японцев с изобразительным и декоративным искусством;
Пополнить знания о древневосточной художественной культуре на примере искусства Японии;
Применение знаний о живописи Японии на практике: создание живописных свитков или пейзажей с соблюдением традиций Японского искусства;
Расширение представлений о многогранности изобразительного искусства Древнего Востока.
Необходимое оборудование, материалы: ММпроектор, краски, кисти, листы бумаги. Ход урока.
№
| Часть урока, время
| Содержание
| Примечания
| 1.
| Вводная, 2 мин.
| Учитель поясняет тему урока и задачи, которые необходимо выполнить в ходе урока.
|
| 2.
| Ознакомительная
(рассказ учителя МХК) (10 мин.)
| Рассказ учителя о стране 4 – х тысяч островов, особенностях жизни японцев и символике религии и искусства. Показываем связь символики с религиозными верованиями.
Синтоизм «путь богов» - почитание духов природы, предков ( у каждой вещи – своя душа, своё божество).
Отсюда:
Созерцательность творений природы, праздники любования временами года;
Отношение к людям, не ценящим природу (сердце из камня);
Привязанность к дому, выносливость, учтивость;
Связь архитектуры с ландшафтом, неброские краски, недосказанность в ИЗО искусстве.
| Рассказ сопровождается ММпрезентацией.
Акцентировать внимание: скалистые ущелья, реки, водопады, реликтовые леса, вершины. символ силы, живого божества,
Сакура – быстротечность жизни,
Бамбук – выносливость, гибкость, стойкость (национальные черты японцев), сосна – долголетие, пион – мир и процветание.
Времена года: три обязательных элемента ИЗО искусства (небо, земля, человек – гора, вода, цветок или дерево)
| 3.
| Ознакомительная (учитель ИЗО)
(10 мин.)
| На примере творчества японских живописцев подчеркнуть основные особенности ИЗО искусства Японии:
История развития японского Изо:
- связь с каллиграфией, влияние Китая, монохромность
- виды: свиток, ширма, гравюра
- сюжеты: религиозные, светские
Особенности японской живописи:
- философия
- монохромность
- материалы
- сюжеты
- штрихи
- четверо благородных
- законченность
| Рассказ сопровождается слайдами работ японских художников, приводим примеры рисунков детей.
| 4.
| Практическая (учитель ИЗО)
(15 мин.)
| Учитель на листе показывает приёмы и особенности композиции, цветовой гаммы, объёма.
Учащимся предлагается создать пейзаж, выбрав время года.
|
|
5.
|
Итоговая часть.
(учитель МХК)
( 5 мин.)
|
Учитель спрашивает учащихся о том, что отличает искусство Японии, акцентирует внимание на то, что в японском искусстве важен эмоциональный настрой художника. Созерцательность, недосказанность придают рисункам умиротворённость, спокойствие.
|
| 6.
| Задание на дом, оценка ответов и работ. (3 мин.)
| Выполненные работы учащихся оцениваются.
Если работы не доделаны, то это будет частью домашнего задания.
| Задание для тех, кто успел выполнить рисунок: на выбор подготовить рассказ по теме, сопроводив его видеорядом или презентацией.
Темы:
Чайная церемония.
Нэцкэ и резьба по кости.
Лаковые изделия декоративно – прикладного искусства.
Жилой дом японца (старинный, токономе, бонсай…..).
Искусство составления икэбаны.
| |