Скачать 62.98 Kb.
|
22.10.2010г. Тема урока: «Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» Цель: сформировать представление о многообразии моллюсков и их значении в природе и в жизни человека. Задачи: Образовательная –расширить представление учащихся о типе моллюски; познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков разных классов к условиям жизни; познакомить со значением моллюсков в природе и в жизни человека; Развивающая – развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности, интереса к изучаемой дисциплине, познавательной активности. Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к природе, потребность в её сохранении, эстетические взгляды и вкусы. Оборудование: компьютер, презентация, меловая доска, мел, таблицы: “Тип Моллюски.», на каждой парте по 1 карточке с таблицей, индивидуальные карточки для проверки знаний, рис.32-34 стр.49-51 п.12. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: беседа, работа с книгой, таблицами, работа с экранными пособиями, демонстрация раковин моллюсков. План и ход урока: I. Организационный момент: организация учебной дисциплины. II. Проверка домашнего задания: Фронтальный опрос. 1. К типу Моллюски относятся около (130 тыс. видов) видов. 2 Отделы тела моллюсков:(голова, туловище, нога). 3.Чем покрыто тело животного со спинной стороны (твердая известковая. раковина), 4.Между туловищем и мантией находится (мантийная) полость. 5.Для пищеварительной системы многих видов характерно наличие в ротовой полости (терки (радулы)), открывающихся в желудок протоков пищеварительной железы - (печени). 6.У большинства моллюсков органами дыхания являются (жабры), лежащие в мантийной полости. 7.Наземные моллюски дышат видоизменением мантийной пслости - («легким»). 8.Кровеносная система у моллюсков (незамкнутая). 9.В крови некоторых моллюсков находится не железо, а (медь) 10.Тип нервной системы моллюсков (разбросанно-узлового типа) 11.Какова симметрия тела моллюсков? (Двусторонняя, часть -асимметричные.) 12.Как называется складка кожи, полностью или частично покрывающая тело моллюсков снаружи? (Мантия). 13.Из каких слоев состоит раковина моллюсков? (У брюхоногих -рогового и перламутрового, у двустворчатых - рогового, известкового и перламутрового.) 14.Сколько камер в сердце у прудовика? (Две.) Сколько камер в сердце у беззубки? (Три.) 15.Чем представлены органы дыхания большого прудовика (Легким.) 16.Чем представлены органы дыхания беззубки? (жабрами.) 17.Чем представлены органы выделения моллюсков? (почками.) I 18.Можно ли утверждать, что большой прудовик гермафродит? (Да.) 1 19.Можно ли утверждать, что беззубка гермафродит? (Нет.) 20.От какой группы животных произошли моллюски? (От общих с кольчатыми червями предков.) 2. Индивидуальная работа 6 обучающихся работают по индивидуальным карточкам: III.Изучение нового материала Cообщение темы урока (Слайд 1,2): “Многообразие моллюсков” (запись в тетрадь) Сообщение цели и задач урока (Слайд 3) Изучение нового материала Какие признаки мягкотелых послужили основой для выделения в типе Моллюски трех основных классов? Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса (Слайд 4,). Тип Моллюски Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие (запись в тетрадь схемы) слайд 5 Внешнее строение и разнообразие моллюсков (слайды 6-10) - По мере объяснения нового материала вы записываете в столбик названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на ваших партах лежат таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, заполненные частично, вам необходимо попытаться их заполнить в течение урока. В конце урока я предоставлю немного времени для того, чтобы их проверить. Сравнительная характеристика классов моллюсков
Рассмотрим особенности класса Брюхоногих и значение. Рис. 32, стр.49 п.12 Сообщение учащегося с презентацией. - Это наиболее многочисленный класс моллюсков. Представители его встречаются в глубинах океана, прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Раковина у этих моллюсков цельная, часто асимметричная (вправо или влево закрученная, конусовидная). Представители брюхоногих — слизни раковины не имеют, тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Движение брюхоногие моллюски осуществляют за счет волнообразных сокращений подошвы ноги; для защиты моллюск прячет все свое тело в раковину. У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния — они могут распознавать запахи. Эти моллюски очень чувствительны к температуре окружающей среды: от нее зависит скорость протекания процессов в их организме. Среди брюхоногих есть фильтраторы и трупоеды, а также паразиты и хищники. Но в основном эти моллюски растительноядные или поедающие разлагающиеся донные отложения. Рассмотрим особенности класса Двустворчатых Видеофрагмент «Характеристика класса Двустворчатые и их значение » Обобщение Представители класса (Слайд 11) Заполнение таблицы Работа с рисунками стр.49 рис 33. Как вы думаете, почему у этого класса такое название? Обе половинки раковины прочно закрепляются выступами и углублениями такого “замка”. Двустворчатые исключительно водные животные. Размеры и масса тела различны. Наиболее крупный моллюск тридакна достигает до 1,5 м в длину и весит до 250 кг. Характерная особенность строения двустворчатых — отсутствие головы. Двустворчатые могут вести как подвижный, так и сидячий образ жизни, прикрепляясь к каменистому дну или раковинам других моллюсков. Значение Двустворчатых (слайд12-13) Рассмотрим особенности класса Головоногих (650 видов) Просмотр видеофрагмента о Головоногих моллюсках Обобщение Представители (Слайд 14 ) Характеристика и значение (9слайды 15 и 16) Заполнение таблицы - Какое значение имеют головоногие? (объекты промысла, ряд видов — источник фармацевтического сырья, из содержимого чернильного мешка делают акварельную краску – сепию, используются для нейрофизиологических исследований). V. Закрепление Проверка полученных знаний на уроке( слайд 17-18 ) Проверка заполнения таблицы. VI. Домашнее задание § 12 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения) VII. Подведение итогов. Выставление оценок |